Конспект урока по предмету основы православной культуры на тему: «Слова-имена».
Оценка 5

Конспект урока по предмету основы православной культуры на тему: «Слова-имена».

Оценка 5
docx
24.04.2021
Конспект урока по предмету основы православной культуры на тему: «Слова-имена».
слова-имена.docx

Конспект урока на тему: «Слова-имена».

по программе Б.И. Пивоваров «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры».

5 класс.

А.В.Корбанкова

учитель ОПК

МБОУ «РСШ №2»

Тип урока, его место в системе уроков

Урок изучения нового материала

Цель

Пробудить интерес к истории происхождения своего имени

Задачи

Образовательные: ознакомление с историей происхождения имени, его происхождением и значением.

Воспитательные: вызвать эмоциональный отклик; помочь осознать нравственный смысл имени

Развивающие: создание поисковой ситуации, стремление к исследовательской работе над происхождением и разгадкой смысла имен, фамилий своих друзей, родных и близких;

Термины и понятия

имя, именины, фамилия, святцы, помянник, синодик

Оборудование

Учебник, мультимедийная презентация, раздаточный материал

Планируемые результаты

Предметные: ознакомление с происхождением и значением имен и фамилий

Метапредметные: повышение общего культурного уровня, расширение кругозора, способность формулировать тему, цели и задачи урока, строить логичное рассуждение на основе поставленных задач; готовность слушать собеседника, вести диалог.

Личностные: положительное отношение к процессу познания: проявление внимания, желания больше узнать об происхождении и значении имен и фамилий, о православной культуре, формирование доброжелательности и отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей.

 

План урока:

I.                   Организационный этап.

II.                Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности учащихся.

III.             Объявление темы урока, целеполагание.

IV.            Работа с новыми понятиями.

V.               Изучение нового материала.

VI.            Проверка усвоения новых знаний.

VII.         Подведение итогов и рефлексия.

VIII.      Постановка домашнего задания

 

Ход урока:

I.                  Организационный этап.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Настрой на работу.

Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Мне очень приятно видеть ваши добрые глаза, чувствовать ваши добрые сердца.

II.               Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности учащихся.

Учитель: Сегодня мы с вами совершим познавательное путешествие в необычный и интересный мир. И сейчас я предлагаю вам посмотреть отрывок из мультфильма и подумать над вопросом: «По какому же миру мы будем путешествовать?»

(Просмотр отрывка мультфильма «Приключения капитана Врунгеля»)

Учитель: По какому миру мы будем путешествовать? (Миру имен и их толкования).

- Для чего нужно знать толкование имен, историю происхождения?

Учитель: Да, действительно, мы сегодня, как и капитан Врунгель, на своей яхте «Победа», совершим с вами путешествие в мир истории и толкования имен.

Внимание! Внимание! Объявляется парусная регата!

(Звучит звон колокола, шум волн)

Итак, стартуют 3 яхты команда «Красные», «Желтые», «Синие».

Команды будет выполнять задания во время нашего необычного путешествия и получать жетоны за правильные ответы. А в конце путешествия мы узнаем чья яхта первой придет на финиш.

III.         Объявление темы урока, целеполагание.

На слайде проецируется тема урока: «Слова-имена»

 

Учитель: О чем бы вы хотели узнать сегодня на уроке, чему научиться?

На слайде размещены слова-помощники

Задание: Соотнесите слова в столбиках и сформулируйте вопросы, на которые вы хотели бы получить ответ на уроке.

что

влияет

обычаи

какие

означают

характер

какую

играет

имена

как

сохранились

роль

Учитель от вопросов переходит к постановке задач урока

(Проецирование на экран слайда)

На уроке мы должны...

1.     Узнать, что означают имена?

2.     Какие обычаи выбора имени существовали и сохранились на Руси?

3.     Определить, какую роль играет имя человека в его жизни

4.     Как имя влияет на характер человека?

IV.         Работа с новыми понятиями.

Учитель: Ребята, давайте подумаем, какие понятия нам понадобятся в нашем путешествии и соберем их в «Чемоданчик», который возьмем в путешествие. Назовите среди выбранных вами слов те термины, значение которых вы не знаете.

(ономастика, имя, именины, святой, святцы, помянник, синодик)

- Ономастика - наука, изучающая имена собственные.

