Цель: формирование у обучающихся представления о добродетели и пороке, о совести и раскаянии, как качествах характера, проявляющихся в поступках. слайд 2
Задачи: слайд 3
Обучающая: сформировать представление о понятиях « добро» «зло», «грех», «совесть», «раскаяние» в русской православной культуре,
показать их взаимосвязь, показать ценность достижений культуры для человечества.
Развивающая: осознать, что различать добро и зло человеку помогает совесть, показать на примерах, как связаны между собой эти понятия; активизировать познавательную деятельность учащихся.
Воспитывающая: понять, что значит вести диалог со своей совестью; воспитывать внимательное отношение к своему внутреннему миру, желание работать дружно, участвовать в поисках нового.
В области формирования УУД: слайд 4
· познавательные - умение выделять существенную информацию из различных источников;
· регулятивные – в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий;
· коммуникативные – выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Подготовка учащихся к уроку: подобрать к уроку: 1 группе - значение слова «добро», 2 группе - пословицы о добре, 3 группе- словосочетания со словом «добро»( оформление проектной папки)
Оборудование урока: мультимедиапроектор, презентация «Совесть и раскаяние», рисунок дуба и мудрецов, аудиозапись «Дорогою добра», учебник «Основы православной культуры», тексты притч, словарь В.И.Даля, рисунок цветика- семицветика,
ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС «Основы православной культуры»( видео «Совесть, презентация к уроку, задания для домашней работы, тест для контроля)
План урока
1. |
Мотивация к учебной деятельности |
2 мин |
|
2. |
Актуализация знаний |
4 мин |
|
3. |
Выявление места и причины затруднения. |
3 мин |
|
4. |
Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания |
4 мин. |
|
5. |
Реализация построенного проекта |
10 мин |
|
6. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
4 мин. |
|
7. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
10 мин. |
|
8. |
Включение в систему знаний и повторение |
5 мин |
|
9. |
Рефлексия учебной деятельности.
|
3 мин |
|
Ход урока
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами начнём урок с песни. (Дети слушают отрывок из песни «Дорогою добра»). Я не случайно предложила послушать эту песню. Почему? ( Дома нам надо было выполнить задания о «добре»)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии Слайд 5
Работа под понятиями «добро», «зло», «грех»
Проверка домашнего задания. (Дети дома работали дифференцированно. Одни искали определение слова «добро», «доброта» в словарях, другие искали пословицы о добре, третьи - составляли словосочетания со словом «добро»)
Учитель: Ребята, дома вы выполняли задание. Расскажите, как вы справились с данной работой.
-Дайте определение слову «Добро»
(Отчёт первой группы. Дети дают определение добра по словарю В.И.Даля.)
-Какие пословицы о добре, доброте вам удалось найти?
(Отчёт второй группы. Дети называют пословицы)
-Какие словосочетания со словом «добро» вы составили?
(Отчёт третьей группы: творить добро, сеять добро, излучать добро, добрые люди)
-Назовите антоним слову «добро» (зло). А что такое «зло»? ( что-то плохое, недоброе)
-В православии «зло» - это грех, недобрые чувства, недобрые мысли, недобрые дела. Чтение текста о добре и зле с. 36. Вывод слайд 6
3. Выявление места и причины затруднения. Слайд 7
Учитель: Ребята. Представьте, что мы оказались в необычном месте – на поляне мудрецов. На ней растет большой развесистый дуб. Дерево мудрости.
Вас радушно встречает мудрец. Он все знает о человеческой жизни.
Закройте глаза, заглянем в себя, увидим себя, услышим себя. Какой я? Каким я себя чувствую? Что бы вы рассказали мудрецу о себе?
Учитель читает стихотворение. Однажды предрассветною порой ТРИ мудреца склонились надо мной, И я спросила их, поднявши веки: - Что главное, скажите в человеке? -Конечно, разум- первый мне ответил. (открываю карточку со словом «разум» )
С
ним каждый путь и правилен и светел. -Благодарю,
что просветил
меня. Я
поклонилась, голову склоня.
