Конспект урока по окружающему миру в 4 классе
“Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него”.
С.И. Гессен.
Тема урока: Путешествие по России
Тип урока: урок закрепления изученного материала
Цель урока:
- обобщить полученные сведения о городах России.
Планируемые результаты урока, в т.ч. и формирование УУД:
Познавательные УУД:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее выполнения;
- формирование умения планировать, контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями ее реализации; вносить необходимые коррективы и действия;
- использование различных способов поиска информации (в справочных источниках);
- построение рассуждений, подведение под известные понятия;
Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- постановка вопросов и проблемы;
- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- контроль, коррекция, оценка действий партнера в группе;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Регулятивные УУД:
- донесение своей позиции до других;
- слушание и понимание речи одноклассников;
- выполнение различных ролей в группе, умение сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
- уважительное отношение к позиции одноклассников.
Личностные УУД:
- объяснение отношения к историческим сведениям родной страны с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
- самостоятельное определение самых простых общих для всех людей основ общечеловеческих нравственных ценностей.
1. Орг. момент. 2 мин.
Прозвенел опять звонок,
Начинается урок.
Все на месте, все в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?
- Дорогие ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте их поприветствуем. Тихо садитесь, и начинаем наш урок.
2. Проверка д/з 2 мин.
- Что я просила вас повторить дома? (нахождение изученных городов на карте России).
- Назовите, с какими городами мы познакомились на прошлом уроке.
- Сегодня на уроке вам понадобятся эти сведения, поэтому я надеюсь, что все дома выполнили задание.
3. Объявление темы и целей урока 2 мин.
- Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке? (мы выслушивали доклады о городах, познакомились с разными городами России).
- Эта тема очень интересна и обширна, поэтому предлагаю вам предложить, чем будем заниматься сегодня на уроке (повторим, закрепим знания).
4. Планирование деятельности 4 мин.
- Итак, мы будем обобщать наши знания, собирать и группировать все важные сведения о городах. А как это сделать? Что нам помогает на уроках закрепления? (карта, схема, таблица, доклады, дополнительная литература).
- Молодцы, все верно, а как мы умеем работать? (самостоятельно, все вместе, группами, в парах).
- Сегодня я предлагаю вам провести большую работу по обобщению материала всем вместе, но самостоятельно, без моей помощи. Предположите, какая форма работы нам подойдет для этого лучше всего и почему? (работа в группах, т.к. при работе сообща больше шансов выполнить работу хорошо).
- Как мы работаем в группах? (дружно, все вместе, помогая товарищам, но не ругаемся, не спорим, приходим вместе к общему решению).
- Поделитесь, пожалуйста, на группы и я представлю вам задание, которые нужно будет выполнить.
(Дети делятся на 3 группы по 3 человека)
5. Практическая деятельность учащихся 15 мин
Работа в группах (ЗАДАНИЕ НА КАРТОЧКАХ)
ФИЗМИНУТКА
6. Осуществление контроля 15 мин.
- Вы хорошо поработали в группах, предлагаю всем вернуться на свои места. Теперь давайте подумаем, ведь результат работ надо проверить. Предложите, как можно проверить сразу все работы? (поменяться тетрадями, проверить друг друга, проверит учитель, проверим каждый сам себя и др.)
- Вы молодцы, назвали много способов проверки работы, я с вами согласна. Давайте проведем взаимопроверку, которую вы так любите, то есть проверим друг друга. Поменяйтесь тетрадями, приготовьте простой карандаш (дети меняются тетрадями)
- Положите перед собой оценочный лист и подпишите его:
Оценочный лист
Кто выполнял работу ___________________________________
Кто проверял работу ____________________________________
Баллы:
№ 1 |
№ 2 |
№ 3 |
Итого |
Отметка |
|
|
|
|
|
- Сверяем ответы к первому заданию. Что нужно было сделать? (читают задание и объясняют его)
НА ЭКРАНЕ
1. Якутск, Архангельск, Псков
Златоуст, Улан – Удэ, Уфа,
Владивосток
НА ЭКРАНЕ
1 балл – все верно;
0 баллов – неверно.
