Конспект урока по ОРКСЭ "Совесть и раскаяние"(урок10)
Оценка 4.9

Конспект урока по ОРКСЭ "Совесть и раскаяние"(урок10)

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
другое
3 кл—5 кл
16.03.2020
Конспект урока по ОРКСЭ "Совесть и раскаяние"(урок10)
Конспект урока по ОРКСЭ (модуль православная культура)
Конспект урока Совесть и раскаяние.doc

 

 

Тема: «Совесть и раскаяние» ( урок № 10) слайд 1

Цель:   формирование у обучающихся представления о добродетели и пороке, о совести и раскаянии, как качествах характера, проявляющихся в поступках. слайд 2

Задачи: слайд 3

Обучающая: сформировать представление о понятиях « добро» «зло», «грех», «совесть», «раскаяние» в русской православной культуре,

 показать их взаимосвязь,  показать ценность достижений культуры для человечества.

 Развивающая: осознать, что различать добро и зло человеку помогает совесть, показать на примерах, как связаны между собой эти понятия; активизировать познавательную деятельность учащихся.

Воспитывающая: понять, что значит вести диалог со своей совестью; воспитывать внимательное отношение к своему внутреннему миру, желание работать дружно, участвовать в поисках нового.  

 В области формирования УУД: слайд 4

·        познавательные - умение  выделять существенную информацию из различных источников;

·        регулятивные – в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий;

·        коммуникативные – выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Подготовка учащихся к уроку: подобрать к уроку: 1 группе - значение слова «добро», 2 группе - пословицы о добре, 3 группе- словосочетания со словом «добро»( оформление проектной папки)

Оборудование урока: мультимедиапроектор, презентация «Совесть и раскаяние», рисунок дуба и мудрецов, аудиозапись «Дорогою добра», учебник «Основы православной культуры», тексты притч,    словарь В.И.Даля, рисунок цветика- семицветика,

ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС «Основы православной культуры»( видео «Совесть, презентация к уроку, задания для домашней работы, тест для контроля)

План урока

1.

Мотивация к учебной деятельности

2 мин

2.

Актуализация знаний

4 мин

3.

 Выявление места и причины затруднения.

3 мин

4.

 Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания

4 мин.

5.

 Реализация построенного проекта

10 мин

6.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

4 мин.

7.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

10 мин.

8.

 Включение в систему знаний и повторение

5 мин

9.

 Рефлексия учебной деятельности.

 

3 мин

Ход урока

I.                  Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

 Учитель: Ребята, сегодня мы с вами начнём урок с песни. (Дети слушают отрывок из  песни «Дорогою добра»). Я не случайно предложила послушать эту песню. Почему? ( Дома нам надо было выполнить задания о «добре»)

 2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии Слайд 5

Работа под понятиями  «добро», «зло», «грех»

Проверка домашнего задания. (Дети дома работали дифференцированно. Одни искали определение слова «добро», «доброта» в словарях, другие искали пословицы о добре, третьи - составляли словосочетания со словом «добро»)

Учитель: Ребята, дома вы выполняли задание. Расскажите, как вы справились с данной работой.

-Дайте определение слову «Добро»

(Отчёт первой группы. Дети дают определение добра по словарю В.И.Даля.)

-Какие пословицы о добре, доброте вам удалось найти?

(Отчёт второй группы. Дети  называют пословицы)

-Какие словосочетания со словом «добро» вы составили?

(Отчёт третьей группы: творить добро, сеять добро, излучать добро, добрые люди)

-Назовите антоним слову «добро» (зло). А что такое «зло»? ( что-то плохое, недоброе)

-В православии «зло» - это грех, недобрые чувства, недобрые мысли, недобрые дела. Чтение текста о добре и зле с. 36. Вывод  слайд 6

 

 3.  Выявление места и причины затруднения. Слайд   7

Учитель: Ребята. Представьте, что мы оказались  в необычном месте – на поляне мудрецов. На ней растет большой развесистый дуб. Дерево мудрости.

Вас радушно встречает мудрец. Он все знает о человеческой жизни.  

Закройте глаза, заглянем в себя, увидим себя, услышим себя. Какой я? Каким я себя чувствую? Что бы вы рассказали мудрецу о себе?

Учитель читает стихотворение.                                          Однажды предрассветною порой                                                                            ТРИ  мудреца склонились надо мной,                                                                       И я спросила их, поднявши веки:                                                                            - Что главное, скажите в человеке?                                                                                                    -Конечно, разум- первый мне ответил.                       (открываю  карточку со словом «разум» )

 С ним каждый путь и правилен и светел.                                             -Благодарю, что просветил меня.                                                                Я поклонилась, голову склоня.                                                                                              Второй ответил:  - Воля на пути,                                        (открываю  карточку)                                                                              Который нужно с гордостью пройти,                                                 Чтобы достойно подойти к концу.                                                          Я поклонилась в пояс мудрецу.                                                          Да нет, не то, заволновался третий                         Послушайте, что строго он ответил: (пауза)…                                                                                                        Учитель: Как вы думаете, что считал главным в человеке третий мудрец?
(Ответы детей)

Да нет, не то, заволновался третий.

 Дослушайте, что строго он ответил!

