Конспект урока по рассказу А.П Чехова "Хамелеон"
Оценка 4.9

Конспект урока по рассказу А.П Чехова "Хамелеон"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл—6 кл
05.03.2020
Конспект урока по рассказу А.П Чехова "Хамелеон"
Конспект
Конспект урока по рассказу А.П.Чехова Хамелеон..docx

1. Урок на тему:  «Говорящие» фамилии в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон».

 

2. Тип урока: урок формирование новых знаний с использованием  ИКТ  при ведущей роли учителя.

3.  Базовый учебник.  Литература. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.И. Беленького.

  4. Цели урока:

организовать деятельность учащихся по формированию навыков анализа художественного произведения

5. Задачи урока:

- обучающие: организовать работу над освоением содержания текста литературного произведения, формировать умения осознанного восприятия текста, понимания и решения представленных в нем проблем;  

- развивающие: способствовать развитию навыка  анализа художественного произведения, в том числе и сопоставительного; развивать умение строить суждение на конкретном материале; развивать навык выразительного чтения и соотнесения смысла произведения с интонационным выражением; давать устный ответ на вопрос по тексту произведения,  в том числе  с использованием цитирования; подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме;

- воспитательные:  способствовать воспитанию интереса к  литературе через работу с текстом;  воспитывать собственную информационную культуру, ответственное отношение к информации с учетом правовых, этических, духовно-нравственных аспектов ее распространения, воспитывать сознательную дисциплину в решении  поисковых задач при сотрудничестве в коллективе  со сверстниками.

Формы работы учащихся: фронтальные, индивидуальные, анализ и самооценка ответов

   6. Место урока в учебном плане.

В календарно-тематическом планировании это 2-й урок по теме

Словарная работа:

юмор; сатира; художественная деталь; хамелеон; конфискованный.

                                                              ХОД УРОКА.

1. Героями рассказов Чехова являются люди ничем не примечательные, обыкновенные. События, о которых рассказывает писатель, тоже  бытовые. Иногда рассказ представляет собой бытовую сценку. Но бытовая сценка для Чехова – это лишь повод , чтобы поговорить о вполне серьезных вещах. Чехов рисует картину нравов, его интересуют мотивы поведения людей, писатель исследует, как проявляют себя люди в зависимости от обстоятельств.

 

2. Работа над анализом рассказа Антона Чехова “Хамелеон”.

Большинство произведений Чехова  сатирические. Что же такое сатира?( слайд 3. )

Сатира - гневное осуждение и беспощадное высмеивание пороков общественной и личной жизни. Это слово пришло к нам из латинского языка. (Запись в тетради) Сфера сатиры  -  преимущественно явления общественной жизни.

Учитель: Дома вы прочитали рассказ Антона Чехова “Хамелеон”.

Давайте вспомним героев произведения, а поможет нам в этом кроссворд “Угадай фамилии чеховских героев”(кроссворд).

 

Вопрос: С чего начинается рассказ?  

Кругом тишина и покой.  Обстановка лени и скуки царит в провинциальном городке.  И вдруг:

- Так ты кусаться, окаянная? – слышит вдруг Очумелов. – Ребята, не пущай её! Нынче не велено кусаться! Держи! А…а!

Вопрос: И какая же картина предстаёт перед Очумеловым?

 («Очумелов глядит в сторону и видит:…»)

 

Вопрос: Кто оказался виновником скандала?

Учитель: Действительно, виновником скандала оказался белый борзой щенок, в слезящихся глазах его было выражение тоски и ужаса.

Вопрос: А каким образом ведет себя страж порядка, полицейский надзиратель Очумелов?

 («…шагает к сборищу.»)