- Проверим 2 задание. Что нужно было сделать? (читают и объясняют задание)
- У меня приготовлены карточки с названиями городов, по одному подойдите, вытяните карточку и покажите этот город на карте.
Дети работают с картой России
- Это задание оцениваем так:
НА ЭКРАНЕ:
2 балла – все верно,
1 балл – допустил 1-3 ошибки
0 баллов – допустил более 3 ошибок.
- Проверим 3 задание. Таблица представлена на экране. Сверьте данные. Исправьте ошибки карандашом. (Про каждый город обобщаем сведения, дополняем)
Название города |
Где находится (река, озеро, область и т.д.) |
В каком году город основан |
Численность населения |
Достопримечательности города |
Владивосток |
Пермский край, 50 островов |
1860 г. |
≈ 600 000 чел. |
Зоологический музей, Миллионка, Подводная лодка С-56 |
Златоуст |
Челябинская обл. Уральские горы |
1754 г. |
≈ 172 000 чел. |
Оружейный завод, Национальный парк «Таганай», Башня - колокольня |
Улан - Удэ |
Восточная Сибирь, оз.Байкал |
1666 г. |
≈ 416 000 чел. |
Бурятский государственный академический театр, Гостиный двор, Православный крест, Свято-Одигитриевский собор, Скульптура Мать Бурятия |
Якутск |
Респ. Саха, река Лена |
1632 г. |
≈ 286 000 чел. |
Памятник народному писателю Суоруну Омоллоону, Национальный художественный музей Респ. Саха, «Дружба» - историко-архитектурный музей-заповедник, Памятник-знак дружбы якутов и русских |
Архангельск |
Архангельскаяя область |
1584 г. |
≈ 351 000 чел. |
Мыс Пур-Наволок, Памятник Петру I, Никольская церковь |
Псков |
Псковская область, река Великая |
903 г. |
≈ 203 000 чел. |
Гремячья башня, Памятник Пушкину и его няне, Псковский Кремль |
Уфа |
Республика Башкортостан |
1574 г. |
≈ 1 000 000 чел. |
Конный памятник герою Салавату Юлаеву, Башкирский государственный академический театр драмы, Мемориальный дом-музей Аксакова, Памятник дворнику |
- Это задание было сложное. Предположите, во сколько баллов мы его оценим? (3-5 баллов)
- Оцениваем в 5 баллов.
НА ЭКРАНЕ:
5 баллов - выполнено все верно
4 балла – допущены 1-3 ошибки
3 балла – больше половины работы выполнено верно
1 - 2 балла – меньше половины работы выполнено верно
0 баллов – задание выполнено неверно
Подсчитайте общее количество баллов и оцените работу.
НА ЭКРАНЕ:
7-8 баллов – отметка «5»
5-6 баллов – отметка «4»
3-4 балла – отметка «3»
0-2 балла – отметка «2»
- Верните тетради хозяевам, посмотрите свои работы, проверьте, правильно ли вам поставил отметку проверяющий. Попрошу встать тех, кто получил за работу отметку «2». …… отметку «3», ….отметку «4», …отметку «5».
- Поставьте отметки за урок в дневники.
7. Итог урока. Рефлексия 2 мин.
- Как вы считаете, достигли ли мы цели нашего урока? (да), Докажите свое мнение. (Мы повторили материал, обобщили сведения о них, подвели итоги, составили общую таблицу).
- Перед вами лежит оценочный лист, я прошу вас оценить нашу работу по 5-ти бальной шкале. Просьба подписать лист.
НА ЭКРАНЕ и на партах перед детьми таблица
Я |
Группа |
Класс |
Учитель |
|
|
|
|
- Спасибо за ответы. Они будут для меня полезными.
8. Домашнее задание 2 мин.
- Дома я прошу вас выполнить задание в рабочей тетради на стр. ….. (разбор задания, запись в дневник)
Наш урок закончен, большое вам спасибо, вы прекрасно работали.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.