Урок 8
Тема: Милосердие и сострадание.
Цели:
· формировать представление учащихся о системе духовно-нравственных ценностей православия, убедить современного ребёнка в том, что милосердие и сострадание спасают душу, это для него полезно;
· развивать способность к сопереживанию, побуждать детей делать доброе другому человеку;
· воспитывать бескорыстие, умение сочувствовать.
Формы и виды деятельности: беседа, слово учителя, анализ литературного материала, создание проблемной ситуации, словарная работа, просмотр мультфильма.
Основные термины и понятия: милосердие, сострадание, милостыня.
Средства наглядности: видеозапись мультфильма «Просто так», учебник.
Ход урока
1. Организация деятельности человека.
2. Актуализация знаний. Введение в тему, создание проблемной ситуации.
· Как сохранить в классе радость? (Обсудить с учениками)
Вывод: Делать добрые дела, потому что они создают ощущение радости.
3. Работа по теме урока.
· День рождения – радостный праздник? Все любят день рождения?
· А чей день рождения вы любите больше всего? Почему?
А теперь представьте ситуацию:
У вас день рождения. Вы ждёте гостей и, как настоящий именинник, всем своим гостям при входе вручаете подарки, в ответ получая только благодарность. Будет ли для вас такой радостен такой день рождения? Ты хотел бы устроить себе такой день рождения? (Нет) Почему?
Вывод: Подарки приятней получать, чем дарить.
· Что человеку ценнее, легче и приятнее – брать или отдавать?
· Если все будут брать, значит, кто-то должен отдавать. Кто? (Обсудить. Возможен ответ – родители)
· Кто из вас когда-нибудь что-то отдавал? (Поделиться своим опытом)
· А смогли бы вы отдать что-то очень-очень нужное вам самим? (Это очень трудно)
· Тогда, может, и не нужно отдавать?
Работа с текстом (Читаем текст об Ульяне Муромской, стр. 32 учебника, обсуждаем)
· Зачем святая Ульяна это делала? (Обсудить)
· Вспомните, что такое святость? (Святость – это твой путь к изменению в лучшую сторону)
Вывод: Потому что в ответ она получала особенную радость. Не радость от обладания чем-то, а радость души.
(Просмотр мультфильма «Просто так»)
Душа живёт по своим законам. Она для любви и радости. Так нас создал Господь. Так мы устроены. Если не заполнять душу любовью и радостью, она болеет. А значит, нам плохо, мы становимся злыми, жадными, завистливыми. Что же делать, чтобы не стать такими? (Обсудить)
Вывод: Каждому из нас нужно заполнять свою душу любовью и радостью.
· Православные христиане часто используют такое слово – милосердие. Кто-то из вас слышал это слово? Что оно обозначает? (То, что мило, любо сердцу)
· Милосердным может быть только человек. Какого человека мы можем так назвать? (Обсудить)
Вывод: Милосерден тот, кто делает добрые дела, дела милости. «Вижу чужую боль, понимаю, что другому плохо – делаю что-то для него». Милосердный человек – сильный человек. Милосердие – удел сильных.
Работа на доске.
Задание: Подобрать второе слово.
Дела милости: голодного - … (накорми)
плачущего - … (успокой)
больного - … (проведай)
путника - … (прими)
незнающего - … (научи)
просящему - … (дай)
стучащему - … (открой)
обидевшего тебя - … (прости)
· Какое из этих дел милости для вас самое сложное?
· А какие из дел милости вы совершали? (Обсудить)
Работа с текстом (стр. 31-23 «Милостыня»)
4. Итог урока.
Личностная рефлексия по методу «Опрос – Итог».
«Самым сложным для меня …»
«Сегодняшний урок показал мне …»
Домашнее задание: Найдите примеры дел милости в нашей жизни, в своей семье, среди знакомых, чтобы рассказать о них на следующем уроке.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.