Учитель:  Наука о собственных именах называется ономастикой. Термин этот связан с греческим словом онома – имя. Эта наука выделяет ряд разделов, среди которых существует и раздел антропонuмика   (от греческого антропос – человек, антропология – наука о человеке).

- Имя -  личное название человека, даваемое при рождении. (С.И. Ожегов. Словарь русского языка)

Имя – название, наименование, слово, которым зовут, означают особь, личность. Имя человека – собственно имя, по угоднику, ангельское, крестное и рекло, которое встарь не оглашалось. (В.И. Даль. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка)

Именины – день ангела, соименного святого;

(В.И. Даль. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка)

Именинник – у христиан, чтущих память святых, каждый человек, в день празднования церковью памяти соименного ему святого или ангела.

(В.И. Даль. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка)

Святой – 1. Проникнутый высокими чувствами, возвышенный, идеальный.

2. У христиан: человек, посвятивший свою жизнь церкви и религии, а после смерти призванный образцом христианской жизни и носителем чудодейственной силы. (В.И. Даль. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка)

Святцы – Церковная книга с перечнем святых и праздников в календарном порядке.

Синодик – Список имен умерших для поминовения в церкви (С.И. Ожегов. Словарь русского языка)

Помянник – Особые записи, которые составлялись для того, чтобы, молясь о своих предках, не забыть кого- либо с целью поименного поминовения родных и близких – живых и умерших

 

V.      Изучение нового материала.

Учитель: Человек приходит в этот мир безымянным, и получает имя от родителей.

В наше время родители дают ребенку имя по своему вкусу или называют в честь бабушки или дедушки, в честь знаменитого певца или актера. Но так было не всегда. Мы отправляемся в Древнюю Русь и узнаем, как славяне выбирали имена своим детям.

Остановка 1. Пристань «Древняя Русь»

Выступление учащихся 1 группы:

Ученик 1. ДРЕВНЯЯ РУСЬ.  Еще не было больших городов, дорог и многоэтажных домов. Люди жили в согласии с матушкой-природой. Детей называли «по виду и естеству». Например, по цвету волос (Белый, Черныш), по росту (Могута), по характеру (крикливого могли так и назвать – Крикун), и даже по времени рождения (первый – Первак, родился в очень холодную погоду - Мороз).

Ученик 2. Но были и другие имена - в тех семьях, где дети часто болели, им специально давали обидные, некрасивые имена, чтобы имя отпугивало болезни и злых духов. Например: Некрас, Злодей, Нехорошко и даже Распуга. Это были не просто имена, а имена-прозвания.

Ученик 3. Такие имена были просты и понятны для всех. Сейчас подобные имена встречаются редко, но они не исчезли бесследно, а превратились в фамилии: Морозовы, Крикуновы, Некрасовы, Добрынины и Любимовы. 2-ой Ученик 4:

В древней Руси в далёком прошлом существовал ряд слов, имеющих то же значение, что и слово имя, – это рекло, назвище, прозвище, название, прозвание, проименование. (Слайд 6)

Остановка 1. Пристань «Древняя Русь»

Задание 1. Давайте поиграем в древних славян. Для вас представлены старославянские имена. Вы должны догадаться, почему ребенка так назвали и найти в словаре для справок подходящее слово ?

Работа учащихся в группах

Мужские:

Добрыня –

Крас – …

Камень – …

Ряха – …

Смеян - …

Любим - …

 

Женские:

Буяна –

Весняна – …

Догада –…

Забава – …

Злата – …

Мила – …

Словарь: забавная, красивый, любимый, золотоволосая, милая, догадливая, чистоплотный, жизнерадостный, добрый, могучий, крепкий, весенняя, шумная.

Проверка задания. Выступление учащихся.

Остановка 2. Причал «Русь православная»

Крещение Руси. 988 год.

Ученик 4.

Так откуда же взялись современные имена? Иван, Михаил, Максим, Павел или женские Мария, Ксения, Дарья, Алина? Оказывается, большинство из них иностранные – римские, греческие, еврейские. Они пришли к нам около тысячи лет назад из Византии, когда наши предки крестились и приняли христианство.

Ученик 5. На картине Виктора Васнецова изображено Крещение Руси: киевский князь Владимир, которого в былинах называли Красное Солнышко, крестит людей в водах реки Днепр.

