Конспект урока по предмету "Окружающий мир" по теме "У Чёрного моря"

  • docx
  • 20.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по предмету "Окружающий мир" по теме "У Чёрного моря"
Иконка файла материала У Черного моря.docx

Конспект урока по предмету "Окружающий мир" по теме

"У Чёрного моря"

Цель урока: Рассмотреть причины особенностей неживой природы Черноморского побережья Кавказа.Сформировать обобщённые представления об особенностях растительного и животного мира этой природной зоны.

Задачи урока: 1.Познакомить учащихся с понятиями тропики и субтропики, с географическим положением зоны, ее особенностями, растительным и животным миром, хозяйственной деятельностью людей;сформировать представление о природной зоне Черноморского побережья Кавказа. 2.Развивать мышление учащихся.3.Воспитывать внимание и память.

Оборудование-Учебник, тетрадь

Ход урока

I. Организационный момент. 

II. Проверка домашнего задания 

1.Пустыня — место, где много солнца, горячего сухого воздуха, но мало воды. (+)

2.У саксаула ствол в несколько раз длиннее корня. (-)

3.В январе пустыня кажется не пустой: цветут маки, пахнет и розами, и жасмином, и сиренью. (-)

4.У черного саксаула не бывает листопада, но зато случается веткопад, так как на саксауле нет листьев, вместо зеленых листьев у него зеленые веточки. (+)

5.Самое быстрое животное пустыни — дикий осел, он пробегает за одну секунду 2 м. (-)

6.Самый чуткий в пустыне — клещ: он бежит к человеку за 5 м. (+)

7.Самая сонная в пустыне — обыкновенная черепаха. Она может спать, не просыпаясь. 5 лет. (-)

8.Пустынный сверчок до того пугливый, робкий, что его пугает даже стук сердца человека. (+)

9.В пустыне все непривычно и непонятно : озера без воды, реки никуда не впадают. дождь высыхает, не долетев до земли. (+)

А1. Каковы погодные условия в пустыне?

1) жаркое лето, осадков мало2) жаркое лето, суровая зима3) тёплое дождливое лето

4) короткое жаркое лето

А2. Какое колючее растение охотно поедают верблюды?

1) джузгун 3) верблюжью колючку2) колосняк 4) кактусы

А3. Какое животное называют «кораблем пустыни»?

1) сайгака 3) корсака2) верблюда 4) скарабея

А4. Что такое барханы?

1) животные 3) валы из песка2) растения 4) пыльные бури

В1. Какое животное с помощью длинных сильных ног прыгает до 3 м в высоту?

1) сайгак 3) ящурка быстрая2) корсак 4) тушканчик

В2. Какому жуку поклонялись в Древнем Египте как божеству

1) жуку-красотелу 3) жуку-чернотелке

2) скарабею 4) жуку-оленю

С1. Как животные приспособились к условиям пустыни

1) у них толстая кожа

2) днем они зарываются в песок, ночью питаются

3) они долго обходятся без воды

4) поедая растения, они получают необходимую влагу

С2. Какие экологические проблемы существуют в пустынях?

1) в почве накапливаются соли из-за неумеренного орошения

2) стало больше подвижных песков из-за неправильного выпаса животных

3) загрязняется почва из-за добычи полезных ископаемых

4) сокращается численность сайгаков из-за браконьерства

Определите, о какой природной зоне идет речь.

1.    Природа этой зоны очень сурова. Там зимой полярная ночь, летом – полярный день. Почва почти совсем не образуется, там вечная мерзлота (ледяная зона)

2.    Растения все низкорослые, нет больших деревьев. Низкая температура воздуха, сильные ветры – все это препятствует росту больших деревьев (тундра)

3.    Здесь четко выражены четыре сезона: холодная зима, теплая весна, засушливое лето, сухая осень. Зима малоснежная. Лето жаркое и сухое, с горячими сухими ветрами. Дожди выпадают редко, обычно ливневые (зона степей)

4.    Корни растений очень длинные и достают воду с большой глубины. Как правило, у всех листьев воскообразный покров (зона пустынь)

5.    Постарайтесь исправить ошибки в цепи питания.

