Леса России
Цели |
Создать условия для ознакомления
с географическим положением зоны лесов, с частями лесов: тайгой, смешанным и
широколиственным лесом, с растительным и животным миром зоны лесов;
определения границ знания |
Планируемые
|
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться устанавливать взаимосвязи в природе, работать с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: имеют моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора; проявляют нравственные чувства и нравственное поведение |
организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I. Мотивация |
Звучат в записи голоса птиц. Читает стихотворение: Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес! Ты о чем шумишь листвою Ночью темной, грозовою? Что там шепчешь на заре, Весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей таится – Что за зверь? Какая птица? Все открой, не утаи: Ты же видишь – мы свои! (С. Погореловский.) – В этом стихотворении
«спрятана» тема нашего урока. |
слушают учителя. принимают участие в диалоге с учителем. демонстрируют
готовность к уроку, готовят рабочее место |
II. Актуализация опорных знаний
|
– Разгадайте кроссворд . Задания: 1. Запишите 2–3 цепи питания, сложившиеся в тундре. 2. Перечислите экологические проблемы тундры. 3. Перечислите сходства и различия природных зон: тундры и арктической пустыни |
Разгадывают кроссворд. Выполняют
|
III. Изучение нового материала |
– Теперь мы можем отправиться исследовать лесную зону России. Найдите на карте природную зону лесов. Что вы можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту? – Где находится зона лесов относительно зоны тундры? – В каком тепловом поясе она лежит? Что характерно для этого пояса? – Какая поверхность у зоны лесов? – Какие части лесной зоны вы увидели? Сравните их по площади. – Между тундрой и зоной лесов есть промежуток, закрашенный темным цветом. Что это? Какую роль он выполняет? – Разным деревьям требуется разное количество тепла, одним меньше, другим больше. Хвойные деревья – ель, сосна, лиственница, пихта, кедровая сосна – менее требовательны к теплу. Они хорошо растут в северной части лесной зоны. Это тайга – хвойный лес. – Далее к югу растут смешанные и широколиственные леса. Зима здесь мягче и нет многолетней мерзлоты. Много осадков и солнечного тепла. – Познакомимся поближе с растительным миром тайги. Здесь растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна. (демонстрирует гербарий и дает краткое описание хвойным деревьям.) Ель – хвойное дерево с короткими, грубоватыми хвоинками. Эти хвоинки расположены поодиночке. Шишки имеют продолговатую форму. Ели – долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно. Сосна – хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса светлые и сухие. Пихта отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки. Лиственница – единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки. Кедровую сосну в народе называют сибирским
кедром. – Разнообразен животный мир
лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. |
показывают Отвечают
Слушают учителя. сравнивают на доске картины «Хвойный
лес»
выполняют
|
|
||
|
– Для животных нет границ – они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи), другие делают на зиму запасы. показывает рисунки и фотографии, изображающие животных, и дает краткое описание |
|
IV. Практическая деятельность |
– Запишите схему «Леса России» и укажите в каждом столбике названия деревьев, которые растут в том или ином лесу.
– Используя иллюстрацию «Животный
мир лесов» 1. Растения → заяц-беляк → рысь; 2. Растения → мышь-полевка → соболь; 3. Растения → белка → сокол. Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации |
заполняют схему в тетради.
Составляют цепи питания.
Выполняют |
V. Итоги урока. Рефлексия |
– С какой природной зоной познакомились? – В каких лесах вы были? – Что вам больше всего понравилось? – Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? |
читают вывод в учебнике (с. 105). Отвечают |
VI. Домашнее задание |
Учебник, с. 98–105. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания на с. 105 |
Задают уточняющие вопросы |
кроссворд
1. Природная зона, которая расположена севернее Арктики. (Тундра.)
2. Хищная птица тундры, у которой всегда белое оперение. (Белая сова.)
3. Небольшие зверушки тундры, роют норки в снегу. (Лемминг.)
4. Небольшой гусь, который занесен в Красную книгу России: краснозобая… (Казарка.)
5. Растениеядная птица тундры, меняет оперение в зависимости от времени года. (Белая куропатка.)
6. Невысокий тундровый кустарник с синеватыми ягодами. (Голубика.)
7. Растение тундры, ягоды которого похожи на малину. (Морошка.)
8. Хищник тундры, имеет густой серый мех, его лапы короткие и широкие, питается леммингами и куропатками. (Песец.)
9. Основное занятие населения тундры. (Оленеводство.)
10. Зубовато, серовато, по тундре рыщет, оленей ищет. (Волк.)
11. Олений мох. (Ягель.)
12. Редкая птица с длинной шеей. (Лебедь.)
13. Самое крупное травоядное животное тундры. (Олень.)
14. Вечнозеленое растение с красными ягодами. (Брусника.)
Ключевые слова: Таймырский заповедник.
краткое описание животных зоны лесов России
Кедровка – таежная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов.
Белка-летяга – родственница белки, но меньше нее. Она умеет не только прыгать, но и летать: у нее есть кожные перепонки между передними и задними лапками.
Бурый медведь – всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, плавать.
Лось – лесной исполин. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы.
Рысь – хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушах – кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней.
Заяц-беляк на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей – черные, шерсть становится густой. Это осторожные животные.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.