Ученик 6. Люди стали получать имена при крещении из церковного календаря – называется он Святцами – т.к. каждому дню соответствует день памяти святых людей, прославленных церковью за чудеса и добрые дела. На иконах святых изображают с нимбом вокруг головы.

С тех пор имена детям давали не родители, а священник. В святцах он выбирал имя, совпадающее с днем рождения или крещения ребенка.

Ученик 7. Сначала эти имена были непонятны людям, а потом так крепко прижились на Руси, что самими русскими сейчас считаются древнееврейские имена – Иван да Мария. И с тех пор люди стали отмечать праздник своего имени. Как он называется? ИМЕНИНЫ

Ученик 8.

Всех вас крестили в церкви, но вы были маленькими и не помните, как проходит обряд крещения. И вместе с именем вы получили Ангела Хранителя - защитника и небесного покровителя, который будет оберегать вас в течение всей жизни и помогать вам. Поэтому день ИМЕНИН называю еще и ДНЕМ АНГЕЛА.

Ученик 9.

Отмечали его в старину очень пышно - готовили праздничный ужин, приглашали гостей. Сейчас мы традиционно отмечаем дни рождения, а именины оказались забытыми.

Наши предки относились к святым покровителям с большим почтением и, общаясь с людьми, детьми, всегда называли их полным именем, без сокращении.

Учитель. А вы, современные дети, знаете полные имена своих товарищей?

 

Задание 2: «Назови полное имя». (Игра-лото: нужно сопоставить имена)

Петя – Петр

Витя – Виктор

Саша – Александр

Леша – Алексей

Женя – Евгений

Дима – Дмитрий

Костя – Константин

Вова – Владимир

Гриша – Григорий

Митя – Дмитрий

Сережа – Сергеи

Тема – Артем

Миша - Михаил

Катя - Екатерина

Маша – Мария

Настя – Анастасия

Рита – Маргарита

Валя – Валентина

Аня – Анна

Лера – Валерия

Оля – Ольга

Света – Светлана

Лена – Елена

Вика – Виктория

Таня – Татьяна

Люда – Людмила

 

Остановка 3 Остров «Источник знания»

Учитель: Откуда великое разнообразие личных имен на Руси?

Как эти имена пришли на Русь?

Ответ на эти вопрос вы найдете, работая с учебником, а также выполните предложенное вам задание

Работа с учебником с. 53. -54

 

- Откуда великое разнообразие личных имен на Руси?

(Из православного церковного календаря!

Среди них славянского происхождения (Владимир, Всеволод, Людмила и др.)

Много имен греческого происхождения (Андрей, Николай, Анастасия и др.)

Есть у нас и латинские по происхождению имена (Валерий, Наталья, Максим и др.) Имеются в православном церковном календаре и имна сербские, болгарские, грузинские, а также заимствованные у других православных народов.)

Учитель: Как появились эти имена на Руси?

(Совершенно разные по своему происхождению имена в разное время стали именами христианских святых.

Одни встречаются в Евангелии (Мария, Иосиф, Иоанн, Лука, Матфей, Марк, Симеон, Петр, Павел). Это имена учеников.

А есть имена, само появление которых связано с учением Иисуса Христа.

Таковы имена Вера, Надежда, Любовь, София.)

Задание 3.  Прочитайте текст на странице 53 и выполните задание

Соедините стрелками имена и их значения:

София                                    людям милая

Максим                                 природная

Наталья                                 победитель

Валерий                                защитник людей

Андрей                                  величайший

Людмила                               владеющий миром

Николай                                мудрость

Ирина                                    сильный

Владимир                             мужественный

Александр                            мир

 

Остановка 4. «Океан православной мудрости»

Учитель: Ребята, мы продолжаем наше путешествие и нам предстоит преодолеть «Океан жизни». На этой остановке мы с вами посмотрим фильм.

 

Внимание на экран, вашему вниманию фильм «Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и их мать Святая София».

Просмотр фильма «Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и их мать Святая София».

 

- Как вы думаете почему так называется остановка? (Можно учиться на подвигах православных святых мужеству, терпению, мудрости)

- Какими качествами обладали Святая София и ее дочери Вера, Надежда и Любовь? (благочестивые, милосердные, мужественные, терпеливые; смирение, мудрость Софии)

- Как имена Вера, Надежда, Любовь связаны с учением Иисуса Христа? (Три христианские добродетели вера, надежда и любовь сообразно с именами девочек)

-  Как вы поняли, почему наречение имени человеку отнюдь не маловажное дело? Что значат слова — «по имени и житие».