 

Вопрос: Ну а сейчас давайте обратимся к названию рассказа. Слово "Хамелеон" нет в рассказе. Почему же возник такой заголовок, оправдан ли он? Кто такой хамелеон? ( слайд 4.) Опережающее индивидуальное домашнее задание)

Хамелеон – в словарях у этого слова есть два объяснения, одно из них говорит о том, что это разновидность ящериц, меняющих свой цвет в зависимости от обстановки, второе значение формулируется так: “переносное значение. Беспринципный человек, легко меняющий свои взгляды в зависимости от обстановки”.

 

Вопрос: Какое значение этого слова раскрывается в рассказе?

 

Имя героя рассказа давно стало нарицательным, понятие “хамелеонство” вошло в русский язык. Хамелеоном мы обычно называем человека, готового постоянно и моментально, в угоду обстоятельствам менять свои взгляды на противоположные.

 

Учитель: Давайте проследим, как меняется поведение Очумелова в зависимости от обстоятельств, обратите внимание на его речь, обращение к Хрюкину и “виновнику скандала”. (пересказ текста, зачитать реплики  О.)

 

Вопрос: Прочитайте “жалобу” Хрюкина. Что смешного в ней и как она характеризует Хрюкина? Как Очумелов обращается к Хрюкину? Найдите эти обращения. Почему он их так часто меняет?(Сначала -  Хрюкин, потом - свинья, болван)

 

Вопрос: Сколько раз и почему меняет своё решение Очумелов и как это проявлялось внешне?

( 6 раз, а зависит - от чина предполагаемого хозяина собаки.)

 

Вопрос: Как меняется тон его высказываний?

( 6 смен интонаций - от начальственно - повелительных до рабски - трусливой. Первоначально звучит категоричное, так сказать, законное решение: уничтожить собаку и наказать хозяина. Затем собака берется под защиту, как генеральская, и виновником оказывается Хрюкин.)

 

Вопрос: Есть ли в рассказе герои, которых автор упоминает, но они не появляются перед читателями? Их роль в повествовании.(слайд 5.)

(Генералы не появляются на сцене, да это и не обязательно. Достаточно взглянуть, как действует их сила и власть на людей лишь при одном упоминании.

Упоминание генерала  действует на О. волшебным образом: он 6 раз меняет свое решение. «Братец» тоже требует почтения. Брат Х. – тоже представитель власти.)

 

Учитель:  Итак, Чехов показал нам хамелеонство, мгновенные изменения в поведении и чувствах Очумелова. Он показывает наглость, грубость Очумелова по отношению к Хрюкину, который стоит по социальному положению намного ниже Очумелова, и заискивание, трусость перед сильными мира сего.

Правда и справедливость для полицейского надзирателя не имеют никакого значения. Он  вырастает в символ беззакония: кто сильнее, тот и прав. Сам Очумелов потерял все, что связано с человеческим достоинством и честью. От одного сознания, что он может вызвать недовольство генерала, его бросает то в жар, то в холод.

 

Вопрос: Только ли Очумелову присущи черты хамелеонства?

Вопрос: Сколько хамелеонов вы видите в рассказе? Докажите свою точку зрения, используя текст.

(слайд 6.)

Варианты:

1. Хамелеон – Очумелов.

2. Хамелеоны – Очумелов и Хрюкин.

(То он требует для себя равенства, вспоминая, что у него брат в жандармах, то по – холопски умолкает,когда гнев Очумелова обращается на него.)

3. Хамелеоны – Очумелов, Хрюкин и толпа.

(Собравшаяся толпа  сочувствует  мастеровому  в начале рассказа, а в конце – смеется и злорадствует.)

 

В состоянии "хамелеонства" находятся все участники сцены на базарной площади: и Елдырин и Хрюкин и толпа.

Учитель. Какое настроение от этого у вас?

( От этого становится грустно.)

Учитель: Рассказ смешон, но за смешным просматривается невесёлый порядок вещей. Разнообразны проявления юмора в “Хамелеоне”.

- Что такое юмор? ( слайд 7.)

Впервые мы видим Очумелова, идущим через базарную площадь в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником.

