Конспект урока по родному языку «Пословицы, поговорки, фразеологизмы»
Ход урока
1.Организационный момент
Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг другу, теперь посмотрите на меня. Я желаю вам успехов на уроке.
Нашим девизом на уроке будет пословица: Без ученья нет уменья.
А как вы понимаете смысл этой пословицы? ( Чтобы что-то уметь, надо многому научиться.)
Сегодня я предлагаю вам прикоснуться к кладовой народной мудрости, почувствовать её очарование.
2.Актуализация знаний.
Работа по карточкам. Найди и исправь ошибки в русских пословицах.
1 вариант
Делу – время, потехе – минута.
Кашу маслом не измажешь.
Яблоко от яблони рядом падает.
Без труда не вытянешь и щуку из пруда.
Друг познается в воде.
Лучше горькая правда, чем сладкая неправда.
Проверка по эталону.
3. Самоопределение к деятельности. Целеполагание
Ребята, русский язык является настоящей кладовой народной мудрости, которую не вычерпать до дна. Меткие, короткие, ёмкие выражения сами приходят нам на ум в определённой жизненной ситуации. Они сопровождают нас всю жизнь, хотя, если подумать, мы как будто и не читали их нигде, только в разговоре их слышали и сразу запомнили.
Какую тему мы с вами сегодня будем изучать? Какую цель поставим перед собой? (расширить знания о пословицах, поговорках и фразеологизмах).
Послушайте небольшую историю и из трёх предложенных пословиц выберите одну, выражающую основную мысль текста.
Два мужика посеяли весной огород. Один мужик поливал, окучивал, пропалывал, а другой на печке сидел и в окно глядел.
Наступила осень – пора урожай собирать. Приходит каждый на свой огород. У того мужика, что на печке сидел, сорняки по колено выросли, а у другого мужика, что трудился не покладая рук, знатный урожай поспел.
Вот так-то. Как известно, … .
· Труд человека кормит, а лень портит.
· Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
· Кто не работает, тот не ест.
Молодцы, ребята! А знаете ли вы похожие пословицы, которые существуют у других народов?
· Без мук труда не будет и радости (казахская)
· Кто трудится, тот голодным не останется (армянская)
· Без труда и зайца не поймаешь (татарская)
4. Работа по теме урока
Задание 1. На доске записаны пословицы, но у них перепутаны начало и конец. Составь и запиши пословицы полностью.
Чтобы из ручья напиться, |
ни одного не поймаешь |
Кто веселится весной, |
надо к земле наклониться |
За двумя зайцами погонишься, |
тот плачет зимой |
А теперь давайте подумаем о чём эти пословицы? Какой смысл в них скрывается?
Помимо пословиц и поговорок в русском языке есть сочетания слов, которые нельзя разделить, потому что они имеют целостное значение. Это фразеологизмы. Они появились очень давно, еще в то время, когда люди не умели писать, и передавались из одного поколения к другому через устную речь. Эти словосочетания нельзя понимать в прямом смысле, потому что они предназначены для употребления в переносном значении. Такие выражения нужно запомнить вместе с их значением. Вы наверняка слышали такие фразы: «золотые руки», «морочить голову», «встать не с той ноги». Это и есть фразеологизмы. Они делают нашу речь красивой, богатой.
Задание 2. А теперь посмотрите на экран. Здесь написано несколько фразеологизмов и 2 варианта значений к ним. Выберите правильное значение и запишите его букву в тетрадь.
Играть в бирюльки:
А) заниматься пустяками, ерундой; б) искусно выполнять самую трудную работу.
Зарубить на носу:
А) одержать полную победу; б) запомнить крепко-накрепко.
Свинью подложить:
А) устроить крупную неприятность; б) пожелать удачи.
Работать спустя рукава:
А) хвастаться, набивать себе цену; б) небрежно выполнять работу.
На краю земли:
А) совсем рядом; б) где-то очень далеко.
Теперь поменяйтесь тетрадями и осуществите взаимопроверку по образцу: а, б, а, б, б.
Задание 3. Теперь вам предстоит расшифровать фразеологизм, используя код.
Запишите к каждому знаку соответствующую букву и назовите получившийся фразеологизм.
Что означает данная фраза? Придумайте с ней предложение.
Задание 4. Послушайте стихотворение и попробуйте найти в нем фразеологизм.
У Мушки и у Мошки
Скребут на сердце кошки:
Они о чём-то спорили
И здорово повздорили.
Надеемся, что скоро
Забыта будет ссора.
Что означает данный фразеологизм?
5. Закрепление. Самостоятельная работа.
Тест
Выбери правильный ответ:
1. Выбери пословицу:
А) Сидит девица в темнице, а коса на улице.
Б) После драки кулаками не машут.
В) Висит груша, нельзя скушать.
2. Что содержит в себе пословица?
А) загадку;
Б) правило;
В) народную мудрость.
3. Что означает пословица «Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть»?
А) Чтобы чего-то достигнуть, надо сначала потрудиться.
Б) Каждый желает получить то, чего у него нет.
В) Разные люди друг друга не понимают.
4. Что такое фразеологизм?
А) Красочное определение;
Б) Сочетание слов, которое нельзя разделить, так как они имеют целостное значение;
В) Выражение, которое приписывает неодушевленным предметам признаки или действия одушевленных.
5. Что означает фразеологизм «задать головомойку»?
А) Работать горячо, со старанием;
Б) Помыть голову;
В) Сильно отругать.
6.Итог урока.
Ребята, какая была тема сегодняшнего урока?
Какую цель ставили перед собой на урок? Достигли?
7.Рефлексия.
Закончите фразы:
Я узнал…
Я научился…
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.