 

Остановка 5. Остров «Тайна имени»

Учитель: Сегодня многие люди называют своих детей в честь особенно почитаемых ими святых.

Учитель: Не только у каждого человека, но и у каждого имени есть своя история, своя тайна имени.

Давайте заглянем в нашу родную историю и попытаемся выяснить, тайны ваших имен.

Группы работают с раздаточным материалом «Толкование имен»

 

Выступление учащихся 1, 2, 3 группы.

 

Задание для 1 группы. Толкование имени Александр.

     Имя Александр произошло от слияния двух греческих слов: «алекс» - защищающий и «андрос» - человек или мужчина, что можно интерпретировать как «защищающий людей», «оберегающий мужчина».

    Многие русские правители (три российских императора)  и исторические деятели носили это героическое имя. К их числу относятся: Александр Невский, сокрушивший шведов в 1240 г. и ослабивший власть татаро-монгольского ига, и другие оставившие след в истории люди. Проявлять смирение и самодисциплину бывает сложнее, чем сражаться на поле с врагом. 13 век принес тяжелые испытания русскому народу. Находясь между Востоком и Западом, Русь подвергалась опасности захвата как от ордынского ига, так и западноевропейских интервентов. Особенно для тех, кто стоит во главе государства. Александр Невский во время своего правления сумел одержать 20 побед над своими западными соседями. И за 10 лет его правления не было набегов монголо-татар на Русь. Если на западной границе Александр проявил себя ка мужественный воин, то для того чтобы сохранить Русь целой, сберечь православную веру, Александр ездил многократно в Орду, успокаивал и умилостивлял хана, проявляя свое христианское смирение.Задача Александра была не просто сохранить единство русской земли, но, главное, сохранить веру своего народа. И для этого он не жалел ни сил, ни своей жизни.

Вопросы к тексту:

- Что означает имя Александр? (произошло от слияния двух греческих слов: «алекс» - защищающий и «андрос» - человек или мужчина, «защищающий людей», «оберегающий мужчина»).

- Какими качествами обладал Александр Невский? (Сильный, мужественный, храбрый, мудрый)

- В чем состоял христианский подвиг Александра Невского? (Подвиг ради сохранения веры народа и Отечества ценою своей жизни)

- Как вы думаете за что Александра Невского причислили к лику святых (За его веру и верность Богу и своему народу)

 

Задание для 2 группы. Толкование имени Татьяна.

Имя Татьяна означает – (греч.) «устроительница»   или «учредительница». На Руси имя появилось вместе с приходом христианства, и очень быстро завоевало популярность.

Святая мученица Татьяна родилась в городе Риме у знатных и богатых родителей.

Отец ее был христианин, но скрывал это от императора, а дочь свою воспитал доброй христианкой. Император язычник издал приказ всем жителям города явиться в языческий храм и там принести жертву богам. Татьяна отказалась сделать это, ее схватили и стали мучать и бить. Она молилась за своих мучителей. Татьяна приняла мученическую смерть, но не предала имя христианина.

Если девочка носит имя Татьяна, то её именины приходятся на 25 января. В этот день совершается память святой Татьяны, и все Татьяны являются именинницами.

А 25 января все студенты отмечают замечательный праздник — Татьянин день. В этот день много лет назад императрица Всея Руси Елизавета Петровна подписала указ об открытии первого университета в Санкт-Петербурге. Дата подписания указа совпала с днем гибели великомученицы Татианы. С тех пор традиция отмечать Татьянин день быстро разлетелась по всей России.

Вопросы по тексту:

- Что означает в переводе с греческого Татьяна? (устроительница, учредительница)

- Какими качествами обладала Святая Татьяна? (терпение, смирение)

- Чем пожертвовала Татьяна? (Своей жизнью)

- В чем заключается подвиг мученичества? (Подвиг мучеников заключается в верности и преданности Богу, в желании следовать его примеру)

- Когда празднуются именинины Татьяны  и какой праздник празднуется в этот день? (25 января)

Задание для 3 группы. Имя Сергей заимствовано из латинского языка, в котором оно звучало как Сергиус, что в переводе означает «почтенный» или «ясный». На Руси это имя стало распространяться с приходом христианства.