Вопрос:  Как вы думаете, почему Чехов обращает наше внимание на эти детали? Что такое деталь? Какова её роль в произведении?

 ( слайд 8.) (Деталь художественная (от франц. – подробность, мелочь, частность) – выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку. Деталь художественная может воспроизводить подробности обстановки, внешности, пейзажа, портрета, интерьера, но в любом случае она используется, чтобы наглядно представить и охарактеризовать героев и их среду обитания.

 

- Чехова называют мастером художественной детали. Попробуем найти выразительные детали в  тексте и определить их роль?(слад 9.)

-Что несут служители закона? ( вывешиваются рисунки)

 1) Решето, доверху наполненное конфискованным крыжовником.

Учитель. Как вы понимаете слово конфискованный?(Конфискованный - отобранный.)

2) Узелок.

Учитель. Узелок и конфискованный крыжовник, что означают эти детали?

( Вседозволенность.  Скорее всего в этом узелке что-то, что дали Очумелову как взятку.)

(Значит, полицейский надзиратель и городовой, по долгу службы обходя площадь, уже собрали “дань”)

 

Очень важная деталь - крыжовник - мелочь, ягода, не представляющая особой ценности, но он конфискован!

 

Учитель. Таким образом, полицейский надзиратель, который должен следить за соблюдением законов, сам нечист на руку, сам нарушает закон.

(слайд 9.)

Работа с иллюстрацией "Очумелов шествует по городу".

Учитель. Вот таким представляет Очумелова художник, ваше мнение совпадает?

3) Следующая деталь?  Шинель.

А теперь подумайте, что значит шинель в портрете Очумелова? (Символ власти над людьми.)

 

В тексте еще несколько раз упоминается "шинель" и "пальто".

Учитель. Определите лексическое значение этих слов.

 

 Шинель - это форменное пальто, подчеркивающее принадлежность к власти, наличие какого-то чина.      Пальто - это гражданская верхняя одежда, которая не подчеркивает принадлежность к власти.

 

Учитель. Подумайте, почему приходит на площадь и уходит он в шинели, а снимает и надевает ему Елдырин - пальто?

 

Слово "шинель" употребляется в авторской речи, следовательно, для Чехова в Очумелове важна шинель как символ власти, чина. Сам Очумелов говорит "пальто", и здесь эта художественная деталь выполняет иную художественную функцию: показать душевное состояние Очумелова, от страха его бросает то в жар, то в холод.

 

4)Следующая деталь?  Палец.

Окровавленный палец Хрюкина - это и политическая деталь, и деталь, помогающая понять характер Хрюкина.

Палец поднят, как знамя, как некий призыв к справедливости.

 

5) Открытые двери лавок, сонные физиономии - это детали создают зримую точность обстановки.

(слайд 10.)

- Давайте рассмотрим еще  иллюстрацию к рассказу, относящуюся  к отмеченным выше деталям.

 

6) А теперь посмотрите на щенка. Что вы увидели в его глазах?

Учитель: Обратите внимание: “человеческое” только в глазах собаки, в то время как площадь полна людей! Вот оно, проявление едкого, близкого к сарказму, юмора Чехова.

 

Вопрос: Как вы считаете, для чего Чехов использует в рассказе приём “говорящие фамилии”? Попробуйте “расшифровать” фамилии героев рассказа. (Очумелов, Хрюкин, Жигалов, Елдырин)

Очумелов - от очуметь, т.е. одурелый, совсем потерявший соображение.

Вопрос:  Приём “говорящих имён и фамилий” - юмористический или сатирический?

 

Полностью понять социальную сущность и комизм хамелеонства  помогает  речевое мастерство Ч.  Реплики настолько выразительны, что дают моментальный  языковой фотопортрет.

Вопрос:  Найдите реплики героев, вызывающие у вас смех?

                Почему  Очумелова называют косноязычным? Найдите доказательства косноязычия героя в тексте.