Сова, змея, подорожник, слизень.

Кузнечик, орел, ящерица, клевер.

(Правильные ответы - подорожник, слизень, змея, сова. Клевер, кузнечик, ящерица, орел)

III. Сообщение темы и целей урока.

- Вспомните тепловые пояса Земли. (Полярный пояс, умеренный пояс, тропический пояс).
- В каком направлении мы с вами двигались по карте? (От полярного пояса на юг).
- Какие тепловые пояса мы с вами уже посетили?
- Какие природные зоны находились в полярном поясе?
- В умеренном поясе?
- В каком поясе мы с вами оказались потом?
- Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по карте России и изучим природу узкой полоски суши, расположенной в субтропической зоне.

Задание. Дайте название этой природной зоне, использую в качестве опоры слова, записанные на доске:

  • КАВКАЗ
  • ПОБЕРЕЖЬЕ
  • ЧЁРНОЕ МОРЕ

(Черноморское побережье Кавказа) 

IV. Изучение нового материала.

Найдите и покажите на карте природную зону, расположенную на побережье Чёрного моря и окружённую Кавказскими горами.
Определите размеры этой природной зоны относительно других.

(Черноморское побережье Кавказа занимает небольшую территорию России).

К северу или к югу от нашего края расположена эта природная зона?

Давайте попробуем предположить, какие погодные условия могут быть на Черноморском побережье Кавказа, какова растительность в этой природной зоне.(Высказывания детей.
Очень жарко и сухо, растительность скудная и редкая).

Сравните ваши предположения с реальной действительностью, рассмотрев изображения растений Черноморского побережья Кавказа.

- Что такое субтропическая зона?(Ответы детей).

2. Работа по учебнику с.132.

- Прочитайте в учебнике текст о природе и погодных условиях Черноморского побережья Кавказа.

3. Проверка восприятия.

- Что же обозначает слово «субтропики»? (Тропики - это тепловой пояс, расположенный по обе стороны от экватора.)

А что означает приставка «суб-»? В переводе с латинского это значит «под». Так что же такое субтропики? (Это территория под тропиками.)

Точнее сказать, вблизи тропической зоны. Субтропическая зона расположена южнее нашей страны, а здесь, на Черноморском побережье, - лишь маленький кусочек.

- В чём кроется секрет удивительного климата и богатства растительного мира Черноморского побережья Кавказа?(Мнения детей).

-Высокие Кавказские горы защищают побережье от холодных северных ветров. Лето здесь жаркое. Солнце стоит также высоко над горизонтом, как и в пустыне. Даже зимой его лучи сильно согревают поверхность земли, температура воздуха остаётся выше 0 градусов и выпадающий снег быстро тает. В то время, когда на Севере свирепствуют морозы, бушуют метели, здесь в садах цветут розы.

- Почему, в отличие от пустынь, здесь растёт огромное количество растений?

(Влажный воздух. На побережье с моря дуют влажные ветры. Они приносят много дождей).Представьте себе, что вы находитесь в теплице, и опишите природные условия Черноморского побережья Кавказа.(Мнения детей).Вспомните, чем отличаются растения, выросшие в теплице, от тех, которые выросли в открытой местности?(Мнения детей).

- Тепло и влага создают благоприятные условия для развития растений. Они очень быстро растут, образуя густые, непроходимые леса.

- Довольно часто условия на Черноморском побережье сравнивают с условиями в парнике или теплице.

- Какие породы деревьев должны расти в таком климате: хвойные или лиственные?

(Ответы детей).

- На Черноморском побережье Кавказа мы можем увидеть широколиственные леса. Из вечнозелёных лиственных растений есть пальмы, магнолии, кипарисы, бамбук, эвкалипт.

Известно, что здесь произрастает 4 000 видов растений. Тогда как на всей Земле всего 20 тыс

ФИЗМИНУТКА.