Наиболее известным и почитаемым святым, канонизированный христианской церковью, считается преподобный Сергий Радонежский.

Подвиг Сергия Радонежского, посвятившего всю свою жизнь служению Богу, стал духовным источником для многих людей, желавших посвятить себя монашеской жизни.

Житие Сергия начинается с родителей, детства. В семье знатного и богатого ростовского боярина Кирилла, и Марии Иванчиных 3 мая 1314 года родился второй сын. Через сорок дней его крестили и назвали Варфоломеем в честь святого апостола Варфоломея, празднование которого пришлось на 11 июня. Когда исполнилось Варфоломею семь лет, его, по обычаю, отдали в учение к дьячку. Вместе с ним учились и его братья - старший Степан и младший Петр. Вскоре выяснилось, что Варфоломею учение дается с большим трудом. Все изменилось после чудесного случая, о котором повествует Епифаний. Отец послал мальчика искать пропавших лошадей. Долго бродил Варфоломей по лугу, он устал и хотел присесть у дуба, как вдруг увидел благообразного старца-схимника. Мальчик попросил инока указать ему путь к учению и получил его благословение. Преподобный Сергий с детства испытывал желание к духовному подвигу монашества, и став взрослым, он не поступил в монастырь, а убедил своего брата уйти с ним далеко в дикий лес, далеко от всякого жилья, и там жить вдвоем, проводя все время в труде и молитве. Трудно было в лесу, особенно зимой, и брат Сергия, не выдержав такой жизни, вернулся в город. Сергий остался в лесу совсем один. Вокруг его кельи выли волки, бродил медведь. Бывало ему холодно и голодно. Зверей он не боялся, и делился с медведем своим хлебом, а от страхов защищался молитвой. Люди стали рассказывать о молодом отшельнике, и многие приходили к нему за советом и молитвой, а некоторые оставались жить с ним, строя себе маленькие дома-кельи.   Таким образом, стал организовываться монастырь, но Сергий не переставал трудиться в нем больше всех, тем самым подавая пример смирения и кротости. Монахи, отказавшись от мира, совершают много подвигов, первый и самый главный подвиг любовь к Богу, а, следовательно, и к каждому человеку, так как каждый человек несет в себе образ Бога.

 

Вопросы по тексту:

1.     Что означает в переводе имя Сергей? (Имя Сергей заимствовано из латинского языка, в котором оно звучало как Сергиус, что в переводе означает «почтенный» или «ясный»)

2.     Какими качествами обладал Сергий Радонежский? (огромное терпение, смирение, трудолюбие, добросовестность, природная скромность,  любовь к людям и родной земле и готовность посвятить ей свою жизнь.

3.     Какой подвиг совершил преп. Сергий Радонежский? Найдите ответ в тексте: (Подвиг любовь к Богу)

 

Остановка 6. «Причал народной мудрости»

 

Учитель: Роль личного имени велика. Хорошие и плохие поступки делаются

достоянием гласности благодаря имени. Какие вы знаете пословицы, где употребляется имя я сейчас проверю

 

Задание для команд «Собери пословицу»

Сын не родился, а уже имя ему дали.
Богатого по отчеству, а убогого по прозвищу.
Доброе имя лучше богатства.

Золото не останется в земле, доброе имя не померкнет в народе.

Доброе имя береги — запятнаешь, от людей не скроешь.

От хорошего человека остается имя, от плохого — дурной пример.

 

Учитель: В каждой пословице – свой скрытый смысл, своя правда жизни, в ней мудрость народа, его наблюдательность.

Человек проносит имя через всю жизнь его можно лишить всех богатств, званий, всех прав, но нельзя лишить имени. Доброго, уважаемого человека всегда называют по имени. Людей, создавших себе доброе имя, издавна называли «именитыми», «знатными», «славными», «знаменитыми».

 

IX.            Проверка усвоения новых знаний.

 

Учитель: Традиции, повлиявшие на формирование русских имен, складывались веками, и потому в них отражается вся история русского народа, особенности ее культурного и социального развития.

Имена людей – часть истории народов. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазии и художественная деятельность, исторические контакты.

