АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА С ВНУТРИГОРОДСКИМ ДЕЛЕНИЕМ
«ГОРОД МАХАЧКАЛА»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МНОГОПРОФИЛЬНАЯ ГИМНАЗИЯ № 38»
Ул. Ю. Акаева, 13, г. Махачкала, Республика Дагестан, 367010, тел (8722) 62-49-53 e-mail: school_38_mchk@mail.ru ОГРН 1060562005701, ИНН/КПП 0562062943/057201001, ОКПО 49166410
Методическая разработка
открытого
урока русского языка в 6 классе
«Правописание соединительных
гласных О и Е в сложных словах»
Разработал:
учитель русского языка и литературы
Мирзоева Людмила Сейфутдиновна.
Цели урока: закрепить понятие о сложных словах и способах их образования, познакомить с условиями выбора соединительных гласных о и е.
Задачи:
1) образовательные: объяснить условия выбора соединительных гласных О-Е в сложных словах, научить анализировать предложенный материал, составлять алгоритм выбора соединительных гласных, образовывать сложные слова с соединительными гласными.
2) развивающие : развивать речь, внимание, память, логическое мышление, умения определять цель, вести диалог, обобщать, делать выводы, работать в команде, осуществлять самоконтроль,
3) воспитательные: способствовать развитию ответственности, совершенствовать навыки этичного межличностного общения, воспитывать интерес к предмету и бережное отношение к слову.
Планируемые образовательные результаты:
1. предметные: актуализировать знания по фонетике, вспомнить порядок морфемного разбора, сформировать у учащихся навык нахождения сложных слов.
2. метапредметные: формирование основ теоретического мышления, развитие умения находить общее, закономерности, отличия; развитие способности к обобщению, овладение приемами самоконтроля;
3. личностные: формирование способности работать в малой группе, воспитание культуры делового общения, повышение интереса к предмету, углубление лингвистических знаний, расширение кругозора, пополнение словарного запаса.
Основные понятия, изучаемые на уроке : мягкие, твердые, шипящие согласные, морфемный, словообразовательный разбор, сложные слова, соединительные гласные, интерфикс.
Вид урока: урок изучения нового материала
Используемые технологии : развивающего обучения, игровые, ИКТ, разноуровневого обучения.
Формы обучения: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Используемые методы обучения : проблемный вопрос, подводящий диалог, работа в группах, парах, самостоятельная работа.
Способы контроля: опрос, работа у доски, самостоятельная работа, взаимопроверка.
Оснащение урока : учебник 6 класса (под редакцией Ладыженской), доска, проектор, авторская презентация по теме «Соединительные о и е в сложных словах», карточки с заданиями для работы в группе.
Уровень освоения: базовый.
Время:40 минут.
Ход урока
1.Организационный этап, создание положительной эмоциональной обстановки.
Учитель доброжелательно приветствует класс, настраивает на полезную и интересную работу:
-Здравствуйте, ребята! Я рада видеть всех вас. Сегодня на уроке
нам предстоит непростая задача, которую вы обязательно сможете решить:
Орешек знанья тверд,
Но все же мы не привыкли отступать.
Пусть расколоть его поможет
желанье обо всем все знать!
-Желаю нам с вами сегодня успешной и плодотворной работы на уроке! Удачи на пути получения новых знаний!
2.Мотивационный этап. Актуализация опорных знаний.
Давайте откроем тетради и запишем число и «классная работа». Обратите внимание, что на доске отсутствует тема урока. Ее мы попробуем с вами сформулировать вместе. Также на доске вы видите слово интерфикс, которое является пока загадкой, но имеет непосредственное отношение к нашей новой теме. Может кто-нибудь знает, о чем идет речь? Позже мы обязательно вернемся к этому вопросу. Начнем с небольшой морфемной разминки.
Дождезвон, листопад, годопроводец, снегогон , разноцвет.
- Ребята, как вы думаете, что эти слова обозначают.
На самом деле это древние славянские названия календарных месяцев. Попробуйте с опорой на лексическое значение определить, о каких месяцах идет речь? (сентябрь, октябрь, декабрь, апрель, июнь).
Давайте выполним морфемный разбор записанных слов. Что объединяет все эти слова? Каким способом они все образованы? Как называются такие слова? Как они образуются? Правильно, ребята, такие слова называют сложными. Действительно, чаще всего сложные слова соединяются при помощи соединительных гласных о и е. Как правило, это существительные или прилагательные (кровеносный, камнерезный), глаголы способом сложения не образуются.
3.Этап создания затруднений.
- Найдите «пятое лишнее» слово, то есть то, которое отличается своим строением от всех остальных? Почему в одних сложных словах используется соединительная гласная о, а в других е? Об этом мы и поговорим сегодня. Попробуйте сформулировать тему урока (уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока, побуждает к высказыванию своего мнения.). Давайте запишем её на доске и в тетрадях: «Соединительные о и е в сложных словах».
А вот теперь пришло время вернуться к нашему слову-загадке. Этим
термином в современном языкознании называют соединительные гласные. Интерфикс -
это часть, служащая для образования новых слов. Он не является морфемой, так
как не передаёт ни лексического, ни грамматического значения, поэтому в
морфемном разборе никак не выделяется графически. Наиболее распространенные
интерфиксы в русском языке — это О и Е.
4.Целеполагание.
- Давайте сформулируем цель нашего урока. Какие знания и умения вы хотели бы сегодня приобрести? Какие цели вы перед собой ставите?
5. «Открытие» нового знания.
Попробуйте определить, от каких исходных слов они образованы. Посмотрите на согласную букву до соединительной гласной.
