Конспект урока по родному языку «Пословицы, поговорки, фразеологизмы»
Оценка 5

Конспект урока по родному языку «Пословицы, поговорки, фразеологизмы»

Оценка 5
docx
05.11.2021
Конспект урока по родному языку «Пословицы, поговорки, фразеологизмы»
фразеологизмы.docx

Конспект урока по родному языку «Пословицы, поговорки, фразеологизмы»

Ход урока

1.Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг другу, теперь посмотрите на меня. Я желаю вам успехов на уроке.

Нашим девизом на уроке будет пословица: Без ученья нет уменья.

А как вы понимаете смысл этой пословицы? ( Чтобы что-то уметь, надо многому научиться.)

Сегодня я предлагаю вам прикоснуться к кладовой народной мудрости, почувствовать её очарование.

2.Актуализация знаний.

Работа по карточкам. Найди и исправь ошибки в русских пословицах.

1 вариант

Делу – время, потехе – минута.

Кашу маслом не измажешь.

Яблоко от яблони рядом падает.

Без труда не вытянешь и щуку из пруда.

Друг познается в воде.

Лучше горькая правда, чем сладкая неправда.

Проверка по эталону.

3. Самоопределение к деятельности. Целеполагание

Ребята, русский язык является настоящей кладовой народной мудрости, которую не вычерпать до дна. Меткие, короткие, ёмкие выражения сами приходят нам на ум в определённой жизненной ситуации. Они сопровождают нас всю жизнь, хотя, если подумать, мы как будто и не читали их нигде, только в разговоре их слышали и сразу запомнили.

Какую тему мы с вами сегодня будем изучать? Какую цель поставим перед собой? (расширить знания о пословицах, поговорках и фразеологизмах).

Послушайте небольшую историю и из трёх предложенных пословиц выберите одну, выражающую основную мысль текста.

Два мужика посеяли весной огород. Один мужик поливал, окучивал, пропалывал, а другой на печке сидел и в окно глядел.

Наступила осень – пора урожай собирать. Приходит каждый на свой огород. У того мужика, что на печке сидел, сорняки по колено выросли, а у другого мужика, что трудился не покладая рук, знатный урожай поспел.

Вот так-то. Как известно, … .

·        Труд человека кормит, а лень портит.

·        Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

·        Кто не работает, тот не ест.

Молодцы, ребята! А знаете ли вы похожие пословицы, которые существуют у других народов?

·        Без мук труда не будет и радости (казахская)

·        Кто трудится, тот голодным не останется (армянская)

·        Без труда и зайца не поймаешь (татарская)

4. Работа по теме урока

Задание 1. На доске записаны пословицы, но у них перепутаны начало и конец. Составь и запиши пословицы полностью.

Чтобы из ручья напиться,

ни одного не поймаешь

Кто веселится весной,

надо к земле наклониться

За двумя зайцами погонишься,

тот плачет зимой

А теперь давайте подумаем о чём эти пословицы? Какой смысл в них скрывается?

Помимо пословиц и поговорок в русском языке есть сочетания слов, которые нельзя разделить, потому что они имеют целостное значение. Это фразеологизмы. Они появились очень давно, еще в то время, когда люди не умели писать, и передавались из одного поколения к другому через устную речь. Эти словосочетания нельзя понимать в прямом смысле, потому что они предназначены для употребления в переносном значении. Такие выражения нужно запомнить вместе с их значением. Вы наверняка слышали такие фразы: «золотые руки», «морочить голову», «встать не с той ноги». Это и есть фразеологизмы. Они делают нашу речь красивой, богатой.

Задание 2. А теперь посмотрите на экран. Здесь написано несколько фразеологизмов и 2 варианта значений к ним. Выберите правильное значение и запишите его букву в тетрадь.

Играть в бирюльки:

А) заниматься пустяками, ерундой; б) искусно выполнять самую трудную работу.

Зарубить на носу:

А) одержать полную победу; б) запомнить крепко-накрепко.

Свинью подложить:

А) устроить крупную неприятность; б) пожелать удачи.

Работать спустя рукава:

А) хвастаться, набивать себе цену; б) небрежно выполнять работу.

На краю земли:

А) совсем рядом; б) где-то очень далеко.

Теперь поменяйтесь тетрадями и осуществите взаимопроверку по образцу: а, б, а, б, б.

Задание 3. Теперь вам предстоит расшифровать фразеологизм, используя код.

Запишите к каждому знаку соответствующую букву и назовите получившийся фразеологизм.

Что означает данная фраза? Придумайте с ней предложение.

Задание 4. Послушайте стихотворение и попробуйте найти в нем фразеологизм.

У Мушки и у Мошки

Скребут на сердце кошки:

Они о чём-то спорили

И здорово повздорили.

Надеемся, что скоро

Забыта будет ссора.

Что означает данный фразеологизм?

5. Закрепление. Самостоятельная работа.

Тест

Выбери правильный ответ:

1.     Выбери пословицу:

А) Сидит девица в темнице, а коса на улице.

Б) После драки кулаками не машут.

В) Висит груша, нельзя скушать.

2. Что содержит в себе пословица?

А) загадку;

Б) правило;

В) народную мудрость.

3. Что означает пословица «Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть»?

А) Чтобы чего-то достигнуть, надо сначала потрудиться.

Б) Каждый желает получить то, чего у него нет.

В) Разные люди друг друга не понимают.

4. Что такое фразеологизм?

А) Красочное определение;

Б) Сочетание слов, которое нельзя разделить, так как они имеют целостное значение;

В) Выражение, которое приписывает неодушевленным предметам признаки или действия одушевленных.

5. Что означает фразеологизм «задать головомойку»?

А) Работать горячо, со старанием;

Б) Помыть голову;

В) Сильно отругать.

6.Итог урока.

Ребята, какая была тема сегодняшнего урока?

Какую цель ставили перед собой на урок? Достигли?

7.Рефлексия.

Закончите фразы:

Я узнал…

Я научился…

 


 

Конспект урока по родному языку «Пословицы, поговорки, фразеологизмы»

Конспект урока по родному языку «Пословицы, поговорки, фразеологизмы»

Послушайте небольшую историю и из трёх предложенных пословиц выберите одну, выражающую основную мысль текста

Послушайте небольшую историю и из трёх предложенных пословиц выберите одну, выражающую основную мысль текста

Такие выражения нужно запомнить вместе с их значением

Такие выражения нужно запомнить вместе с их значением

Задание 4. Послушайте стихотворение и попробуйте найти в нем фразеологизм

Задание 4. Послушайте стихотворение и попробуйте найти в нем фразеологизм

Что означает фразеологизм «задать головомойку»?

Что означает фразеологизм «задать головомойку»?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.11.2021