Методическая разработка Урок – игра по русскому языку в 6-ом классе « Знатоки русского языка», посвящённый Дню родного языка в России
Оценка 4.6

Методическая разработка Урок – игра по русскому языку в 6-ом классе « Знатоки русского языка», посвящённый Дню родного языка в России

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл—6 кл
05.01.2024
Методическая разработка Урок – игра по русскому языку в 6-ом классе   « Знатоки русского языка», посвящённый Дню родного языка в России
Цели: Обучающая: - познакомить учащихся с историей возникновения Международного дня родного языка; - формирование познавательного интереса учащихся к изучению русского языка; - развитие коммуникативной компетенции, культуры общения; - развивать познавательную активность, навыки коллективной работы; - проверить знания учащихся по русскому языку; - в игровой форме стимулировать познавательный интерес учащихся к русскому языку. Воспитательная: - воспитание интереса к родному языку, культуре русского народа. - воспитывать у учащихся чувство дружбы, взаимовыручки. Развивающая: - развивать речь, мышление, активность, творческие способности учащихся. Оборудование: - на доске размещены рисунки детей о русском языке, цитаты из произведений о русском языке, листы с заданиями для каждой команды. Формы работы: групповая, индивидуальная.
конспект урока Герр Е.А. (3).docx

 

г. Среднеуральск

 МКОУ-СОШ №31

                                                                       Герр Е.А., учитель

                                                                                                русского языка и                                    литературы.

 

 

Методическая разработка

Урок – игра по русскому языку в 6-ом классе   « Знатоки русского языка», посвящённый Дню родного языка в России.

 «Русский народ создал русский язык,

 Яркий, как радуга после весеннего ливня,

Меткий, как стрелы.

Певучий, богатый, задушевный,

Как песня над колыбелью.

Что такое Родина?

 Это весь народ.

Это его культура, его язык».

 А.Н.Толстой
 

  Цели:

  Обучающая:

   - познакомить учащихся с историей возникновения Международного дня родного языка;

- формирование познавательного интереса учащихся к изучению русского языка;

- развитие коммуникативной компетенции, культуры общения;

 - развивать познавательную активность, навыки коллективной работы;

- проверить знания учащихся по русскому языку;

 - в игровой форме стимулировать познавательный интерес учащихся к  русскому языку.

Воспитательная:

- воспитание интереса к родному языку, культуре русского народа.

 - воспитывать у учащихся чувство дружбы, взаимовыручки.

 Развивающая:

 - развивать речь, мышление, активность, творческие способности учащихся.

Оборудование: - на доске размещены рисунки детей о русском языке, цитаты из произведений о русском языке, листы с заданиями для каждой команды.

  Формы работы: групповая, индивидуальная.

 

 

   Ход урока

I. Организационный этап:  приветствие, позитивный настрой на работу. Видеоролик. Песня о русском языке ( 2 минуты)

 

 Слово учителя. 

- Добрый день, дорогие ребята!  Сегодня урок   по русскому языку  

« Знатоки русского языка» мы посвящаем Дню родного языка в России.

В русском языке отразилась богатая и славная история русского народа: в нём оставили свой след и устное творчество, и великий труд русских писателей, и созидательный труд всего русского народа.

 «Русский народ создал русский язык,

 Яркий, как радуга после весеннего ливня,

Меткий, как стрелы.

Певучий, богатый, задушевный,

Как песня над колыбелью.

Что такое Родина?

 Это весь народ.

Это его культура, его язык».

