Урок развития речи по русскому языку 4 класс.
Тема: Развитие речи. Изложение с прогнозированием повествовательного текста «Собака Двойка».
Цели:
1) учить писать изложение на основе прогнозирования текста; прогнозировать текст по его заголовку; предупреждать речевые ошибки;
2) развивать коммуникативно-речевые умения, направленные на восприятие и воспроизведение речевого высказывания; умение прогнозировать тему и основную мысль, жанр и структуру текста, языковые особенности; орфографическую зоркость;
3) воспитывать интерес к изучению родного языка; к написанию изложений; аккуратность, ответственность, самостоятельность; правильную осанку во время письма; любовь и чуткое отношение к животным.
Формирование УУД:
личностные: развитие коммуникативности, гуманности, умение понимать и принимать позиции участников коммуникации, высказывать свою точку зрения и обосновывать её, развитие сотрудничества;
метапредметные: обучение воспроизведению содержания близко к тексту с опорой на план с сохранением словесных находок автора, развитие основных видов речевой деятельности: слушание и чтение (восприятие, понимание смысла); говорение и письмо (создание речи, передача смысла);
регулятивные: развитие мотивации: желание научиться читать, что-то конкретно узнать из текста, понять, о чём в нем говорится, получить удовольствие от чтения, учить смысловой обработке текста: размётка текста, выделение главных мыслей, выделение ключевых и эмоционально-оценочных слов, определение смысла поступков героев, выделение главной мысли, осмысление личностного отношения к событиям, воссоздание содержание текста с опорой на словесную картину (во внутренней речи, словесное воспроизведение).
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
|||||||||||||||
1.Актуализация опорных знаний. |
||||||||||||||||||
I. Организация внимания. Введение в тему. Актуализация знаний учащихся, необходимых для написания изложения.
|
Знакомство с ходом урока: (обучение добывания информации из текста по ориентировочным основам, групповая работа с текстом, самостоятельная запись текста)
-Что такое изложение? -Что такое текст? _Какие виды текстов вы знаете? -Что такое тема текста? -Что такое основная мысль текста? Какие части текста знаете? |
Учащиеся слушают и запоминают.
Дети предлагают варианты ответов на поставленные вопросы |
Регулятивные УУД (самостоятельно формулировать задание, определять его цель, планировать свои действия) Познавательные УУД (анализировать, сравнивать полученные знания, самостоятельно делать выводы) Познавательные УУД(сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников) Коммуникативные УУД (владеть монологической и диалогической речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка) |
|||||||||||||||
|
Учитель диктует число, изложение, проверяет записи учеников. |
Учащиеся записывают число, изложение. |
|
|||||||||||||||
2.Работа с заголовком. Прогнозирование текста по заголовку.
|
_Текст, по которому мы будем писать изложение, называется «Собака Двойка» Как вы думаете, о чем этот текст? -О ком здесь рассказывается? -Что могло произойти? -Как вы думаете, к какому виду относится этот текст? -Как может начаться этот текст? -Как может закончиться? |
Дети предлагают свои варианты, опираясь на личный жизненный опыт. Принимаются все варианты. |
Регулятивные УУД (самостоятельно формулировать задание, определять его цель, планировать свои действия) Познавательные УУД (анализировать, сравнивать полученные знания, самостоятельно делать выводы, сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников, выбирать наиболее эффективный способ решения задач, исходя из конкретных условий) Коммуникативные УУД (владеть монологической и диалогической речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка) |
|||||||||||||||
2.Актуализация новых знаний. |
||||||||||||||||||
1. Пошаговое прогнозирование текста. Составление примерного плана для пересказа текста.