 

Комический эффект достигается в рассказе композиционным приёмом – повторением. В рассказе повторяется ситуация выяснения (“чья собака”?). Шесть раз меняется ответ на этот вопрос, и столько же раз меняется реакция полицейского надзирателя.

 

Вывод: Итак, делаем выводы: в рассказе Чехова юмор носит саркастический характер. В свой короткий “смешной” рассказ Чехов вложил серьёзное содержание, показав при этом мастерство большого художника.

 

Почему в конце рассказа толпа хохочет над  Хрюкиным? (слайд 11.) ( Хрюкин повержен. Его палец опущен.А «повергла» его жалкая, хромоногая, побитая собачонка, она вознесена над толпой, и сам Очумелов  готов лично  доставить ее брату генерала Жегалова.)

 

Учитель:  тем самым Чехов как бы утверждает, что хамелеонство – всеобщее явление, за которым кроются чинопочитание, подхалимство, угодничество, лицемерие, самодурство. Так смешной рассказ становится гневным обличением российской действительности времён писателя. Персонажи Чехова образуют пёструю толпу, это люди разных судеб и разных профессий, их занимают различные проблемы – от мелких бытовых забот до серьёзных философских вопросов. И жизнь каждого героя – особая, отдельная чёрточка русской жизни, в сумме все эти черты обозначают все глобальные проблемы России конца XIX века.

 

Учитель. Первоначально рассказ имел подзаголовок "Сценка", но потом А.П.Чехов его снял. Почему?

( Слово "сценка" указывает на единственный конкретный случай. Заменив заголовок, Чехов подчеркнул, что хамелеонство, чинопочитание вошло в кровь и ложь русского человека, приобрело всеохватывающий характер! )

 

Вопрос: А как вы думаете, актуально ли это произведение в наше время? Есть ли сейчас хамелеоны, подобные Очумелову?

 

7. Суд над Очумеловым (по рассказу А.П.Чехова “Хамелеон”).

Оформление: судейский стол, скамья подсудимых, зал для зрителей. Столики для защитника и обвинителя, плакаты: “Боже, как грустна наша Россия” (А.Пушкин); “Вы взгляните на эту жизнь: наглость сильных…, лицемерие…” (Н.В.Гоголь)

 

Ход суда

Секретарь: Встать, суд идет!

 

Судья: Прошу защитника, обвинителя, почтенную публику занять свои места. Слушается дело о полицейском надзирателе Очумелове, который обвиняется в хамелеонстве, заискивании, лести перед сильными сего, в наглости, грубости к мастеру золотых дел Хрюкину.

Чтобы лучше понять обвинение и защиту, чтобы приговор был единственно справедливым, соответствующим букве закона, заслушаем показания Очумелова.

 

Очумелов: Я, почтенный полицейский надзиратель, в новой шинели шел через базарную площадь вместе с городовым, который нёс решето, доверху наполненное конфискованным крыжовником.

 

Кругом была тишина, на площади ни души. И вдруг я услышал:

- Так ты кусаться, окаянная? Держи её! А…а!

И увидел человека в ситцевой рубахе и расстёгнутой жилетке, он бежал за собакой. Я сделал полуоборот и направился к сборищу.

 

Защитник: Позвольте, кто это был? Что за человек?

 

Очумелов: Я узнал в нём золотых дел мастера Хрюкина.

 

Защитник: А кто же был виновник скандала?

 

Очумелов: Белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине, в слезящихся глазах его было выражение тоски и ужаса.

 

Обвинитель: В чем же провинился этот щенок?

 

Хрюкин: Иду я, ваше благородие, никого не трогаю, и вдруг эта подлая ни с того ни с чего за палец… Вы меня извините, я человек, который работающий… Работа у меня мелкая. Пускай мне заплатят, потому – я этим пальцем, может, неделю не пошевельну…

 

Судья: Вопрос к Очумелову. И какова была ваша реакция на это происшествие?