V. Закрепление нового материала.

- Освоив Черноморье, люди потянулись в эти края на отдых. В год на Чёрноморском побережье Кавказа гостит до 1,5 миллионов человек. Давайте совершим мысленное путешествие в этот особенный уголок земного шара.

- Перед нами Кавказские горы, пройдёмся у подножия этих гор. Слева и справа нас окружают деревья, плоды.(Мандарин, апельсин, лимон).

- Дайте название этим деревьям. (Апельсиновое дерево, лимонное дерево, мандариновое дерево).С какого растения этот листочек? (Это лист лавра.)

- Что вы можете рассказать об этом листочке?
- Лавр – это представитель вечнозелёных растений, которые очень широко распространены на Черноморском побережье Кавказа.  Какое дерево Черноморского побережья Кавказа растёт быстрее всех, вы узнаете, выполнив это задание.Драцена растёт медленнее каштана. Каштан растёт медленнее бамбука. Какое дерево растёт быстрее всех? (Бамбук)

Растения из Красной книги 

Пион тонколистный, ветреница нежная, можжевельник высокий, касатик (ирис) карликовый, сосна пицундская.

- Богат и разнообразен животный мир. Это косуля.

В лесах обитают медведи, кабаны поедают плоды каштанов, орехи, жёлуди.

В море добывают себе пищу птицы – чайки, бакланы, буревестники. 

Встречаются удивительной красоты бабочки, такие как олеандровый бражник. 

К животным суши относятся ящерицы и змеи. 

Растительный мир моря включает в себя 270 видов многоклеточных зелёных, бурых, красных донных водорослей.

Удивительны и неповторимы морские обитатели: медузы, крабы, актинии, губки, морские коньки, морские иглы, дельфины. В Чёрном море обитает 2,5 тыс. видов животных. 

Среди опасных рыб Чёрного моря — морской дракончик (ядовиты колючки спинного плавника и жаберных крышек), скат (морской кот) с ядовитыми шипами на хвосте.

Экологическое состояние Чёрного моря в целом неблагоприятное. 

- Давайте обратимся к нашей помощнице карте. Что она нам расскажет о зоне субтропиков? Откройте свои атласы, посмотрите в условных обозначениях, каким цветом выделена на карте природных зон России зона субтропиков.

- Для начала давайте попробуем дать определение зоне субтропиков. Тропики – это тепловой пояс, расположенный по обе стороны экватора. Приставка суб- в переводе с латинского языка значит «под». Так что же такое субтропики? (Это зона под тропиками)

- Точнее сказать, это зона вблизи тропической зоны. Субтропическая зона расположена южнее нашей страны, а здесь – на Черноморском побережье, - лишь маленький её кусочек.

- Давайте найдем на карте эту зону и попробуем её описать (Эта зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена на побережье. С одной стороны - Кавказские горы, с другой – Чёрное море)

- Ближе к северу или к югу расположена эта зона? (ближе к югу)

- Посмотрите на схему на доске. Как вы считаете, расположение какого солнышка относительно поверхности земли более характерно для Черноморского побережья? (Солнышко номер 5, т.к. оно лучше других прогревает поверхность земли, поскольку его лучи падают почти отвесно)

- Давайте попробуем предположить, какие погодные условия могут быть на Черноморском побережье? (Много тепла, влаги и осадков благодаря морю)

- А какая растительность может произрастать в этой зоне? (теплолюбивые растения, с широкими листьями…)

- Давайте рассмотрим такой пример. Вы отдыхаете на пляже. Как вы думаете, когда вода в море теплее, днём или вечером? (Вечером, потому что днем вода нагревается, а вечером отдает свое тепло суше)

- В расположении зоны кроется секрет её удивительного климата и природы. Вода в море долго нагревается и медленно остывает. Солнце за лето нагревает море, а затем, зимой, море отдаёт побережью тёплый воздух. Кавказские и Крымские горы находятся близко, у самого побережья, они являются непреодолимой преградой для холодного северного ветра (слад фото гор и моря) Море посылает на землю большое количество влаги, и она тоже задерживается горами. Солнце здесь стоит также высоко над горизонтом, как и в пустыне. Даже зимой его лучи сильно согревают поверхность земли. Температура воздуха остаётся выше 0 градусов, и выпадающий снег быстро тает. В то время, когда на Севере свирепствуют морозы, бушуют метели, здесь в садах еще цветут цветы.

