КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО УРОКА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Тема. Большая буква в именах, фамилиях людей и кличках животных.
1 КЛАСС
Тема. Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей и кличках животных.
Цель урока: обобщить знания и умения по теме «Большая буква в именах, фамилиях людей и кличках животных.
Задачи:
Образовательные:
закреплять знания учащихся о словах, которые пишутся с большой буквы, в процессе выполнения практических упражнений;
учить правильно записывать имена собственные, определять, каким правилом регулируется написание, применять это правило.
Коррекционно - развивающие:
коррекция и развитие речи на основе упражнений на комментирование;
коррекция и развитие двигательной сферы на основе упражнений по развитию мелкой моторики;
коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы
на основе упражнений на развитие эмоций, на волевые усилия.
Воспитательные:
способствовать воспитанию положительной мотивации к процессу обучения.
Личностные:
развитие способностей положительной мотивации к учебной деятельности;
ученик получит возможность научиться вести коммуникативную деятельность, устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом.
Познавательные:
развивать умение извлекать информацию из текста, анализировать слова с точки зрения звукового состава.
Регулятивные: овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять.
Коммуникативные: вступать в речевое общение, развивать умение слушать и понимать других.
Тип: закрепление изученного.
Методы: наглядно-практический, частично-поисковый.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, карточки, ребусы.
Ход урока.
Прозвенел уже звонок, начинается урок.
Мы тихонечко стоим и нисколько не шумим.
- Сядет тот, чьё имя начитается на букву А (Алеша, Алина), М (Миша), К (Ксюша).
- Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбаетесь мне. Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Подарите друг другу улыбку. Улыбайтесь, и вы будете нравиться людям.
- У нас урок русского языка. Мы будем учиться красиво и грамотно писать.
Урок «Закрепление»
Даёт нам понять,
Что мы умеем
И что должны знать.
- Мы отправимся в путешествие в волшебную страну - Грамотного письма.
- Отправляясь в путешествие, мы возьмем с собой наши Знания, Умения, Навыки, а спасательными средствами будут – безошибочное и красивое письмо.
II. Актуализация знаний.
- Итак, отправляемся в путь.
Первое, что мы с вами сделаем чтобы красиво писать, это мы проведем пальчиковую гимнастику.
На двери висит замок
Кто его открыть бы смог?
Постучали, постучали,
Покрутили, повертели,
Потянули и открыли.
«Минутка чистописания»
- Итак, наши ручки приготовились к работе и давайте мы с вами попробуем написать красиво буквы, но прежде чем приступить к работе, вспомним правила посадки при письме. (Спина прямая, касается спинки стула, ноги вместе, касаются пола, расстояние между учеником и партой – кулачок).
- Сели все правильно, в течение урока следим за посадкой.
-Открываем тетради, хором говорим:
Я тетрадочку открою,
Уголочком положу,
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
- У вас в тетрадях написано число и слово «в классе».
-Посмотрите на доску.
-Что вы здесь видите? (имена).
- Что общего между всеми этими именами? (Д)
- А все ли буквы одинаковые по размеру? (Д - большая буква)
- Правильно. Вот сегодня мы и напишем с вами букву Д.
-Смотрим, как её писать.
(Показ написания буквы учителем на доске с комментированием)
- Начинаем писать сверху вниз на строке выше линии, ведём прямую наклонную линию с закруглением внизу, выводим петельку и полуовал.
- А теперь мы напишем эту букву в тетради.
Пишем в тетрадях Д до конца строки.
- Давайте запишем имена, которые мы сегодня увидели на доске.
- Почему эти слова пишутся с большой буквы? (это имена людей)
В прошлом учебном году мы с вами уже учили это правило, а сегодня мы еще раз его вспомним.
Актуализация ранее усвоенных знаний.
- Вам нужно вспомнить и сказать, какие слова пишутся с большой буквы? Только имена людей или нет? ( С большой буквы пишутся имена, фамилии людей и клички животных)
III. Сообщение темы и цели урока.
- Может кто-нибудь догадался, какая будет тема нашего урока? (Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных).
- Сегодня на уроке предстоит …:
- закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.
- Как по-другому называется большая буква? (Заглавная, прописная).
- Вспомните, что вы знаете о заглавных буквах (Пишутся в начале предложений. С большой буквы пишутся имена, отчества и фамилии людей, клички животных).
Физминутка.
- Встали. Вышли из-за парт. Если вы услышите слово, которое пишется с большой буквы, поднимите руки и потянитесь вверх. Покажите, какая это большая буква.
- Если слово не надо писать с большой буквы, тогда вы присядьте.
Учитель читает слова: Валя, дети, Оля, мальчик, Максим, Жучка, ученик, Бурёнка.
IV. Работа по теме урока.
1. На уроках речевой практики мы с вами разговаривали о том, что речь бывает устная и письменная.
-Что такое устная речь? (то что, говорим и слышим)
- Что такое письменная речь? (то что читаем и пишем)
- Также мы говорили о том, что раньше люди не умели читать и рисовали рисунки (пиктограммы). С помощью таких пиктограмм мы учились с вами составлять рассказы. Вот и сегодня в нашей работе нам помогут такие нарисованные слова. Мы снова будем составлять небольшие предложения из пиктограмм и потом эти слова запишем в тетрадь.
2. Итак, на доске я расположу вам следующие картинки:
Какое предложение мы можем составить по этим картинкам? (У мальчика есть кот.)
Молодцы! А вот теперь, раз у нас урок посвящен именам людей и кличкам животных, которые пишутся с большой буквы) давайте выберем имя для мальчика из тех имен, которые у нас сегодня были. (Дима, Данил, Денис)
А для кота я предложу имя. Его будут звать Дымок.
Добавим слова в наше предложение. Что получилось?
У мальчика Димы кот Дымок. Запишем это предложение к себе в тетрадь, а я напишу его на доске. С какой буквы будем писать слова Дима и Дымок? (с заглавной)
Продолжим дальше.
Что могут означать эти картинки?
У кота острые зубы.
Давайте вместо слова кот напишем его кличку, что получится?
У Дымка острые зубы. Запишем это предложение, а у доски его напишет Алина.
Переходим к следующему предложению.
Дымок укусил Диму.
У Димы рана.
Мы составили предложения и записали их в тетрадь. Давайте прочитаем все что у нас получилось.
У мальчика Димы кот Дымок.
У Дымка острые зубы.
Дымок укусил Диму.
У Димы рана.
Из предложений у нас получился небольшой рассказ. Сколько предложений в нашем рассказе (4).
VI. Закрепление.
- Подчеркните большую букву в именах собственных. Какую букву вы подчеркнули? (Д)
VII. Итог урока.
- Наш урок подходит к концу. Давайте еще раз вспомним:
- С какой буквы пишут имена людей и клички животных? (С большой буквы)
Правильно. Имена и фамилии людей, клички животных, это все называется собственными именами. А называется это так, потому что имя и фамилия принадлежат только какому-то определенному человеку и больше никому, так же как и кличка животных. Но о таком понятии как собственное имя мы поговорим с вами в старших классах.
- Понравился ли вам наш сегодняшний урок?
VIII. Д.з. домашнее задание будет у вас в тетради
IX. Оценивание.
-Потрудились славно вы
Вы большие молодцы!
-«5» ставлю …Они сегодня очень хорошо работали.
-«4»… Вам нужно немного подтянуться.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.