Конспект урока по ОПК "Представление о православной культуре, о жизни православных людей"
Оценка 5

Конспект урока по ОПК "Представление о православной культуре, о жизни православных людей"

Оценка 5
doc
21.01.2021
Конспект урока по ОПК "Представление о православной культуре, о жизни православных людей"
Урок. Представление о православной культуре, о жизни православных людей.doc

Урок

Тема: Представление о православной культуре, о жизни православных людей.

Цель: формирование у обучающихся общих представлений о культуре и религии.

Задачи:

·        показать связь культуры и религии;

·        прививать школьникам уважительное отношение к людям, исповедующим разные религии;

·        продолжить формирование коммуникативных навыков.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, презентация «Культура и религия», карточки с пословицами.

Ключевые понятия: культура и религия, традиция.

Ход урока

1.     Организационный момент.

2.     Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.

·        Расскажите, о чём вы беседовали с родными и друзьями.

·        Что нового для себя вы узнали?

·        Расскажите о традициях, принятых в вашей семье.

3.     Сообщение темы, цели и задач урока.

Сегодня на уроке нам с вами предстоит знакомство с мировыми религиозными культурами.

Открываем тетрадь, записываем тему урока – «Представление о православной культуре, о жизни православных людей».

На прошлом уроке мы пришли к выводу, что нас объединяет наша Родина, наш край. Это наша земля. Общая история. Общие законы. И что важнее всего – общая культура.

4.     Изучение нового материала.

Беседа с учениками.

·        Как вы понимаете тему урока? Давайте объясним с вами понятия «культура» и «религия». Что это в вашем понимании? (Работа с понятиями)

В терминологии естественных наук слово «культура» сохранило своё первоначальное значение (культивировать, возделывать). В Священном Писании говорится: «И выслал его (Адама) Господь Бог из сада Эдемского, чтобы возделывать землю» (Быт. 3, 23)

Человек стал возделывать землю, выращивать скот, строить дома. Потом стал строить большие города, в которых были бы библиотеки, соборы, концертные залы, монастыри. Он стал украшать свой дом, свою одежду, писать книги, рисовать картины, сочинять музыку… Чтобы создать всё это, он трудился не только физически, но и духовно.

«Природа, возделанная духом человеческим, есть культура», - сказал русский философ Д.М. Велланский. В древней летописи о труде говорится так: «На земле добра без труда не достичь, так от чего же мы избегаем труда благословенного?»

Культура – сложное понятие. Существует более 300 её определений. Первоначально «культурным» называли человека, который обрабатывает, возделывает землю. В самом общем значении мы говорим о «культуре», когда подразумеваем её отличие от природы («натуры»).

То есть культура – это всё «человеческое» в окружающем нас мире, всё то, что делают люди.

КУЛЬТУРА

 
Например, растения, которые садовод специально выращивает на своём участке, - помидоры, огурцы, кабачки, - это культурные растения. Мы за ними ухаживаем, удобряем, подвязываем. А вот сорняки в наших огородах и садах растут самостоятельно, без нашего участия, без человеческих усилий.

 

 


Материальная культура – это транспорт и связь, здания и сооружения, породы животных и сорта растений.

Духовная культура – это наши знаний, наши представления о том, что красиво, а что нет, что такое добро и что такое зло. А ещё к духовной культуре относятся наши религиозные верования.

Как надо отмечать государственный, народный или религиозный праздник? Как встретить в доме гостей? Это тоже вопросы культуры.

Эти правила, нормы, обычаи люди впитывают с первого дня своей жизни. Обычно человек не выбирает свою культуру: он в ней рождается и в ней растёт.

То есть культура – это нормы и правила, существующие в обществе, это духовные ценности, которые создаёт человек.

Есть области культуры, общие для всех людей или для всей страны. Но есть и различия в народных культурах. И даже правила, общие для всех, люди могут объяснять по-разному. Например, все люди осуждают ложь. Но один пояснит: «Не лги, чтобы и тебе не лгали в ответ». А другой скажет: «Не лги, потому что всякую ложь видит Бог».

В нашем краю живут люди, по-разному представляющие себе отношения человека и Бога. Это означает, что они относятся к разным религиям.

Религия – мироощущение, основанное на вере в существование Бога (или богов), ангелов, духов. 

Для многих людей эта вера становится настолько глубокой, что определяет их поведение и их культуру.

·        Какие основные религии вам известны? (православие, ислам, буддизм, иудаизм)

Комментированное чтение.

В XVII веке в Россию прибыл арабский путешественник Павел Аллепский. Вот что его поразило.

В праздничные дни все поспешают в церковь, нарядившись в лучшие свои одежды, особенно женщины. Люди молятся в храмах по 6 часов. Всё это время народ стоит на ногах. Какая выносливость! Несомненно, все эти люди святые!

Винные лавки остаются закрытыми с субботы до понедельника. Так же делается и во время больших праздников.

По отчеству зовут даже крестьян.

Чёрный хлеб любят больше белого.

Собак кормят всегда мясом, а поят молоком. Поэтому при нападении на дом каждая собака в силах бороться с толпой.

Жена, принеся еду, садится за один стол с мужчинами.

На Пасху все целуются, говоря: «Христос воскресе!»

Торговля московитов жёсткая, это торговля сытых людей. Говорят они при торговле мало. При попытке торговаться сердятся. Цена одинаковая на всём рынке.

Когда мы вошли в больницу, от дурного запаха не могли оставаться в этом помещении смотреть на больных. Царь же подходил к каждому больному и целовал его в голову, уста и руки – и так до последнего.

Вопросы учащимся:

·        Какие черты русской культуры XVII века, так поразившие арабского путешественника, живы до сих пор?

·        Каких из упомянутых традиций уже не встретишь?

·        Как вам кажется, хорошо ли это?

Самостоятельная творческая работа школьников.

Задание. Составьте и запишите в тетрадь предложения со словами культура и религия.

Самостоятельная работа по карточкам.

Обсуждение результатов работы по карточкам.

Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями.

·        Как вы объясните членам семьи и друзьям, что такое культура? Что такое религия?

·        О каких проявлениях культуры вы им расскажете?

·        В чём могут выражаться различия в культуре разных людей и как следует относиться к этим различиям?

5.     Домашнее задание.

Прочитай или перескажи членам семьи и друзьям статью из пособия, обсуди с ними её содержание.

6.     Закрепление основных понятий урока.

Запись в тетрадь терминов и понятий:

Культура – совокупность достижений человечества в производственном, духовном и общественном отношении (Ожегов, 2007).

Культура – образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира.

Религия – совокупность представлений, основанных на вере в чудодейственные, сверхъестественные силы и существа (богов, духов) (Ожегов, 2007)


Урок Тема: Представление о православной культуре, о жизни православных людей

Урок Тема: Представление о православной культуре, о жизни православных людей

Изучение нового материала. Беседа с учениками

Изучение нового материала. Беседа с учениками

Материальная культура – это транспорт и связь, здания и сооружения, породы животных и сорта растений

Материальная культура – это транспорт и связь, здания и сооружения, породы животных и сорта растений

В праздничные дни все поспешают в церковь, нарядившись в лучшие свои одежды, особенно женщины

В праздничные дни все поспешают в церковь, нарядившись в лучшие свои одежды, особенно женщины

Как вы объясните членам семьи и друзьям, что такое культура?

Как вы объясните членам семьи и друзьям, что такое культура?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2021