Невелика моя об этом повесть,

Но главное у человека - совесть!          ( открываю   слово)

Учитель: Назовите тему нашего урока. (Тема урока «Совесть и раскаяние)

Просмотр видео «Добро и зло. Совесть» В чём смысл басни?

4. Поиск решения проблемы.  «Открытие» новых  знаний.

 Учитель: Как вы понимаете значение этих слов?

Работа с понятиями «совесть» и «раскаяние» (Дети работают в группах. Первая группа ищет в словаре значение слова «совесть», а вторая группа- слово «раскаяние»

Учитель: Так что же такое «совесть» ? (Чувство ответственности за своё поведение) слайд 8

-Что такое «раскаяние»? (Испытание сожаления, признание в совершённой ошибке, в неправильном поступке) слайд 9

5. Реализация построенного проекта.

Учитель: Давайте обратимся к понятию “Совесть” (Учебник страница 36)

Назовите 2 дела совести. Слайд 10

-(Чтение отрывка статьи “Отречение Петра”)

 - Кто такой апостол Пётр? (Самый близкий ученик Христа)

- Посмотрите на его портрет.

- Какое выражение лица у него? (Мученическое, так как он совершил грех)

- Какой грех он совершил? (Трижды отрёкся от своего учителя, предал его)

- Спокойно ли было у него на душе, когда апостол Пётр совершил грех, или же он мучился? (Мучился)

- Обоснуйте свой ответ.

- Какое внутреннее состояние толкало апостола Петра на мучения? (Совесть)

Слайд 11

 -Давайте узнаем, сколько шагов в раскаянии. (Работа в группах. 1 Группа ищет в тексте на стр. 38 информацию о 1 шаге раскаяния, вторая группа - о 2 , третья- о 3 шаге раскаяния.) слайд 12

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Игра «Цветик- семицветик» слайд 13

Цель: объяснить значение фразеологизмов.

(Дети по очереди отрывают лепесток, на котором написан фразеологизм, объясняют его)

         По чистой совести.     Совесть заговорила.       Угрызение совести.

         Со спокойной совестью.      Совесть замучила.

         Для очистки совести.     Крик совести.

 Вывод. Не случайно в народе так много фразеологизмов о совести, потому   что совесть – внутренний судья человека.

7.Самостоятельная работа  в группах.  Слайд 14

Учитель: Ребята, прочитайте притчу, определите её мораль.

(Чтение притчи, , определение морали притчи)

Работа с притчей

ü Прочитайте притчу.

ü В чем заключается смысл притчи?

ü В чем мораль?

ü Какими мыслями и чувствами вам захотелось поделиться? ( Чему она вас научила?)

 

Совесть без муки (притча для детей и взрослых)

Нашел совестливый человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!

 8. Включение в систему знаний и повторение.   

( Работа с дистанционным курсом . Контроль. Тест «Совесть и раскаяние»

9. Рефлексия учебной деятельности. Слайд 15

Учитель: И в заключении нашего урока закончите  предложение.

Сегодня я узнал.. Было интересно…Было трудно…Я выполнял задания…

      Я понял, что…Я почувствовал, что…Я приобрел… Я научился…

      У меня получилось … Я смог… Я попробую…Меня удивило…

      Урок дал мне для жизни..Мне захотелось…

Домашнее задание.  Задание дифференцированное. Дистанционный курс 1 вариант задание «Совесть», 2 вариант –задание «Раскаяние»  Слайд 16

Литература:

1.     Дистанционный курс «Основы православной культуры»

2.     «Детская Библия. Библейские рассказы в картинках». Авторы: Борислав Арапович и Вера Маттелмяки, Изд: Российское Библейское общество, М; 1993г.

3.     Колбовская С. Г. Уроки этики. Яр; 1994г.

4.     Кураев. А. В.  Основы православной культуры и светской этики. Основы православной культуры. М; «Пр»; 2010г.

5.     Сайт «Основы...

6.     diak-kuraev.livejournal.com/94757.html  

7.     ЭОР «Основы православной культуры»

8.     Маленькие притчи для детей и взрослых

9.     Монах Варнава (Евгений Санин ). http://esanin.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=117&Itemid=1


Скачано с www.znanio.ru

Тема: «Совесть и раскаяние» ( урок № 10) слайд 1

Тема: «Совесть и раскаяние» ( урок № 10) слайд 1

Подготовка учащихся к уроку: подобрать к уроку: 1 группе - значение слова «добро», 2 группе - пословицы о добре, 3 группе- словосочетания со словом «добро»(…

Подготовка учащихся к уроку: подобрать к уроку: 1 группе - значение слова «добро», 2 группе - пословицы о добре, 3 группе- словосочетания со словом «добро»(…

Рефлексия учебной деятельности

Рефлексия учебной деятельности

Вас радушно встречает мудрец.

Вас радушно встречает мудрец.

Учитель: Назовите тему нашего урока

Учитель: Назовите тему нашего урока

Слайд 11 -Давайте узнаем, сколько шагов в раскаянии

Слайд 11 -Давайте узнаем, сколько шагов в раскаянии

Совесть без муки (притча для детей и взрослых)

Совесть без муки (притча для детей и взрослых)

Сайт «Основы... 2. diak-kuraev

Сайт «Основы... 2. diak-kuraev
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.03.2020