Остановка 7. «Остров загадка»

Разгадайте кроссворд (раздаточные листы)

 

Разгадайте ключевое слово

По горизонтали:

Ключевое слово

 

По вертикали:

1.     Ключевое слово (святой)

По горизонтали:

1. Святая, жившая в II веке, назвавшая своих дочерей в честь трех важнейших христианских добродетелей – веры, надежды, любви. (София)

2. Церковная книга с перечнем святых и праздников в календарном порядке. (святцы)

3. Личное название человека, даваемое при рождении. (имя)

4.  Наука, изучающая имена собственные (ономастика)

5.  Список имен, умерших для поминовения в церкви (Синодик)

6.  День ангела, соименного святого (именины)

Учитель: Человек проносит имя через всю жизнь. Его можно лишить богатств, званий, но нельзя лишить имени.

Имя данное при крещении – это не прозвище, не псевдоним, не кличка.

 Это – святое имя. Святому имени должна соответствовать и жизнь человека, носящего это имя.

 

X.               Подведение итогов и рефлексия.

Учитель: В начале урока мы с вами определили вопросы, на которые бы хотели получить ответ на уроке. Давайте, ответим на них.

- Что обозначает слово Имя?

- Какую роль играет имя в жизни человека?

- Как имя влияет на характер?

- Какие обычаи выбора имени вы узнали?

- Что значит гордится своим именем, создавать себе доброе имя?

Учитель:

Сегодня на уроке вы познакомились с значение ваших имен, узнали о людях, которые носят или носили такое, как у вас имя.

Давайте вспомним девиз нашего путешествия из песни Капитана Врунгеля

(«Как вы яхту назовете, так она и поплывет»)

Имя человека тоже имеет свое значение, назвали вас этим именем, как мы выяснили не случайно.

 Я хочу, чтобы вы назвали ваши яхты своими именами и написали, что означат ваше имя и какие качества святых, известных именитых, знаменитых людей вы бы хотели приобрести для себя.

У вас на столе лежат разноцветные яхты, напишите на них те черты характера, которые вы хотели, чтобы были у вас. Прикрепите ваши яхты на карту нашего путешествия.

(Звучит песня Капитана Врунгеля «Как вы яхту назовете»)

(Учащиеся прикрепляют яхты на карту путешествия, размещенную на доске)

Подведение итогов. Поздравление победителей.

Наше сегодняшнее путешествие по стране имен завершено, но разговор о именах мы еще продолжим.

На слайде эпиграф

Чтение эпиграфа.

 Закончить наш урок мне бы хотелось словами:

Имена, имена, имена –

В нашей речи звучат не случайно:

Как загадочна эта страна –

Так и имя – загадка и тайна.

В этой жизни, а может и в той,

Под земною звездой и небесной

Охраняет любого святой, не для каждого, впрочем, известный.

 

XI.            Постановка домашнего задания

1) Проект «Семейный помянник». Попробуйте составить свой семейный помянник (он может быть в виде небольшой книжки-блокнота): запишите на отдельном листе имена ныне здравствующих ваших родных и близких — родителей, бабушек, дедушек, братьев, сестёр, других родственников, кото- рых вы знаете или узнали от родителей, и против каждого имени укажите день рождения человека и День его ангела. На другом листе запишите имена уже почивших родственников и укажите против каждого имени День ангела и, если известно, день кончины человека. Семейный помянник может быть оформлен фотографиями родных и близких из семейного архива.

2)

Подготовьте сообщение о святом, в честь которого вы названы. Для выполнения этих заданий можно взять в библиотеке любое издание «Житий святых» и настольный Православный церковный календарь, в котором есть списки имён с их значениями, а также с указанием дней памяти святых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Задание 1. Давайте поиграем в древних славян. Для вас представлены старославянские имена. Вы должны догадаться, почему ребенка так назвали и найти в словаре для справок подходящее слово ?

 

Мужские:

Добрыня – добрый

Крас – красивый

Камень – могучий, крепкий

Ряха – чистоплотный

Смеян – жизнерадостный

Любим - любимый

 

Женские:

Буяна – шумная

Весняна – весенняя

Догада – догадливая

Забава – забавная

Злата – золотоволосая

Мила – милая

Приложение 2.

