Урок 22.
Тема: Размножение и развитие животных.
Цель: познакомить с размножением и развитием животных.
Планируемые результаты: учащиеся научатся изображать процесс развития животных с помощью моделей, обнаруживать взаимосвязи в живой природе; узнают, как развиваются и размножаются животные.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос
— Перечислите группы животных по их групповым признакам.
— Назовите представителей каждой из групп.
— Приведите примеры животных одной группы, но разных видов.
III. Самоопределение к деятельности.
Сегодня на уроке будем говорить о размножении и развитии животных.
IV. Работа по теме урока
1.Работа в группах
(Ученики делятся на 4 группы.)
— Прочитайте в учебнике на с. 100 план работы вашей группы.
— Расскажите, в какой последовательности вы будете выполнять работу.
— Результаты вашей работы занесите в таблицу.
(Учащиеся выбирают группу животных, по рисункам учебника прослеживают, как размножаются и развиваются животные, дополняют сведениями из текста учебника, выступают с сообщениями о размножении и развитии животных данной группы, полученную информацию заносят в таблицу.)
группа животных |
Размножение |
Развитие |
Насекомые |
Откладывают яйца |
Либо: яйцо — личинка — куколка — взрослое насекомое (бабочка), либо: яйцо — личинка — взрослое насекомое (кузнечик) |
Рыбы |
Мечут икру |
Икра — малек — рыба |
Земноводные |
Мечут икру |
Икра — головастик — лягушка |
Пресмыкающиеся |
Откладывают яйца |
Яйцо — детеныш — взрослое животное |
Птицы |
Откладывают яйца |
Яйцо — птенец — взрослая птица |
Млекопитающие |
Рождают детенышей |
Детеныш — взрослое животное |
— Найдите сходства и различия в развитии и размножении земноводных и пресмыкающихся, рыб и земноводных, пресмыкающихся и птиц.
— Чем отличается размножение и развитие млекопитающих от размножения и развития всех других животных?
— Все ли животные заботятся о своем потомстве? (Нет, не все. Бабочки и лягушки не заботятся.)
— Расскажите, как заботятся о птенцах птицы. (Строят гнезда, откладывают яйца, насиживают их, согревая своим теплом. Птенцы рождаются голыми, беспомощными. Родители кормят их и защищают от врагов.)
— Расскажите, как заботятся о своих детенышах звери. (Ответы учеников.)
V. Физкультминутка
На реке живет енот,
Чешет лапкой он живот,
Своим хвостиком виляет,
Кверху лапки поднимает.
Шустро он по кочкам скачет
И запас под корень прячет.
Он среди воды живет,
Добродушный наш енот.
VI. Закрепление изученного материала.
Выполнение заданий в рабочей тетради
№ 1 (с. 48).
— Прочитайте задание. Отметьте знаком «+» в соответствующей графе, кто как размножается.
(После выполнения задания выполняется взаимопроверка.)
№2 (с. 48-49).
— Прочитайте задание. Схемы развития каких животных в нем даны? (Бабочки, рыбы, лягушки, ящерицы, утки, лисы.)
— Найдите в приложении рисунки к данному заданию. Заполните пропуски в схемах развития. Вырежьте и наклейте рисунки.
(После выполнения задания выполняется проверка.)
№3(с. 49).
— Прочитайте задание. Выполните его.
VII. Рефлексия. Работа в группах.
— Изготовьте модели, показывающие развитие тех животных, которые вам особенно запомнились. Если потребуется, исправьте ошибки, перемещая детали моделей.
— Подумайте, кто как развивается. Ответьте устно, какие слова пропущены.
• Яйцо — ... — взрослая птица. (Птенец.)
• Икринка — ... — взрослая лягушка. (Головастик.)
• ... — малек — взрослая рыба. (Икринка.)
• Яйцо — личинка — ... — бабочка. (Куколка.)
Итак, большинство животных откладывают яйца или мечут икру. Звери рождают детенышей и выкармливают их молоком. Развиваясь, потомство превращается во взрослых животных. Многие животные-родители заботятся о своем потомстве.
VIII. Подведение итогов урока.
— Как размножаются животные?
— Назовите животное и способ его размножения и развития.
Домашнее задание.
1. Учебник: прочитать текст на с. 100—105, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 104.
2. Рабочая тетрадь: № 4—5 (с. 50).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.