Тип урока по ФГОС: урок усвоения новых знаний.
Предмет: История Отечества. Класс: 7 .
Тема: Князь Владимир Красное Солнышко.
1.Организационный этап. 1 мин.
-Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости, учителя, давайте с ними поздороваемся. Будем работать старательно, слушать внимательно, отвечать правильно и полными ответами.
Андрей, послушай ответы учеников и назовите слово, состоящее из первых букв ответов. Буквы запиши на листочке.
Что должно быть на парте у ученика на букву Т? Р?У?Д?- общее слово ТРУД.
что мы будем делать на уроке - ТРУДИТЬСЯ, И УЧИТЬСЯ.
2Мотивация к учебной деятельности.
Перелистаем мы, друзья,
истории страниц.
их позабыть никак нельзя:
все в жизни пригодится.
3. Актуализация имеющихся знаний. -3 мин
-Для того, чтобы настроиться на урок, и вспомнить исторические понятия.
Сядет тот, кто ответить мне правильно на выбранный вопрос.(фронт опрос).
1.Как называлось славянское племя, жившее в лесах?(древляне)
2.Как называлось племя, по имени вождя Вятко (вятичи)
3.Назовите город, столицу Византии (Константинополь)
4.Как назывался торговый путь восточных славян? («из варяг в греки»).
5.каким было основное занятие восточных славян (земледелие)
6.Назовите основные орудия труда восточных славян (плуг, топор, коса).
7.Как называлась вера славян в богов природы?(Язычество).
8.Как звали первого русского князя, правителя на Руси? (Рюрик).
9.Как звали сына князя Игоря и княгини Ольги? (Святослав). 1) Оценка
Итак, вы повторили основные исторические понятия и настроились на дальнейшую успешную работу.
4.Постановка цели и задач урока.
3.Создание проблемной ситуации (4мин)
-Сегодня, на уроке Истории Отечества мы продолжим с вами узнавать события прошлого, узнаем, как развивалось наше родное государство в начале 10 века.
В истории древней Руси было немало интересных личностей, среди которых есть князья, имена которых являются для нас особой гордостью и славой. Один из таких людей был сын князя Святослава.
-Как вы думаете, ребята, о ком пойдет речь на сегодняшнем уроке?
Хотите узнать? найдите на спинках своих стульев буквы, выйдете к доске и составьте одно слово. Это и будет имя князя, тема нашего урока. групповая работа. 2) оценка
-Послушайте слова летописи ответьте на вопрос, как народ прозвал князя Владимира. Может быть из вас уже знает? Давайте вместе узнаем.
: «...И прозвал его народ «Красное солнышко», и плакали о нём бояре, как о заступнике земли русской, а бедные плакали о нем, как о своём заступнике и кормильце».
написать составляем
Итак: Тема урока: «Князь Владимир Красное Солнышко». Запись в тетрадь число и тему урока.
(открываю портрет князя)
-Чтобы урок дал вам знания, назовите пожалуйста,
Какие Задачи мы будем решать на нашем уроке:
-узнать, какой был по характеру князь Владимир, познакомиться с личностью князя Владимира.
-выяснить, что великого князь сделал для укрепления нашего государства?
-научиться составлять рассказ про Князя Владимира.
Мы к этим задачам вернемся в конце урока, запомните их!!!
Итак, Сегодня вы узнаете не просто о князе, который стоял во главе Древней Руси 37 лет, а о духовном отце, объединившем землю Русскую – князе Владимире Красное Солнышко. Почему русский народ называл этого человека Красное Солнышко?
4.Первичное усвоение новых знаний.12 мин.
Начинаем мы новую тему со словарных исторических понятий. Научимся читать эти слова четко, верно, , для того, чтобы понимать тему урока.
Словарная работа.(в тетрадь)-по слогам, -слитно медленно, -слитно быстро.
Язычество- поклонение множеству богов природы.
Христианство-учение, основанное на вере в единого Бога, Иисуса Христа
Посол-представитель своего государства в иностранном государстве
Итог: ЧТО ТАКОЕ !1,2,3.?
а теперь, Я всем вам предлагаю посмотреть презентацию, в котором вы узнаете о князе Владимире. (на 15 минут).
ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
После презентации я задам вопросы, а вы приготовьтесь на них ответить.
1.Как звали отца у Владимира? (Святослав).
1 Кто была бабушка князя Владимира?(Ольга)
2. Во сколько лет князь Владимир стал править в Киеве? (18 лет)
2. Какую веру принял князь Владимир? (христианскую)
3. В каком году произошло Крещение Руси? (988 году)
4.Какие богатыри служили князю Владимиру.?(А.П.,Д.Н., И.М.)
5. В какой реке произошло крещение славян? (Днепр).
7.Для чего Владимир призвал Русь принять христианство?(чтобы народ жил дружно.
Смотрите и слушайте внимательно, чтобы не пропустить ничего важного.
Слайд 1.
Родился Владимир около 962 года. Он был сыном Святослава и внуком княгини Ольги. Бабушка с малых лет учила будущего князя христианской вере. Он слушал бабушку с интересом, но , по прежнему не был крещён.