Такие прекрасные слова о нашем языке сказал А.Н.Толстой  - русский   писатель и публицист. -  О чём это стихотворение?  Какие чувства оно вызывает? (ответы учащихся)

2. Выступление учащихся.  «История возникновения Международного дня родного языка». (Выступление  подготовленных учащихся сопровождается презентацией)

  1 учащийся.  В целом мире насчитывается от 3 до 5 тысяч разных языков. Среди них так называемые мировые языки – русский, английский, французский, немецкий, испанский.  Есть государственные или официальные языки – польский в Польше, монгольский в Монголии, шведский в Швеции и многие другие. А большинство языков не имеют никакой официальной “должности” - на них просто говорят… на одном – 10 человек, на другом -100, на третьем – 1000, а на четвертом – 10.000…

  2 учащийся.   Международный день родного языка, прежде всего, направлен на защиту языков, которые исчезают. И задача эта важная, ведь в наши дни каждый месяц в мире исчезает два языка.

 Этот Международный день имеет свою историческую подоплеку. В 1952 году в Пакистане студенты из Университета Дакки принимали участие в демонстрации против языка урду. Большинство говорило на бенгальском диалекте, поэтому именно этот язык митингующие требовали признать государственным. Однако к ним не только не прислушались, но и стали стрелять. В итоге были убиты четверо студентов-активистов. После гибели этих и других жителей Пакистана, а также ряда волнений и освободительных движений, бенгальский язык был объявлен официальным языком в стране. Борьба за право пользоваться привычной с детства манерой общения, увенчалась успехом. Впоследствии, по инициативе страны Бангладеш, (признанной в 1971 году независимым государством), организация ЮНЕСКО провозгласила дату 21 февраля как Международный день родного языка, который ежегодно празднуют во всем мире.

 1 учащийся. В Международный день родного языка все языки признаются равными, поскольку каждый из них уникален. В России государственным является один язык – русский. В нашей республике любовь к родному языку можно сравнить с чувством истинного патриотизма, который пронизывает всё и каждого из нас. Особенно если речь идет об исконно славянских ценностях, к коим мы с уверенностью можем отнести и русский язык.

2 учащийся. 

 Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех, он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч!

3 учащийся. Могуч и прекрасен наш родной русский язык. Существует много разных достойных высказываний о русском слове, но лучше, чем классики, еще никто не выразился на эту тему.   В нём оставили свой след и устное творчество, и великий труд русских писателей, и созидательный труд всего русского народа.

1 учащийся. «Русский язык - один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения», - писал Белинский.

2 учащийся. А современник А. С. Пушкина русский поэт П. А. Вяземский сказал: «Язык есть исповедь народа, в нём слышится его природа, его душа и быт родной.

3 учащийся. Русский язык - один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения», - писал Белинский.

 Слово учителя: Начинаем нашу игру, которую посвящаем Дню родного языка в России. Познакомимся с Правилами игры. Наша  игра будет состоять из восьми  турниров. За каждый правильный ответ вы будете получать баллы. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, станет победителем и знатоком русского языка.  В игре встретятся  4 команды учащихся 6 -го класса. В каждой  команде выбирается капитан команды.

 Оценивать вашу игру будет справедливое и объективное жюри, которому придётся сегодня принимать непростые, очень важные решения.                 

  Участники команды должны показать знания по основным разделам  русского языка, умение разгадывать мудрые языковые загадки.  Конечно, успех  каждой команды будет зависеть от  знаний конкретного участника и, конечно, от сплоченности вашей группы.

Ведь девиз нашей игры: Выучи русский язык, и ты откроешь перед собой весь мир! Желаю удачи всем командам!   

Итак, для умной игры собрались здесь друзья. Её начинать нам настала пора!

- Представление команд: (Команды называют название команды  и девиз).     

 III. Основная часть.

1 Турнир «Разминка». 

 За каждый правильный ответ   – 1 балл.

