Конспект урока по произведению М. Горького «Песня о Соколе» Тема: «Каждый выбирает по себе…»
Оценка 4.8

Конспект урока по произведению М. Горького «Песня о Соколе» Тема: «Каждый выбирает по себе…»

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
8 кл
04.04.2020
Конспект урока по произведению М. Горького «Песня о Соколе» Тема: «Каждый выбирает по себе…»
М.Горький.docx

Конспект урока по произведению М. Горького «Песня о Соколе»

Тема: «Каждый выбирает по себе…»

Цели: определить художественные особенности произведения, развивать навыки анализа текста, показать аллегорический смысл «Песни…»; выявить авторскую позицию и способы ее выражения.

Методические приемы: выразительное чтение, элементы анализа текста, беседа по вопросам.

Ход урока:

1)Чтение «Песни…»

2)Беседа по прочитанному

-Какое впечатление произвела на вас «Песня…»?

-Что поняли? Что хотел до нас донести автор?

-Как построено произведение? На что обратили внимание?

                             «Песня…» начинается и заканчивается пейзажем, который играет роль обрамления.

-Какую роль играет пейзаж в данном произведении?

                              1.Это фон, на котором разворачивается сказочный сюжет.

                              2.Пейзаж – герой произведения. Море слушает грозную песню волн и таит в себе реальные

                              Признаки пробуждения.

                             3.Пейзаж – средство характеристики эмоционального состояния рассказчика, средство  

                              выражения авторской позиции.

                             4.Пейзаж связывает сказку с окружающей действительностью.    

Обрамление подготавливает читателя, слушателя к пониманию мудрости песни Рагима; оно расширяет ее рамки, показывая, как прекрасна жизнь и как она загадочна, беспредельна и значительна. Оно заставляет задуматься над вечными вопросами: о предназначении человека на земле, о смерти и бессмертии.

3) Анализ центральной части произведения.

-Где происходит действие? Зачитайте описание места.

                                  Действие происходит в ущелье. «Сквозь серый камень вода сочилась, и было душно в

                                 ущелье темном и пахло гнилью».

-«Вдруг…» Что происходит вдруг?

                                 В ущелье с неба пал раненый Сокол.

- Раненый, умирающий Сокол думает о небе? Что значит небо для Сокола и что думает о небе уж?

небо для

 

                                                Сокол                                                                                             Уж

                Символ счастья, благородных порывов,                                                          «пустое место»

               борьбы за свободу.

-О чем спорят?

Как жить?

 

                                             Сокол                                                                                                                Уж

              Жить полной жизнью, борясь                                                                              жить спокойно, сытно и 

             С врагами, и умереть.                                                                                               благополучно

-Еще о чем спорят герои?

В чем смысл жизни?

В чем счастье?

          

                              Сокол                                                                                                                            Уж

«О, счастье битвы!»                                                                                          «Земли творенье- землей живу я».

«Безумство храбрых – вот мудрость жизни!»                                      «Рожденный ползать, летать не может».

                                                                                                                          Жить надо так, чтобы было приятно-

                                                                                                                          «тепло и сыро», чтобы была пища и крыша

                                                                                                                          над головой.

- Какой образ близок автору и почему? Какую жизненную философию он выбирает?

                                                                         Автору близок образ Сокола, это доказывает заголовок и эпитеты.

-Найдите и выпишите эпитеты?                 

Сокол

Уж

Свободный, смелый, гордый…

 Нет эпитетов. Это показатель безликости Ужа и негативном отношении к нему писателя

 

 -Давайте определим характерные для героев черты   

Сокол

Уж

Смелость

Гордость

Храбрость

Решительность

самоотверженность

Ограниченность

Обывательское самодовольство

Самоуверенность

самосохранение

 -Каков итог жизни героев?

Сокол

Уж

Погибает, но

Капли крови его «как искры, вспыхнут во мраке жизни, и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!»

Живет долго и спокойно, думает только о себе и своем благополучии. Доволен собой.

-Кого автор подразумевает под образом Сокола и Ужа?

                                           Автор показывает 2 типа людей: ужи - это люди-обыватели, для них идеалом жизни 

                                           является покой; соколы – люди –борцы, для которых идеалом жизни является

                                         действие и борьба.

-Какой художественный прием использует автор?

                                       Аллегория-иносказательное изображение отвлеченного понятия или явления

                                        действительности при помощи конкретного жизненного образа с целью показать

                                       его существенные черты.

                                       Изображая Сокола и Ужа, писатель подразумевает определенные человеческие

                                       характеры и их взаимоотношения.

-Какой афоризм выражает идею произведения?

                                      «Безумство храбрых – вот мудрость жизни!»

-Как вы понимаете этот афоризм!

                                       Горький прославляет людей, предпочитающих битву высокие устремления

                                       спокойному и сытому обывательскому житью.

- Почему именно песня, не другой жанр?

                                     Песня связана с лирикой, что сказывается в интонации, в эмоциональности тона

                                     Повествования, напряженной метафоричности образов.

                                     Обрамление написано прозой, а сама песня – белым стихом (без рифмы)

                                                        ВысОко в гОры

                                                        Вполз Уж и лЁг там,

                                                        СвернУвшись в Узел

                                                       и глЯдя в мОре. (двустопный ямб)

4) Итог.

-Докажите, «Песня о Соколе» -романтическое произведение?

                                                       -Яркая, экзотическая, одухотворенная природа

                                                       - Гордый и смелый герой- Сокол

Именно такие герои по душе Горькому. Именно такие, гордые и смелые, как Сокол, заслуживают памяти людей, о которых складывают сказки и песни.

Людей-ужей автор осуждает. Им посвящены строки Горького из «Легенды о Марко»

                                                А вы на земле проживете,

                                               Как черви слепые живут,

                                               Ни сказок о вас не расскажут,

                                              Ни песен о вас не споют.

-Каких людей больше сейчас, как вы думаете?

-Теперь выбор за вами: парить Соколом или ползать Ужом.

5) Домашнее задание -наизусть

                                                                    

 

                                                                                                     


 

Конспект урока по произведению

Конспект урока по произведению

О чем спорят? Как жить?

О чем спорят? Как жить?

Какой художественный прием использует автор?

Какой художественный прием использует автор?

Конспект урока по произведению М. Горького «Песня о Соколе» Тема: «Каждый выбирает по себе…»

Конспект урока по произведению М. Горького «Песня о Соколе» Тема: «Каждый выбирает по себе…»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2020