Конспект урока по русскому языку 5 класс "Имя прилагательное"
Оценка 4.7

Конспект урока по русскому языку 5 класс "Имя прилагательное"

Оценка 4.7
Документация
docx
русский язык
5 кл
05.04.2024
Конспект урока по русскому языку 5 класс "Имя прилагательное"
Конспект урока по русскому языку
Имя прилагательное План-конспект урока русского языка.docx

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Имя прилагательное»

 

Тема:  Имя прилагательное как часть речи.

 

Цель:  Повторить имя прилагательное как часть речи, его морфологические признаки.

 

Задачи:

 

Обучающая: пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.

Развивающая:  развивать творческие способности детей, воображение,   ассоциативное, образное  мышление, умения выделять существенные признаки, коммуникативные навыки, умения работать в парах.

 

Воспитательная: формирование умений сотрудничать при выполнении заданий; воспитание внимания и уважения к слову.

 

Методы и приемы: исследовательская деятельность; работа в группах, анализ поэтического текста; упражнения на развитие избирательной памяти;    развивающая технология – развитие  творчества.

 

Ход урока.

1.Организационный момент  

 

Учитель:

- Здравствуйте,дорогие ребята, садитесь! Ребята,посмотрим друг на друга, и мы увидим, сколько приятных людей нас окружает. Надеюсь, сегодняшний урок не только наполнит нас новыми знаниями, но и подарит приятное общение. Сегодня вас ожидает много интересных заданий и новых открытий.

2.Постановка цели (2мин)

Учитель:

- Давайте прочитаем стихотворение Светланы Исса.

Тёмное, лунное, звёздное,

прохладное, зябкое, росное,

сонное... кофейное,

чудное - летнее...

Июльское, серединное,

сахарное, малиновое,

запашистое, ароматное,

баночное, стеклянное.

Последние "деревянные",

щавелевые, сметанные,

скудные, кефирные,

блинные, мундирные.

Летние, прошлогодние,

горькие, противные, помойные.

Кипяточные, перевернутые,

смазанные, обожжённые.

Лесные, грибные, походные,

длинные, недоходные,

мясорубочные, икорные...

Слипшиеся, тяжёлые... Сонные.

-Ребята, как вы думаете, какой теме русского языка мы посвятим сегодняшний урок?

- Вы правы! Имени прилагательному! А тема звучит так: «Я - прилагательное: «Я очень важное слово в русском языке!»

Какова цель нашего сегодняшнего урока? (вспомнить определение  прилагательного, узнать новое о прилагательном,  научиться находить прилагательные в тексте, отличать прилагательные от других частей). Я думаю, что прилагательные  сегодня вас удивят.

2. Основная часть урока.

- Закончите стихотворение.

Будьте вы внимательными,

Познакомьтесь с прилагательными.

Ку – маленький, пушистый,

Ручей – прохладный, серебристый,

Зима – красивая и снежная,

А мама – добрая и нежная.

Слова в рифмовке очень дружные,

Они приятные и нужные.

И среди них ты обязательно

Узнаешь быстро …. .

 

- Верно, это слово «прилагательные». Найдите в этом стихотворении прилагательные. (Ребята читают прилагательные – маленький, пушистый, прохладный, серебристый,красивая, нежная, добрая, дружные, приятные , нужные)

- Как вы поняли, что это прилагательные? (признак предмета)

– Какова роль прилагательных в речи? (Они украшают, уточняют речь, передают настроение, отношение человека)

- Загадайте слово и опишите его прилагательными, а класс попытается отгадать это слово.

Например, «крепкий, ароматный, бодрящий, черный» (кофе). А почему черный, а не черное?

(кофе – мужской род).

- Сегодня мы  создадим ромашку слов на тему  «Имя прилагательное».  Ромашка  должно быть красивым, привлекать внимание  и содержать ключевые слова, связанные с именем прилагательным. Для этого нам надо повторить всё, что мы знаем об этой части речи.

Задание №2

-Что обозначают имена прилагательные?

-На какие вопросы они отвечают?

- Что еще, кроме рода, можно определить у прилагательного? (число и падеж)

  - А теперь мы выполним задание «Подари предмету признак»

Задание выполняется по группам. За две минуты необходимо записать как можно больше прилагательных к предложенным существительным, определить их род и число.

1 группа – тюль

2 группа – плацкарта

3 группа -  брокколи

4 группа - авокадо  

  - Из данного задания мы можем сделать вывод, что прилагательное сочетается с существительным! А в чем  они сочетаются?

- Так для чего нужны имена прилагательные?  ( с их прилагательных можно у  существительных описать форму, цвет, вкус, величину и другие признаки)

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

 Игра «Найди лишнего».

- Вы должны хлопнуть в ладоши,   если слово не подходит к данной группе, т.е. не является прилагательным.

 - А теперь применим наши знания на практике. Чтобы выполнить задания, мы должны немного потренироваться.  Перед вами однотипные картинки. Учение должен описать одну из картинок так, чтоб остальные поняли, о какой именно речь. Вам придётся научиться описывать детали и использовать много прилагательных.

 

   Из данного задания мы можем сделать вывод, что прилагательное сочетается с существительным! А в чем  они сочетаются ?

- Осталось повторить синтаксическую роль прилагательных. Какова роль прилагательных в предложениях? Давайте запишем предложения и выделим грамматическую основу и второстепенные члены, посмотрим,  только ли определением может быть прилагательное?

Добр…       внуч…ка   помога…т   бабушке.

Наша    внуч…ка    добра-.

 

    - Наиболее ярко употребляются прилагательные в текстах художественного стиля. И сейчас я предлагаю вам собрать такие тексты, которые рассыпались и их необходимо собрать..

1. (…        )  утром приятно побродить по лесу, подышать (…       )воздухом.  

2.С (…      ) утра и до (…       )ночи слышится (…       )пение птиц.

1 команда. Прилагательные: летний, свежий, ранний, поздний, чудесный.

Наступило  (…       )лето.

2. Только в (…      )лесу сквозь  (…      ) деревьев пробивались (…       ) лучи.

2 команда. Прилагательные: знойный, зеленый, высокий,  солнечный.

1 (…     ) птичка сидела на верхушке (…         ) ели.

2. Сквозь (…            )облака неожиданно появились (…         ) тучи.

3 команда. Прилагательные: маленький, зеленый ,  голубой,  мрачный.

- Как вы думаете, получились бы у писателей такие замечательные строки, если бы в русском языке не было прилагательных? Конечно, нет. И мы не можем себе представить русский язык без них.

 

3. Подведение итогов.

Составьте ромашку слов из ключевых понятий, которые прозвучали на уроке.

4. Рефлексия.

- Опишите тремя прилагательными ваши ощущения от сегодняшнего урока, какие прилагательные запомнились вам больше всего.

 

5. Домашнее задание.

- Напишите сочинение на тему «Мой друг», включив в него прилагательные.


 

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Имя прилагательное»

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Имя прилагательное»

Последние "деревянные", щавелевые, сметанные, скудные, кефирные, блинные, мундирные

Последние "деревянные", щавелевые, сметанные, скудные, кефирные, блинные, мундирные

Загадайте слово и опишите его прилагательными, а класс попытается отгадать это слово

Загадайте слово и опишите его прилагательными, а класс попытается отгадать это слово

Добр… внуч…ка помога…т бабушке

Добр… внуч…ка помога…т бабушке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2024