 Командам поочередно задаются вопросы:

- Какая организация учредила празднование «Международного дня родного языка» 21 февраля? (ЮНЕСКО)

  -Сколько языков насчитывается в мире? (более 6 тысяч)

- Кто создал славянскую азбуку? ( Кирилл и Мефодий)

- Входит ли русский язык в состав 6 официальных рабочих языков ООН? (входит)

 - Назовите государственный язык Российской Федерации? (русский язык)

 - В каком слове 40 гласных? (сорока)

- Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы? (азбука)

 - В каком слове отрицание «нет» слышится сто раз? (стонет)

- Какие сто букв могут остановить движение транспорта? (стоп)

 - В каких словах по 100 согласных? (стог)

- Без какой музыкальной ноты нельзя приготовить обед? (соль)

- Какое слово состоит из семи одинаковых гласных? (семья)

- Что общего у дня и ночи? («Ь» на конце)

 - Что стоит в слове перед корнем? (приставка).
- Как называется сооружение для переправы через реку? (мост).
- Какой литературный герой в половодье спасал зайцев? (дед Мазай)
- Являются ли слова «подводный» и «водитель» однокоренными? (нет)
- Сколько падежей в русском языке? (6)
- На какой вопрос отвечает слово в родительном падеже? (кого? чего?)
- Напиток белого цвета, полезный и детям и взрослым? (молоко)
- Сколько спряжений у глагола? (2)
- Сколько лет рыбачил старик со старухой у синего моря? (33)
- Продолжите крылатую фразу: «А Васька слушает …» ( да ест)
- Как называются в русском языке такие слова как: большой, огромный, гигантский? (синонимы)
 - Назовите местоимения второго лица? (ты, вы)
- Как называется сильный ветер со снегом? (метель, вьюга, буран)
- Как звали мальчика, которого воспитали волки в джунглях? (Маугли )
- Как называются слова, противоположные по смыслу? (антонимы)
- Завершите пословицу: «За двумя зайцами погонишься …. ? ( ни одного не поймаешь)

2 Турнир «Загадочный». 

Определите род у имен существительных, а затем подберите к этим существительным прилагательные. Согласуйте существительное с прилагательным в единственном числе Им. п.

 За правильные ответы–1 балл  .

Тюль (м.р.), шампунь (м.р.), пони (м.р.), пальто (ср. р.),какаду (м. р), какао (ср. р.), кофе (м. р.), мозоль (ж. р.), рояль (м. р.).

3. Турнир «Четвертый лишний».   

Зачеркнуть лишнее слово, но прежде вставить пропущенные буквы. Время работы – 3 минуты. За все правильные ответы по  – 1баллу.

1. Дикор..стущий, р..стущий, выр..сший, р..стениеводство.

2. Хвал..т, ед..т, смотр..т, растоп..т.

3. Реч..нка, ключ..м, ландыш..м, крыж..вник.

4. Пор..сль, водор..сли, возр..ст, зар..сли.

5. Кол..т, бор..тся, ненавид..т, плач..т.

6. Ш..пот,птиц..й,огурц..в, улиц..й,

4.Турнир «Ударный бой». Задание для капитанов команд.

Капитаны команд должны правильно расставить ударения в словах.

( За всю правильно выполненную работу команда получает  1балл).

  Алфавит, жалюзи  квартал, каталог, сливовый, начала, звонит,  столяр, начался, договор, свекла, предложить.

5. Турнир «Подбери слово». 

За правильные ответы-1балл.  

Команды должны заменить фразеологизм одним словом.

1.Заварить кашу

 

2.  В час по чайной ложке

 

3. Коломенская верста

 

4. Жить душа в душу

 

5.  Сидеть сложа руки

 

 6. На ночь глядя

 

 7. Как кошка с собакой

 

 8. Закопать топор войны

 

 9. Одним духом

 

1  10.От горшка два вершка

 

      6. Турнир «Ох уж эти знаки!» 

     Расставить знаки препинания. Время выполнения – 2 минуты. За правильно  выполненное задание –    1балл.    

  Пушистый снег лежит всюду на дороге в поле в саду.

 Но вот впереди обоза вдруг кто-то крикнул Кирюха трогай!

 Не спится что-то мне отец.

 Кай что ты делаешь крикнула Герда.

7. Турнир «Самый грамотный».