|
Чтение текста изложения учителем по фрагментам. -Сейчас я буду читать текст по фрагментам. -Мы сравним с ними ваши предположения, посмотрим, насколько правильными были догадки, которые вы сделали на основе заголовка текста. -Иногда я буду останавливаться, а вы будете мне подсказывать, что же могло произойти далее. |
Дети слушают, предлагают главные мысли текста, составляют план, работая в парах и обсуждая пункты плана. |
Познавательные УУД(сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников) Познавательные УУД (анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно делать выводы) Коммуникативные УУД (владеть монологической и диалогической речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, понимать текст на слух, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, задавать вопросы, соблюдать правила речевого этикета) Личностные УУД (ответственно и с сочувствием относиться к животным, живой природе, понимать чувства других людей, сопереживать, выражать своё отношение в конкретной ситуации) |
|||||||||||||||
2. Составление таблицы по тексту на доске:
|
-Попробуем составить таблицу: |
Учащиеся высказываются, на интерактивной доске заполняют таблицу |
Познавательные УУД (перерабатывать и представлять информацию (содержание текста) в таблице) Коммуникативные УУД (учебное сотрудничество со сверстниками, умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении |
|||||||||||||||
3.Пересказ текста.
|
- Все готово к пересказу. Вы предлагаете друг другу свой вариант. |
Дети работают в группах, обсуждают. |
Регулятивные (прогнозирование результата и уровня усвоения, его временных характеристик. Коммуникативные (учебное сотрудничество со сверстниками, умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблем, умение выражать свои мысли. |
|||||||||||||||
4. Орфографическая подготовка.
|
Учитель предлагает работу по группам. -Вы должны в своей части текста найти и объяснить написание орфограмм. |
Ученика работают с текстом. - прочитать текст -найти и вставить пропущенную букву, устно подобрать проверочное слово, -подчеркнуть опорные слова в своей части текста. |
Предметные результаты (уровень освоения материала по русскому языку, применение полученных знаний при подготовке к изложению) |
|||||||||||||||
5. Целостное чтение текста вторично |
Учитель читает текст целиком. |
Дети слушают и запоминают. |
Познавательные УУД (Слушать и понимать информацию, представленную в виде текста) |
|||||||||||||||
6. Написание детьми текста изложения.
|
Учитель предлагает написать текст, опираясь на слова таблицы. |
Учащиеся работают письменно . |
Познавательные УУД (умение осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной речи) Регулятивные УУД (осуществлять пошаговый контроль в форме сличения с заданным эталоном) Предметные результаты (применение полученных знаний по русскому языку при письменной передаче текста) Коммуникативные УУД (оформлять свои мысли в письменной речи) |
|||||||||||||||
7. Самопроверка.
|
Учитель помогает учащимся ( пользование словарями и справочниками) |
Ученики выполняют проверку. |
Личностные (жизненное самоопределение, определение социальных и жизненных ценностей, ценностно-смысловая ориентация учащихся, установление учеником связи между целью учебной деятельности и результатом учения,). |
|||||||||||||||
3. Итог урока. |
||||||||||||||||||
1.Итог урока. |
-Какова была цель нашего урока? -Мы её достигли? -Что вам понравилось на уроке?-Что было трудно? -Оцените свою работу на уроке. -Удалось ли вам передать содержание текста?
|
Ведут диалог с учителем, высказывают своё мнение по уроку, делятся своими впечатлениями. |
Познавательные (Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процессов и результата деятельности) |
Текст изложения.
Собака Двойка.
На школьном дворе жила кудлатая собачонка. Её звали Двойка. Почему ей дали такую кличку, никто не знал.
Все малыши обижали Двойку. В неё бросали камни, загоняли её в кусты. Собака жалобно скулила.
Однажды учительница Мария Ивановна увидела это и пожурила ребят. Нельзя относиться плохо к собаке только за то, что у неё плохое имя. Ведь не по имени судят, а по тому, кому оно принадлежит.
Малыши задумались над словами учительницы. Потом они приласкали Двойку и угостили её кто чем мог. Вскоре оказалось, что Двойка очень хорошая и понятливая собачонка. Её даже хотели назвать Пятеркой. Но разве дело в названии?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.