 

Очумелов: Я сказал, что это так не оставлю, приказал Елдырину составлять протокол. А собаку истребить. Узнать, чья она.

 

Обвинитель: А когда узнали, что она, кажись, генерала Жигалова?

 

Очумелов: Я приказал Елдырину снять с меня пальто, ужас, как жарко, и спросил у Хрюкина:

- Одного только не понимаю, как она могла тебя укусить? Нешто она достанет до пальца? Ты должно быть расковырял палец гвоздем, а потом пришла в твою голову идея сорвать. Знаю вас, чертей!

 

Судья: Вопрос к Хрюкину. Голос из толпы утверждал, что ты ей цигаркой в харю для смеха, а она – не будь дура, и тяпни.

 

Хрюкин: Врет кривой. Не видал, так, стало быть, зачем врать?

 

Защитник: Я протестую. А вы, господин Очумелов, сколько раз меняли своё решение в отношении собаки?

 

Очумелов: Шесть. Так ведь решался вопрос о принадлежности собаки. Решали: генеральская она или нет.

 

Кто-то из толпы сказал:

- Это, кажись, генерала Жигалова!

На что городовой глубокомысленно заметил:

- Нет, это не генеральская…У генерала таких нет. У него всё больше легавые…

Я спросил:

- Ты это верно знаешь?

- Верно, ваше благородие, - отвечал городовой. – А может быть и генеральская… На морде у ней не написано… Намедни на дворе у него такую видел.

- Хорошо, что повар генеральский погодился и сказал, что собака братца генерала Владимира Иваныча. Вот ведь собачонка какая у него шустрая! Цап этого за палец! Ха-ха-ха! А до этого я ещё доберусь! (показывая на Хрюкина, грозит ему пальцем.)

 

Защитник: Уважаемый суд! Господин Очумелов по должности соблюдал порядок.

 

Судья: Но он шесть раз менял своё решение. И менял его потому, что сначала было сказано, что собака ничья, потом генеральская, наконец, брата генерала.

 

А посему суд удаляется на совещание. (Суд удаляется. После возвращения зачитывается приговор)

 

Судья: Именем закона Российского государства, суд, рассмотрев дело по обвинению полицейского надзирателя Очумелова, приговаривает его к вечному презрению, общественному осуждению за его хамелеонство, заискивание, лесть перед вышестоящими чинами.

 

3. Домашнее задание.

Написать сочинение-рассуждение “Почему рассказ Чехова назван “Хамелеон”?

Нарисовать шарж на “чеховского хамелеона”. Вспомнить, что такое шарж.

Инсценировка понравившихся эпизодов.

 


 

Урок на тему: «Говорящие» фамилии в рассказе

Урок на тему: «Говорящие» фамилии в рассказе

Работа над анализом рассказа Антона

Работа над анализом рассказа Антона

Учитель : Давайте проследим, как меняется поведение

Учитель : Давайте проследим, как меняется поведение

Варианты: 1. Хамелеон – Очумелов

Варианты: 1. Хамелеон – Очумелов

Значит, полицейский надзиратель и городовой, по долгу службы обходя площадь, уже собрали “дань”)

Значит, полицейский надзиратель и городовой, по долгу службы обходя площадь, уже собрали “дань”)

Давайте рассмотрим еще иллюстрацию к рассказу, относящуюся к отмеченным выше деталям

Давайте рассмотрим еще иллюстрацию к рассказу, относящуюся к отмеченным выше деталям

И жизнь каждого героя – особая, отдельная чёрточка русской жизни, в сумме все эти черты обозначают все глобальные проблемы

И жизнь каждого героя – особая, отдельная чёрточка русской жизни, в сумме все эти черты обозначают все глобальные проблемы

Защитник: Позвольте, кто это был?

Защитник: Позвольте, кто это был?

Кто-то из толпы сказал: - Это, кажись, генерала

Кто-то из толпы сказал: - Это, кажись, генерала
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2020