Второй ответил: - Воля на пути, (открываю карточку)
Который
нужно с гордостью пройти, Чтобы достойно подойти к
концу. Я
поклонилась в пояс мудрецу. Да нет, не то, заволновался третий
Послушайте, что строго он
ответил: (пауза)…
Учитель: Как
вы думаете, что считал главным в человеке третий мудрец?
(Ответы
детей)
Да нет, не то, заволновался третий.
Дослушайте, что строго он ответил!
Невелика моя об этом повесть,
Но главное у человека - совесть! ( открываю слово)
Учитель: Назовите тему нашего урока. (Тема урока «Совесть и раскаяние)
Просмотр видео «Добро и зло. Совесть» В чём смысл басни?
Работа с понятиями «совесть» и «раскаяние» (Дети работают в группах. Первая группа ищет в словаре значение слова «совесть», а вторая группа- слово «раскаяние»
Учитель: Так что же такое «совесть» ? (Чувство ответственности за своё поведение) слайд 8
-Что такое «раскаяние»? (Испытание сожаления, признание в совершённой ошибке, в неправильном поступке) слайд 9
5. Реализация построенного проекта.
Учитель: Давайте обратимся к понятию “Совесть” (Учебник страница 36)
Назовите 2 дела совести. Слайд 10
-(Чтение отрывка статьи “Отречение Петра”)
- Кто такой апостол Пётр? (Самый близкий ученик Христа)
- Посмотрите на его портрет.
- Какое выражение лица у него? (Мученическое, так как он совершил грех)
- Какой грех он совершил? (Трижды отрёкся от своего учителя, предал его)
- Спокойно ли было у него на душе, когда апостол Пётр совершил грех, или же он мучился? (Мучился)
- Обоснуйте свой ответ.
- Какое внутреннее состояние толкало апостола Петра на мучения? (Совесть)
Слайд 11
-Давайте узнаем, сколько шагов в раскаянии. (Работа в группах. 1 Группа ищет в тексте на стр. 38 информацию о 1 шаге раскаяния, вторая группа - о 2 , третья- о 3 шаге раскаяния.) слайд 12
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Игра «Цветик- семицветик» слайд 13
Цель: объяснить значение фразеологизмов.
(Дети по очереди отрывают лепесток, на котором написан фразеологизм, объясняют его)
7.Самостоятельная работа в группах. Слайд 14
Учитель: Ребята, прочитайте притчу, определите её мораль.
(Чтение притчи, , определение морали притчи)
Работа с притчей
ü Прочитайте притчу.
ü В чем заключается смысл притчи?
ü В чем мораль?
ü Какими мыслями и чувствами вам захотелось поделиться? ( Чему она вас научила?)
Совесть без муки (притча для детей и взрослых)
Нашел совестливый человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!
8. Включение в систему знаний и повторение.
( Работа с дистанционным курсом . Контроль. Тест «Совесть и раскаяние»
9. Рефлексия учебной деятельности. Слайд 15
Учитель: И в заключении нашего урока закончите предложение.
Сегодня я узнал.. Было интересно…Было трудно…Я выполнял задания…
Я понял, что…Я почувствовал, что…Я приобрел… Я научился…
У меня получилось … Я смог… Я попробую…Меня удивило…
Урок дал мне для жизни..Мне захотелось…
Домашнее задание. Задание дифференцированное. Дистанционный курс 1 вариант задание «Совесть», 2 вариант –задание «Раскаяние» Слайд 16
Литература:
1. Дистанционный курс «Основы православной культуры»
2. «Детская Библия. Библейские рассказы в картинках». Авторы: Борислав Арапович и Вера Маттелмяки, Изд: Российское Библейское общество, М; 1993г.
3. Колбовская С. Г. Уроки этики. Яр; 1994г.
4. Кураев. А. В. Основы православной культуры и светской этики. Основы православной культуры. М; «Пр»; 2010г.
5. Сайт «Основы...
6. diak-kuraev.livejournal.com/94757.html
7. ЭОР «Основы православной культуры»
8. Маленькие притчи для детей и взрослых
9. Монах Варнава (Евгений Санин ). http://esanin.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=117&Itemid=1
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.