листопад – [ т ] дождезвон – [ д' ]
годопроводец - [ д ]
снегогон – [ г ]
разноцвет - [н ]
- Какой вывод мы с вами можем сделать? От чего будет зависеть выбор соединительной гласной? (Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи). Правильно, но еще к условиям выбора соединительной гласной Е нужно добавить наличие шипящих согласных и ц. Назовите шипящие согласные.
Ребята, никого в этом ряду не удивило присутствие твердых согласных [ж], [ш], [ц]? Оказывается, очень давно, еще в древнерусском языке шипящие [ж], [ш] и [ц] были мягкими и отвердели лишь в 14-15 веке. Попробуйте подобрать и записать по одному сложному слову с каждой шипящей. Какие слова вы записали?
Итак, давайте обобщим все наши наблюдения и вместе попробуем сформулировать правило. А теперь давайте убедимся в правильности наших выводов и прочитаем формулировку орфограммы в учебнике. Не забыть об условиях выбора соединительных гласных вам поможет небольшое четверостишие:
После мягких, шипящих и Ц
В сложных словах пишется Е.
А после твёрдых пишется О –
Не перепутает буквы никто!
Давайте выработаем алгоритм применения правила:
1.Выделить корни и убедиться в том, что слово сложное.
2.Посмотреть, твердым или мягким является конечный согласный первого корня.
3.После твердого согласного пишем соединительную О, после мягких согласных, шипящих и ц пишем соединительную Е.
Молодцы! А теперь зарисуйте в тетради опорную схему, которая вам будет напоминать об условиях выбора соединительных гласных в сложных словах.
6.Динамическая пауза.
-Ребята, после долгой напряженной работы давайте немного подвигаемся. Я сейчас буду произносить слова, ваша задача - выполнять определенные движения при этом.
Если в слове нужно писать соединительную гласную о, вы поднимаете руки вверх, если соединительную гласную е, разводите руки в стороны, если слово не является сложным, приседаете.
Сухофрукты, цветоножка, буревестник, первоцвет, добродушный, землекоп, приспособленчество , самолюбие, запропаститься.
7.Этап первичного закрепления и применения нового знания с проговариванием во внешней речи.
1)Игра “Перекресток”:
– Отгадайте сложное слово по его лексическому значению, объясните выбор соединительной гласной и запишите его по горизонтали:
1)Специалист по уходу за садом.
2) Локомотив с паровым двигателем.
3)Труба для выхода дыма.
4)Русская народная игра – пляска.
5)Лес, поваленный бурей.
6)Течение жидкости силой собственной тяжести.
7)Мощное скорострельное автоматическое оружие для стрельбы пулями.
1)Игра «Собери слово».
- Ребята, сейчас каждая группа будет работать по своей карточке, соединяя части сложных слов одной тематической группы при помощи соединительных гласных о или е. Запишите в тетрадь получившиеся слова. По моей команде игра останавливается. В случае затруднения вы можете попросить подсказку, но тогда у вас снимается один балл. Выигрывает та команда, которая быстрее других запишет четыре сложных слова, правильно выбрав соединительную гласную.
Карточка 1.
Птицы
буря
хвост
коза
родиться
лира
весть
зима
доить
Карточка 2.
Приборы и механизмы
пыль
выжимать
кофе
рубить
сок
сосать
мясо
молоть
Карточка 3.
Транспорт
пар
косить
бетон
летать
сено
возить
сам
мешать
Карточка 4.
Животные
броня
нос
земля
рог
нос
носить
утка
рыть
Карточка 5.
Природные явления
полная
земля
лед
снег
ходить
падать
луна
трясется
Карточка 6.
Инструменты
лёд
шуруп
стекло
дыра
рубить
вертеть
колоть
резать
-Теперь давайте проверим ,как каждая группа справилась с заданием.
8.Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.
Игра «Ученик-учитель».
- Ребята, сейчас вам будет нужно самостоятельно выполнить упр.№ 215 (уровень А), затем вы обменяетесь со своим соседом тетрадью и проверите правильность его выполнения друг у друга. Один из учеников будет в это время выполнять упражнение для проверки за доской. (Дополнительное задание:: составьте с любыми двумя записанными словами сложные (простые) предложения, придумайте связный текст со сложными словами).
Поднимите руки те, кто выполнил работу без ошибок и получил оценку «5»?У кого была 1-2 ошибки, т.е. «4»? А кто справился с работой на оценку «3» (3-4 ошибки)?
9.Этап обобщения и систематизации.
- Давайте вспомним, что мы с вами узнали по новой теме. Закончите предложения:
Слова, у которых два корня, называются … .
Два корня в сложных словах обычно соединяют … .
Соединительная гласная О пишется после … согласных, а Е после … согласных.
После букв шипящих и Ц пишется соединительная …
10.Домашнее задание (дифференцированное).
Выучить правило, на выбор:1) выполнить упр.№ 216, 2) составить тематическую орфографическую диктовку из сложных слов, 3) придумать связный текст со сложными словами (5-7 предложений).
11.Рефлексия. Организация оценочных высказываний обучающихся.
- Ребята, в начале урока мы с вами поставили перед собой определенные цели. Как вы думаете, вы их достигли? Как каждый из вас оценивает свою работу на уроке? Закончите предложения:
Сегодня на уроке я (повторил.., узнал.., научился…).
Своей работой на уроке я (доволен, недоволен).
Не все успели поделиться своими впечатлениями, но мне бы хотелось знать, насколько эффективным и полезным для каждого из вас был урок. На своих партах вы видите стикеры разного цвета. Прежде, чем сдать свою тетрадь, прикрепите к обложке стикер определенного цвета, отражающий степень вашей удовлетворенности уроком:
желтый - я понял новый материал,
зеленый – кое-что осталось непонятным,
красный - я ничего не понял.
12.Завершение урока.
Ребята, спасибо за работу на уроке. Урок окончен. До свидания!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.