Дата ____________________ класс- 8
Тема урока: Михаил Юрьевич Лермонтов. Биография
Познакомить обучающихся с биографией М.Ю. Лермонтова.
Задачи: Образовательные
- совершенствовать навыки выразительного чтения;
- расширять круг чтения детей.
Коррекционно-развивающие
- корригировать и развивать устную речь: правильное произношение, обогащение активного и пассивного словаря,
- развивать долговременную память на основе воспроизведения изученного ранее стихотворного материала;
-корригировать переключение внимания путем частой смены заданий;
-коррекция и развитие мыслительной деятельности
Воспитательные
- воспитывать любовь и уважение к поэзии А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова, поэтическому слову ;
- воспитывать интерес к человеку и его внутреннему миру через художественные и музыкальные произведения;
- воспитывать любовь к природе через поэтическое слово;
- развивать духовно-нравственный мир учащихся;
Ход урока
I. Организационный момент
- приветствие, проверка готовности к уроку, рапорт дежурного, настрой на работу
- артикуляционная и дыхательная гимнастики
II. Актуализация знаний, сообщение темы урока
Сегодня на уроке мы проверим домашнее задание и познакомимся с биографией М.Ю.Лермонтова.
III. Речевая разминка
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
IV. Повторение пройденного материала
-Когда и где родился А.С.Пушкин?
- На каком языке говорили в семье А.С.Пушкина?
- Кто учил его писать по-русски?
- Кто ему рассказывал сказки?
- Ребята, какое время года больше всего любил Пушкин?
VII Работа по теме урока
Знакомство с биографией М.Ю. Лермонтова
Рассказ учителя
Михаил Юрьевич Лермонтов родился 15 октября 1814 года в Москве. Вскоре его перевезли в усадьбу его бабушки Е. А. Арсеньевой - село Тарханы Пензенской губернии (ныне село Лермонтово).
Отец Лермонтова, Юрий Петрович, армейский капитан в отставке, был бедным тульским помещиком. Мать, Мария Михайловна, происходила из знатного богатого дворянского рода.
Смутно помнил Михаил Юрьевич ласковые руки и слабый голосок матери, напевавшей ему грустную песню. Мать умерла, оставив сиротой трехлетнего сына. Юрий Петрович после смерти жены покинул Тарханы. Мальчик остался на воспитании у бабушки.
Бабушка не жалела средств на воспитание внука. По дворянскому обычаю, в качестве воспитателей были приглашены иностранцы.
Лермонтов получил прекрасное образование: изучал общеобразовательные предметы, иностранные языки, рисовал, занимался музыкой, читал русскую и иностранную литературу.
В 1827 году бабушка переехала из Тархан в Москву, т. к. нужно было подумать о школьном образовании Михаила. Его стали готовить в университетский благородный пансион.
Осенью 1828 года Лермонтов принят в 4 класс Московского университетского благородного пансиона.
В 1830 году Лермонтов поступил в Московский университет.
Лермонтов, блестяще проучившись несколько лет, уходит из университета. Природа одарила его разнообразными талантами. Он играл на скрипке, рояле, пел арии из своих любимых опер, сочинял музыку, рисовал, писал картины маслом, легко решал сложные математические задачи. Он был великолепно образован, начитан, был сильным шахматистом, владел несколькими иностранными языками. Но поэтический дар совершенствовал упорным трудом.
В конце второго года обучения из-за участия в студенческом бунте Михаилу Юрьевичу пришлось покинуть университет. Он уезжает с бабушкой в Петербург и поступает в Петербургскую военную школу. В этой школе на поэзию времени нет, сочинительство не поощряется, царила строгая дисциплина, книг, кроме учебников, читать что-то другое запрещалось. Но в этих условиях Лермонтов продолжает писать (тайком).
27 января 1837 года произошла дуэль Пушкина и Дантеса. Пушкин был смертельно ранен. Весть быстро разнеслась по Петербургу. Это потрясло Лермонтова. На следующий день он написал стихотворение “Смерть поэта”. Стихотворение в тысячах списков быстро распространилась по Петербургу, затем по всей России. После его написания поэт был арестован и выслан в действующую армию на Кавказ.
Прослушивание аудиозапись стихотворения «Смерть поэта»
Жизнь М. Ю. Лермонтова обрывается трагически. 27 июля 1814 года Лермонтов погибает на дуэли с Мартыновым.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
VIII Закрепление нового материала
1.Беседа по вопросам:
1. Где провёл детство М. Ю. Лермонтов? Какое тяжёлое событие произошло в это время в его жизни?
2. Какое стихотворение принесло М.Ю.Лермонтову известность? По какому поводу оно было написано?
3. Чем похожи судьбы А.С. Пушкина и М.Ю.Лермонтова?
2. Чтение обучающимися биографии.
IX Подведение итогов
Комментарии оценок за урок.
X. Домашнее задание: страница 55-57, читать, отвечать на вопросы стр. 57
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.