КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 4 КЛАСС НА ТЕМУ"ЛЕСА РОССИИ"
Оценка 4.9

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 4 КЛАСС НА ТЕМУ"ЛЕСА РОССИИ"

Оценка 4.9
docx
21.10.2020
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 4 КЛАСС НА ТЕМУ"ЛЕСА РОССИИ"
лес.docx

Леса России

Цели
деятельности
учителя

Создать условия для ознакомления с географическим положением зоны лесов, с частями лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом, с растительным и животным миром зоны лесов; определения границ знания
и «незнания»; способствовать формированию представлений о лесной зоне; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться устанавливать взаимосвязи в природе, работать с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора; проявляют нравственные чувства и нравственное поведение

организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Мотивация
(сам
оопределени)  к учебной деятельности

Звучат в записи голоса птиц.

Читает стихотворение:

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится –

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

(С. Погореловский.)

В этом стихотворении «спрятана» тема нашего урока.
В какую природную зону мы сегодня отправимся?

слушают учителя. принимают участие в диалоге с учителем.

демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
к уроку

II. Актуализация  опорных

знаний


 

– Разгадайте кроссворд .

Задания:

1. Запишите 2–3 цепи питания, сложившиеся в тундре.

2. Перечислите экологические проблемы тундры.

3. Перечислите сходства и различия природных зон: тундры и арктической пустыни

Разгадывают кроссворд.

Выполняют
задания

 

III. Изучение нового материала

– Теперь мы можем отправиться исследовать лесную зону России. Найдите на карте природную зону лесов. Что вы можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту?

Где находится зона лесов относительно зоны тундры?

В каком тепловом поясе она лежит? Что характерно для этого пояса?

Какая поверхность у зоны лесов?

Какие части лесной зоны вы увидели? Сравните их по площади.

Между тундрой и зоной лесов есть промежуток, закрашенный темным цветом. Что это? Какую роль он выполняет?

Разным деревьям требуется разное количество тепла, одним меньше, другим больше. Хвойные деревья – ель, сосна, лиственница, пихта, кедровая сосна – менее требовательны к теплу. Они хорошо растут в северной части лесной зоны. Это тайга – хвойный лес.

– Далее к югу растут смешанные и широколиственные леса. Зима здесь мягче и нет многолетней мерзлоты. Много осадков и солнечного тепла.

Познакомимся поближе с растительным миром тайги. Здесь растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна. емонстрирует гербарий и дает краткое описание хвойным деревьям.)

Ель – хвойное дерево с короткими, грубоватыми хвоинками. Эти хвоинки расположены поодиночке. Шишки имеют продолговатую форму. Ели – долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно.

Сосна – хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса светлые и сухие.

Пихта отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки.

Лиственница – единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки.

Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром.
Ее хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена – кедровые орешки.

– Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых.
Рассмотрите иллюстрацию «Животный мир лесов»
в учебнике (с. 100–101), назовите животных этой зоны.

показывают
на карте.

Отвечают
на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают учителя. сравнивают на доске картины «Хвойный лес»
и «Смешанный лес».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

выполняют
задание


 


 

Для животных нет границ – они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи), другие делают на зиму запасы.

показывает рисунки и фотографии, изображающие животных, и дает краткое описание

 

IV. Практическая деятельность

– Запишите схему «Леса России» и укажите в каждом столбике названия деревьев, которые растут в том или ином лесу.

Используя иллюстрацию «Животный мир лесов»
в учебнике (с. 100–101), запишите 2–3 цепи питания, характерные для леса.

1. Растения → заяц-беляк → рысь;

2. Растения → мышь-полевка → соболь;

3. Растения → белка → сокол.

Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации

заполняют схему в тетради.

 

 

 

 

 

 

 

Составляют цепи питания.

 

 

 

Выполняют
задания

V. Итоги урока.

Рефлексия

– С какой природной зоной познакомились?

– В каких лесах вы были?

– Что вам больше всего понравилось?

– Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?

читают вывод в учебнике (с. 105).

Отвечают
на вопросы

VI. Домашнее задание

Учебник, с. 98–105. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания на с. 105

Задают уточняющие вопросы


 

кроссворд

1. Природная зона, которая расположена севернее Арктики. (Тундра.)

2. Хищная птица тундры, у которой всегда белое оперение. (Белая сова.)

3. Небольшие зверушки тундры, роют норки в снегу. (Лемминг.)

4. Небольшой гусь, который занесен в Красную книгу России: краснозобая… (Казарка.)

5. Растениеядная птица тундры, меняет оперение в зависимости от времени года. (Белая куропатка.)

6. Невысокий тундровый кустарник с синеватыми ягодами. (Голубика.)

7. Растение тундры, ягоды которого похожи на малину. (Морошка.)

8. Хищник тундры, имеет густой серый мех, его лапы короткие и широкие, питается леммингами и куропатками. (Песец.)

9. Основное занятие населения тундры. (Оленеводство.)

10. Зубовато, серовато, по тундре рыщет, оленей ищет. (Волк.)

11. Олений мох. (Ягель.)

12. Редкая птица с длинной шеей. (Лебедь.)

13. Самое крупное травоядное животное тундры. (Олень.)

14. Вечнозеленое растение с красными ягодами. (Брусника.)

Ключевые слова: Таймырский заповедник.

краткое описание животных зоны лесов России

Кедровка – таежная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов.

Белка-летяга – родственница белки, но меньше нее. Она умеет не только прыгать, но и летать: у нее есть кожные перепонки между передними и задними лапками.

Бурый медведь – всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, плавать.

Лось – лесной исполин. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы.

Рысь – хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушах – кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней.

Заяц-беляк на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей – черные, шерсть становится густой. Это осторожные животные.


 

Леса России Цели деятельности учителя

Леса России Цели деятельности учителя

II. Актуализация опорных знаний –

II. Актуализация опорных знаний –

III. Изучение нового материала –

III. Изучение нового материала –

Природная зона, которая расположена севернее

Природная зона, которая расположена севернее

России Кедровка – таежная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов

России Кедровка – таежная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.10.2020