Слайд. 2.Малуша прощается с Владимиром.
Уже с трех лет Владимира отдали на воспитание княжеским воинам. Малыша посадили на коня и дали в руки оружие. И в военном деле, и в чтении, и в письме Владимир быстро преуспел. Он вырос, превратился в ловкого, сильного человека. В возрасте 18 лет стал князем в г.Киеве и правил 37 лет, до 1015 года.
Игра с кубиком. Пересказ. оценка!!!
Слайд 3 . Владимир стал славным защитником земли русской, могущественным князем. Ему служили храбрые богатыри Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.
Княжеская дружина с успехом отражала набеги кочевых степных племён, получивших в последствии название монголо-татар.
СЛАЙД 4.Но по вере своей был князь сначала язычником.
Недружные были русичи. Ведь у каждого языческого бога была своя правда. Что делать? Как, вокруг какой идеи объединить народ?
Откройте учебники на странице 73, со слов «…Как говорит летопись…» прочтите по цепочке.
слайд 5-8. В княжеский дворец были приглашены проповедники разных вероучений (ислама, католицизма). Каждый из них описал князю Владимиру достоинства своей веры. И вот однажды пришел к князю мудрец греческий, который рассказал о христианской православной вере. Запал в душу князя его рассказ. Но чтобы удостовериться, что не ошибся, он отправил послов в эти земли, чтобы рассказали они, какая вера самая лучшая.
А пока наши послы едут, проведем разминку.
на 22 минуте. Физминутка
Наши послы приехали и готовы поделиться впечатлениями (3 учеников
кратко рассказывают о традициях разных вер.)-3 минуты
ответы детей)
1.Ходили к болгарам, смотрели, как они молятся в мечети. Стоят там без пояса, сделает поклон, сядет и оглядывается туда-сюда, как бешеный, нет в них веселья, только печаль.
2.И пришли мы к немцам, и видели в храмах их разные службы ,а красоты и души никакой не видели.
3. И пришли мы к грекам. И ввели нас туда, где служат они Богу своему, Иисусу, и не знали, на небе или на земле мы. И прибывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем в других странах. Не можем забыть красоты той, не будем уже прежними.
Слайд 9-10. И увидел свет православной христианской веры князь Владимир, и крестился в реке Днепр вместе со всей дружиной, а потом весь народ крестился. Случилось это великое событие в 988 году. (дату на доску)
???А как происходило Крещение киевлян мы узнаем из учебника, стр.75.
.оценка!!!
5.Первичная проверка запоминания.3 мин.
А теперь ответьте на мои вопросы:.: (ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС).
Все верно. Итак: общий рассказ. оценка!!!
-Русь стала великой православной державой. Статуи идолов были разрушены, а на их месте выросли прекрасные храмы. Были построены школы. После крещения и с князем произошла чудная перемена- он стал новым человеком:
6.Первичное закрепление. 3 мин
НА ДОСКЕ СОБИРАЕМ СОЛНЫшКО ИЗ ЛУЧЕЙ: «+» и «-»
-ЛЮБЯЩИЙ
ДОБРЫЙ
СМИРЕННЫЙ
ТЕРПЕЛИВЫЙ
МИЛОСЕРДНЫЙ
-ЗАБОТЛИВЫЙ
-ЛАСКОВЫЙ
ЕСЛИ:-в сердце его зажглась любовь к ближним, ТО ОН КАКОЙ?
-вместо злых дел он стал творить добро;
-нетерпение и вспыльчивость заменило терпение;
-а его жестокосердие превратилось в милосердие. оценка!!!
Все эти добрые качества принесли князю Владимиру всенародную любовь и ласковое прозвище «Красное солнышко». Владимир был причислен к лику святых равноапостольных.
В память о Князе Владимире построено много храмов. Есть такой и в г. Волгограде.
-Чтобы подвести итог урока, каждый составьте связный краткий рассказ про князя Владимира. Стрелочками покажите правильные слова. 5 мин
Вывод: Князь Владимир правил в Киевской …… Князь Владимир в молодости был внуком княгини… Он решил принять …………………..веру, чтобы люди жили мирно и дружно. Крещение Руси было в ……. году
(Руси, Ольги, христианскую, 988 ).оценка!!!
7. Домашняя работа.
1 группа: выучить вывод. Пересказ
2 группа: работа с Лентой времени, отметить год Крещения Руси.
-А теперь перенесемся в наши дни.2 мин
В 2008году в России проводился телепроект «Имя России». Было предложено большое количество исторических личностей, которые имеют право стать «именем России» за свои заслуги перед страной и народом. Символом нации стал другой великий человек, князь Александр Невский, но имя Владимира Красное Солнышко тоже золотыми буквами вписано в историю России.
Рефлексия. Подведение итогов работы.
-Какие задачи МЫ рещали на уроке?
Рефлексия.
Я сегодня узнал…
Мне на уроке понравилось…
Я бы хотел узнать…
Выставление оценок.
-МО-ЛОДЦЫ!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.