Задание 2: «Назови полное имя». (Игра-лото: нужно сопоставить имена)

Петя – Петр

Витя – Виктор

Саша – Александр

Леша – Алексей

Женя – Евгений

Дима – Дмитрий

Костя – Константин

Вова – Владимир

Гриша – Григорий

Митя – Дмитрий

Сережа – Сергеи

Тема – Артем

Миша - Михаил

Катя - Екатерина

Маша – Мария

Настя – Анастасия

Рита – Маргарита

Валя – Валентина

Аня – Анна

Лера – Валерия

Оля – Ольга

Света – Светлана

Лена – Елена

Вика – Виктория

Таня – Татьяна

Люда – Людмила

Занимательная минутка. Игры-загадки:

1.Имя этой девочки пишется и произносится одинаково как слева направо, так и справа налево. Отгадайте его (Анна, Алла, Ада).

2.Если от имени мальчика отнять букву, вы получите имя девочки. Как зовут мальчика и девочку? (Коля – Оля; Вася – Ася)

3.В каком имени пол Я? (Поля)

4.Какое женское имя не заканчивается ни на гласный А, ни на Я? (Любовь)

5.Название какого города на Украине состоит из одного мужского и ста женских имен? (Севастополь)

6.Что принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? (имя)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кроссворд «Слово - загадка»

 

4

 

 

 

5

3

 

 

6

2

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По вертикали:

1.     Святая, жившая во II веке, назвавшая своих дочерей в честь трех важнейших христианских добродетелей – веры, надежды, любви.

2.     Церковная книга с перечнем святых и праздников в календарном порядке.

3.     Личное название человека, даваемое при рождении.

4.     Наука, изучающая имена собственные.

5.     Список имен умерших для поминовения в церкви.

6.     День ангела, соименного святого.

По горизонтали:

Ключевое слово: имя человека. Какое оно?

 


 

Конспект урока на тему: «Слова-имена»

Конспект урока на тему: «Слова-имена»

Планируемые результаты Предметные: ознакомление с происхождением и значением имен и фамилий

Планируемые результаты Предметные: ознакомление с происхождением и значением имен и фамилий

На слайде проецируется тема урока : «Слова-имена»

На слайде проецируется тема урока : «Слова-имена»

В.И. Даль. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка)

В.И. Даль. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка)

В древней Руси в далёком прошлом существовал ряд слов, имеющих то же значение, что и слово имя, – это рекло, назвище, прозвище, название, прозвание, проименование

В древней Руси в далёком прошлом существовал ряд слов, имеющих то же значение, что и слово имя, – это рекло, назвище, прозвище, название, прозвание, проименование

Ученик 7. Сначала эти имена были непонятны людям, а потом так крепко прижились на

Ученик 7. Сначала эти имена были непонятны людям, а потом так крепко прижились на

Ответ на эти вопрос вы найдете, работая с учебником, а также выполните предложенное вам задание

Ответ на эти вопрос вы найдете, работая с учебником, а также выполните предложенное вам задание

Просмотр фильма «Святые мученицы

Просмотр фильма «Святые мученицы

Александр проявил себя ка мужественный воин, то для того чтобы сохранить

Александр проявил себя ка мужественный воин, то для того чтобы сохранить

Что означает в переводе с греческого

Что означает в переводе с греческого

Монахи, отказавшись от мира, совершают много подвигов, первый и самый главный подвиг любовь к

Монахи, отказавшись от мира, совершают много подвигов, первый и самый главный подвиг любовь к

Учитель: Традиции, повлиявшие на формирование русских имен, складывались веками, и потому в них отражается вся история русского народа, особенности ее культурного и социального развития

Учитель: Традиции, повлиявшие на формирование русских имен, складывались веками, и потому в них отражается вся история русского народа, особенности ее культурного и социального развития

Имя человека тоже имеет свое значение, назвали вас этим именем, как мы выяснили не случайно

Имя человека тоже имеет свое значение, назвали вас этим именем, как мы выяснили не случайно

Приложение 1. Задание 1. Давайте поиграем в древних славян

Приложение 1. Задание 1. Давайте поиграем в древних славян

Занимательная минутка. Игры-загадки: 1

Занимательная минутка. Игры-загадки: 1

Кроссворд «Слово - загадка» 4 5 3 6 2 1

Кроссворд «Слово - загадка» 4 5 3 6 2 1

Конспект урока по предмету основы православной культуры на тему: «Слова-имена».

Конспект урока по предмету основы православной культуры на тему: «Слова-имена».

По вертикали: 1. Святая, жившая во

По вертикали: 1. Святая, жившая во
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2021