Тема урока: Части интонации
Цель урока: формирование представлений о мелодике, темпе и динамики речи, тембре голоса, как компонентах интонации.
Ход урока
1. Формирование знаний о мелодике речи.
- Одним из элементов интонации является мелодика речи – повышение и понижение голоса.
- Что обозначает понятие мелодика? (Повышение и понижение голоса.)
- Верно. Повышение голоса – это восходящая мелодика, понижение голоса – нисходящая мелодика.
- Понаблюдаем, какова же мелодика повествовательных и вопросительных предложений.
- Прочитайте предложения про себя.
· Что хочется мальчикам?
· Мальчикам хочется драться, с утра и до ночи купаться, в грязи поминутно валяться и в разных железках копаться.
· Что хочется девочкам?
· Хочется им наряжаться, конфетами объедаться, с подружками пошептаться и в брошках-серёжках копаться.
[Читают предложения про себя.]
- В каких предложениях по цели высказывания голос постепенно повышается?
- А в каких предложениях к концу предложения понижается?
[Ученики читают предложения с нужной интонацией сначала про себя, потом вслух. Поправляют друг друга, если это требуется.]
- Какова же мелодика вопросительных предложений?
- А повествовательных?
[Ребята делают выводы.]
2. Формирование знаний о темпе речи.
- Скорость чтения может быть медленной, средней, быстрой. Такая скорость речи называется темпом.
- В каком темпе нужно читать следующие стихотворные строки? От чего зависит такой выбор? (Ответы учеников)
1) Идёт - по деревьям шагает,
Трещит по замёрзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде. (Н.А. Некрасов)
2) «Под большим шатром
Голубых небес –
Вижу - даль степей
Зеленеется…
По степям в моря
Реки катятся,
И лежат пути
Во все стороны…» (И.С. Никитин)
3) …И вдруг к машине подбежал парнишка:
Товарищ командир, товарищ командир!
Я знаю, где их пушка. Я разведал…
Я подползал, они вон там, в саду… (А.Т. Твардовский)
- Ребята, от чего зависит тот или иной выбор темпа при чтении стихотворений? (Выбор темпа зависит от того, какие чувства, переживания воспроизводит чтец, а также от характера, эмоционального состояния, поведения персонажей, о которых (или слова которых) рассказывают или читают.)
- Как вы думаете, какой темп способствует передаче тяжёлых переживаний?
- А радостных? (чувства восторга, радости, гнева ускоряют темп речи, а подавленность, инертность, раздумье - замедляют его). Придумайте примеры. (Ответы учеников).
3. Формирование умений, связанных с тоном речи
- Послушайте стихотворение И. Токмаковой и определите, с каким чувством оно будет прочитано.
И. Токмакова «Ссора»
Ты меня заобижала,
А скажи – зачем?
Леденец в руке зажала,
Я же весь не съем!
Я просил совсем чуточек,
Крошечку просил.
Осторожно уголочек
Я бы откусил.
Ну и что ж, что он английский –
Этот леденец.
Был тебе я другом близким.
Всё. Теперь конец.
Ты меня заобижала.
Уходи. Пора.
Лучше б кошка забежала
Просто со двора.
Молока бы ей из кружки
В блюдце б я налил.
О тебе, плохой подружке,
Сразу бы забыл.
(В чтении стихотворения присутствуют чувства горечи, обиды, огорчения. Стихотворение так и называется «Ссора».)
- Давайте разделимся на группы. Каждая группа получает карточки с одинаковым текстом и различными заданиями.
Муравьишка в чаще дуб тяжёлый тащит. Коли нет ему подмоги, муравей протянет ноги. |
- Первая группа читает свой текст грустно и тревожно, от лица мамы-муравьихи. Вторая группа – злорадно, от лица злодея. Третья группа анализирует и оценивает ответы других групп.
- Для чего нужно использовать эмоции и чувства в своей речи? (С помощью эмоций мы передаём своё отношение к тому, о чем, говорим).
-
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.