 Вам пришло  письмо   от Песика. Найдите ошибки и исправьте их. Время выполнения – 3 минуты. Задания проверяет жюри. За правильно выполненное задание – 1  балл.

«Дарагой друк, здраствуй! Пишит тибе Пес. Как ты жывеш? Я жыву  весело, много гуляю и нилюблю делать уроки. Зато чясто бываю в заапарке, в кино, на речьке. Вот и все новосьти. Напишы и ты мне писмо. Пока. Пес»

8. Турнир «Мы пишем синквейн ».

Написать синквейн   на тему « Слово». Время выполнения – 2 минуты. Затем работы зачитываются. Жюри определяет команду победителя. Этой команде присуждается 1 балл.

Правила написания синквейна:

·        Первая строка. Кто? Что?  Одно существительное, отражающее тему.

·        Вторая строка. Какой? Два прилагательных, описывающих основную мысль.

·        Третья строка. Что делает? Три глагола, говорящие о действиях в рамках темы.

·        Четвёртая строка. Что автор думает о теме? Фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме. Это может быть пословица, цитата, крылатое выражение или собственная формулировка.

·        Пятая строка. Кто? Что? Слово, словосочетание, синоним к первому слову, которое выражает личное отношение пишущего к теме.

IV. Итог.  

Пока жюри подводит итог игры послушаем стихотворение Николая Рачкова  «Русское слово». (Выступление подготовленного ученика)

То нежно звучит,
То сурово
Высокое русское слово.
Оно, как державная слава,
Сияло в устах Ярослава.
Его возносил, как молитву,
Суворов, стремившийся в битву,
И Пушкин, в волнении строгом,
Держал,
как свечу перед Богом.
Храните и в счастье, и в горе,
На суше его, и на море.
Не будет наследства другого
Главнее,
чем русское слово!

 V. Подведение итогов игры. Награждение победителей.

 VI. Рефлексия.

   Слово учителя

- Чтобы быть достойным гражданином своей страны, нужно сохранять её культуру и традиции, необходимо в совершенстве владеть родным словом. Будем беречь, любить наше русское слово, ведь с него начинается Родина.  

 Надеемся, что сегодняшняя игра не только доставила вам удовольствие, но и повысила вашу грамотность, приобщила к богатству русского слова, вызвала интерес к русскому языку вообще. А наш урок мы закончим песней

­ «С чего начинается Родина?»
Музыка – В. Баснер
Слова – М. Матусовский

С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.

А может она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять?

С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой берёзки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растёт.
А может она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги просёлочной,
Которой не видно конца?

С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали,
Со старой отцовской будёновки,
Что где-то в шкафу мы нашли.
А может она начинается
Со стука вагонных колёс,
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своём сердце принёс?

С чего начинается Родина?..
С чего начинается Родина?..

 VI. Исполнение песни.  

Слово учителя.

 - Все молодцы! Спасибо! До новых встреч!


 

Среднеуральск МКОУ-СОШ №31

Среднеуральск МКОУ-СОШ №31

Слово учителя. - Добрый день, дорогие ребята!

Слово учителя. - Добрый день, дорогие ребята!

Международный день родного языка, который ежегодно празднуют во всем мире

Международный день родного языка, который ежегодно празднуют во всем мире

Какая организация учредила празднование «Международного дня родного языка» 21 февраля? (ЮНЕСКО) -Сколько языков насчитывается в мире? (более 6 тысяч) -

Какая организация учредила празднование «Международного дня родного языка» 21 февраля? (ЮНЕСКО) -Сколько языков насчитывается в мире? (более 6 тысяч) -

Реч..нка, ключ..м, ландыш..м, крыж

Реч..нка, ключ..м, ландыш..м, крыж

Написать синквейн на тему «

Написать синквейн на тему «

С чего начинается Родина? С картинки в твоём букваре,

С чего начинается Родина? С картинки в твоём букваре,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2024