- Почему, в отличие от пустынь, в этой зоне растёт огромное количество растений? (Тепло и много влаги. Влажные ветры с моря приносят много дождей)

- Представьте, что вы находитесь в теплице. Что вы ощущаете? (Влажность, очень тепло)

- Вспомните, чем отличаются растения, выросшие в теплице, от тех, которые выросли на открытом грунте? (ответы детей)

Тепло и влага создают благоприятные условия для развития растений. Они очень быстро растут.

- Довольно часто условия на Черноморском побережье сравнивают с условиями в парнике или теплице.

- Как вы считаете, какие породы деревьев должны расти в таком климате? Хвойные или лиственные?

2. Работа в группах (ботаники, зоологи, географы-экологи) (7 мин)

- Мы с вами продолжим изучать природную зону группами: ботаники, зоологи, экологи. Каждой группе выдаю карточку-план рассказа.

- Ботаники готовят рассказ о растительном мире субтропиков (с.127, 130), зоологи расскажут нам о животном мире (с. 128, 130), экологи об экологических проблемах и растениях и животных этой зоны, занесённых в Красную книгу (132-133).

ТЕСТ “ Черноморское побережье Кавказа”

1. Черноморское побережье Кавказа расположено ….

а) в лесной зоне страны б) в субтропической зоне страныв) в степной зоне страны

2. Субтропики России – это

а) обширная зона в центре страныб) обширная зона на востоке страны
в) небольшая зона на побережье Черного моря

3. На склонах гор в субтропиках часто встречаются следующие деревья:

а) бук, каштанб) лиственница, брусникав) ольха, липа

4. На Черноморском побережье обитают:

а) цикады, богомолы, саранчаб) кобылки, жуки-чернотелкив) жук-скоробей, водомерки

5. В Черном море обитают:

а) крокодилы, анаконды, тюлениб) медузы, дельфины, камбала
в) акулы, морские котики, черепахи

6. В субтропической зоне:

а)умеренно жаркое лето и теплая зимаб)жаркое лето и умеренно холодная зима
в)умеренно теплое лето и холодная зима.

Правила поведения у моря.

4. Презентация учащихся.

- Черноморское побережье Кавказа является основным курортным регионом Российской Федерации. На российском побережье Чёрного моря насчитывается свыше 1000 пансионатов, санаториев и отелей, и их число постоянно растёт. В Сочи (вместе с посёлком Красная Поляна, находящимся в 39 км от Сочи) будут проведены Зимние Олимпийские игры в 2014 году. Чёрное море — важный район транспортных перевозок. Помимо нефти и продуктов её переработки, из российских и украинских портов Чёрного моря вывозятся металлы, минеральные удобрения, машины и оборудование, лес, пиломатериалы, зерно и др. Основные объёмы ввоза в черноморские порты России и Украины приходятся на потребительские товары, продукты питания. Чёрное море сохраняет важное стратегическое и военное значение. По мнению ученых, экологическое состояние Чёрного моря за последнее десятилетие ухудшилось. Основные причины: сильное загрязнение впадающих в море рек. Загрязнение вод нефтью и нефтепродуктами. Как следствие, это приводит к гибели морских животных, попавших в нефтяные пятна, а также загрязнению атмосферы за счет испарения нефти и нефтепродуктов с поверхности воды.

  • Площадь Чёрного моря 422 000 км? (по другим данным — 436 400 км?).
  • Наибольшая протяжённость моря с севера на юг — 580 км.
  • Наибольшая глубина — 2210 м.
  • Впадающие реки Дунай, Днестр, Днепр.

VIII. Подведение итогов урока.

- Назовите особенности неживой природы Черноморского побережья Кавказа?
- Перечислите причины разнообразия растительности на Черноморском побережье Кавказа?

Выставление оценок за работу.

