Конспект урока по русскому языку: Части интонации
Оценка 5

Конспект урока по русскому языку: Части интонации

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
1 кл—2 кл
26.05.2020
Конспект урока по русскому языку: Части интонации
Конспект урока по русскому языку: Части интонации
части интонации.docx

Тема урока: Части интонации

Цель урока: формирование представлений о мелодике, темпе и динамики речи, тембре голоса, как компонентах интонации.

 

Ход урока

1.        Формирование знаний о мелодике речи.

- Одним из элементов интонации является мелодика речи – повышение и понижение голоса.

- Что обозначает понятие мелодика? (Повышение и понижение голоса.)

- Верно. Повышение голоса – это восходящая мелодика, понижение голоса – нисходящая мелодика.

- Понаблюдаем, какова же мелодика повествовательных и вопросительных предложений.

- Прочитайте предложения про себя.

·     Что хочется мальчикам?

·     Мальчикам хочется драться, с утра и до ночи купаться, в грязи поминутно валяться и в разных железках копаться.

·     Что хочется девочкам?

·     Хочется им наряжаться, конфетами объедаться, с подружками пошептаться и в брошках-серёжках копаться.

[Читают предложения про себя.]

-  В каких предложениях по цели высказывания голос постепенно повышается?

-  А в каких предложениях к концу предложения понижается?

[Ученики читают предложения с нужной интонацией сначала про себя, потом вслух. Поправляют друг друга, если это требуется.]

-       Какова же мелодика вопросительных предложений?

-       А повествовательных?  

[Ребята делают выводы.]

 

2.   Формирование знаний о темпе речи.

- Скорость чтения может быть медленной, средней, быстрой. Такая скорость речи называется темпом.

-    В каком темпе нужно читать следующие стихотворные строки? От чего зависит такой выбор? (Ответы учеников)

1)  Идёт - по деревьям шагает,

Трещит по замёрзлой воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде. (Н.А. Некрасов)

2)  «Под большим шатром

Голубых небес –

Вижу - даль степей

Зеленеется…

По степям в моря

Реки катятся,

И лежат пути

Во все стороны…» (И.С. Никитин)

3)  …И вдруг к машине подбежал парнишка:

Товарищ командир, товарищ командир!

Я знаю, где их пушка. Я разведал…

Я подползал, они вон там, в саду… (А.Т. Твардовский)

-        Ребята, от чего зависит тот или иной выбор темпа при чтении стихотворений? (Выбор темпа зависит от того, какие чувства, переживания воспроизводит чтец, а также от характера, эмоционального состояния, поведения персонажей, о которых (или слова которых) рассказывают или читают.)

-   Как вы думаете, какой темп способствует передаче тяжёлых переживаний?

- А радостных? (чувства восторга, радости, гнева ускоряют темп речи, а подавленность, инертность, раздумье - замедляют его). Придумайте примеры. (Ответы учеников).

 

3. Формирование умений, связанных с тоном речи

- Послушайте стихотворение И. Токмаковой и определите, с каким чувством оно будет прочитано.

И. Токмакова «Ссора»

Ты меня заобижала,

А скажи – зачем?

Леденец в руке зажала,

Я же весь не съем!

Я просил совсем чуточек,

Крошечку просил.

Осторожно уголочек

Я бы откусил.

Ну и что ж, что он английский –

Этот леденец.

Был тебе я другом близким.

Всё. Теперь конец.

Ты меня заобижала.

Уходи. Пора.

Лучше б кошка забежала

Просто со двора.

Молока бы ей из кружки

В блюдце б я налил.

О тебе, плохой подружке,

Сразу бы забыл.

(В чтении стихотворения присутствуют чувства горечи, обиды, огорчения. Стихотворение так и называется «Ссора».)

- Давайте разделимся на группы. Каждая группа получает карточки с одинаковым текстом и различными заданиями.

Муравьишка в чаще дуб тяжёлый тащит. Коли нет ему подмоги, муравей протянет ноги.

 

- Первая группа читает свой текст грустно и тревожно, от лица мамы-муравьихи. Вторая группа – злорадно, от лица злодея. Третья группа анализирует и оценивает ответы других групп.

-  Для чего нужно использовать эмоции и чувства в своей речи? (С помощью эмоций мы передаём своё отношение к тому, о чем, говорим).


 

- 

Тема урока: Части интонации

Тема урока: Части интонации

Формирование знаний о темпе речи

Формирование знаний о темпе речи

Формирование умений, связанных с тоном речи -

Формирование умений, связанных с тоном речи -

Первая группа читает свой текст грустно и тревожно, от лица мамы-муравьихи

Первая группа читает свой текст грустно и тревожно, от лица мамы-муравьихи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.05.2020