IX. Домашнее задание. 

 

“ Черноморское побережье Кавказа”

1. Черноморское побережье Кавказа расположено ….

а) в лесной зоне страны     б) в субтропической зоне страны    в) в степной зоне страны

2. Субтропики России – это

а) обширная зона в центре страны     б) обширная зона на востоке страны
в) небольшая зона на побережье Черного моря

3. На склонах гор в субтропиках часто встречаются следующие деревья:

а) бук, каштан
б) лиственница, брусника
в) ольха, липа

4. На Черноморском побережье обитают:

а) цикады, богомолы, саранча
б) кобылки, жуки-чернотелки
в) жук-скоробей, водомерки

5. В Черном море обитают:

а) крокодилы, анаконды, тюлени
б) медузы, дельфины, камбала
в) акулы, морские котики, черепахи

6. В субтропической зоне:

а)умеренно жаркое лето и теплая зима
б)жаркое лето и умеренно холодная зима
в)умеренно теплое лето и холодная зима.

 

 

 

 

 

“ Черноморское побережье Кавказа”

1. Черноморское побережье Кавказа расположено ….

а) в лесной зоне страны     б) в субтропической зоне страны    в) в степной зоне страны

2. Субтропики России – это

а) обширная зона в центре страны     б) обширная зона на востоке страны
в) небольшая зона на побережье Черного моря

3. На склонах гор в субтропиках часто встречаются следующие деревья:

а) бук, каштан
б) лиственница, брусника
в) ольха, липа

4. На Черноморском побережье обитают:

а) цикады, богомолы, саранча
б) кобылки, жуки-чернотелки
в) жук-скоробей, водомерки

5. В Черном море обитают:

а) крокодилы, анаконды, тюлени
б) медузы, дельфины, камбала
в) акулы, морские котики, черепахи

6. В субтропической зоне:

а)умеренно жаркое лето и теплая зима
б)жаркое лето и умеренно холодная зима
в)умеренно теплое лето и холодная зима.

 

 

 

 

 

КАВКАЗ

ПОБЕРЕЖЬЕ

ЧЁРНОЕ МОРЕ

 

 

 

 

 

Повторение

 

1.Пустыня — место, где много солнца, горячего сухого воздуха, но мало воды.

2.У саксаула ствол в несколько раз длиннее корня.

3.В январе пустыня кажется не пустой: цветут маки, пахнет и розами, и жасмином, и сиренью.

4.У черного саксаула не бывает листопада, но зато случается веткопад, так как на саксауле нет листьев, вместо зеленых листьев у него зеленые веточки.

5.Самое быстрое животное пустыни — дикий осел, он пробегает за одну секунду 2 м.

6.Самый чуткий в пустыне — клещ: он бежит к человеку за 5 м.

7.Самая сонная в пустыне — обыкновенная черепаха. Она может спать, не просыпаясь. 5 лет.

8.Пустынный сверчок до того пугливый, робкий, что его пугает даже стук сердца человека.

9.В пустыне все непривычно и непонятно : озера без воды, реки никуда не впадают. дождь высыхает, не долетев до земли.

 

 

 

Повторение

 

1.Пустыня — место, где много солнца, горячего сухого воздуха, но мало воды.

2.У саксаула ствол в несколько раз длиннее корня.

3.В январе пустыня кажется не пустой: цветут маки, пахнет и розами, и жасмином, и сиренью.

4.У черного саксаула не бывает листопада, но зато случается веткопад, так как на саксауле нет листьев, вместо зеленых листьев у него зеленые веточки.

5.Самое быстрое животное пустыни — дикий осел, он пробегает за одну секунду 2 м.

6.Самый чуткий в пустыне — клещ: он бежит к человеку за 5 м.

7.Самая сонная в пустыне — обыкновенная черепаха. Она может спать, не просыпаясь. 5 лет.

8.Пустынный сверчок до того пугливый, робкий, что его пугает даже стук сердца человека.

9.В пустыне все непривычно и непонятно : озера без воды, реки никуда не впадают. дождь высыхает, не долетев до земли.

 


 

Скачано с www.znanio.ru