Конспект урока по русскому языку "Части речи" 3 класс
Оценка 4.9

Конспект урока по русскому языку "Части речи" 3 класс

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
27.02.2020
Конспект урока по русскому языку "Части речи" 3 класс
конспект урока по русскому языку "Части речи" 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"
конспект урока Части речи 3класс.docx

Тема урока: Части речи.

Цели:. 1. Знакомство с понятием «части речи» и системой частей речи русского языка. Повторение изученных во 2 классе частей речи. Наблюдение за грамматическими признаками слов на основе смыслового вопроса.

2. Развитие умения классифицировать слова по частям речи на основе сравнения их грамматических признаков, добывать информацию на основе рисунка-таблицы, сравнивать и обобщать её на основе наблюдений.

3.Воспитывать языковую культуру, внимание и интерес к построению системы русского языка.

Тип урока: Урок изучения нового материала и повторения пройденного.

Оборудование: 1. Презентация к уроку и её техническое оснащение.

2. Демонстрационная таблица «Части речи» за 2 класс.

3. Демонстрационная таблица «Части речи» за 3 класс

4.Учебники стр. 144 – 149.

5. Конверты с заданием для самостоятельной работы в группах, в парах

 

I. Организационный момент.

- Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

А теперь все повернитесь,

И друг другу улыбнитесь.

Улыбнитесь мне, гостям

И садитесь по местам.

- Я рада видеть  ваши улыбки. Надеюсь, наш сегодняшний урок принесет всем нам радость общения и обогатит вас новыми знаниями.

2. Актуализация знаний

- Откройте, пожалуйста, тетради, запишем число, классная работа.

- Продолжит наш урок минутка чистописания

- Внимательно посмотрите на данную запись.  Слайд 1

большой – маленький

сухой – ?

глубокий – ?

старый – ?

твердый - ?

- Правильно выполнив задание, вы сами определите тему нашего чистописания.

(К словам левого столбика надо подобрать слова антонимы, начинающиеся на букву м)

- Значит мы будем писать букву М

-Какой звук слышится ?

-Дайте ему характеристику. ( Согласный, твёрдый, звонкий непарный.) 

-Что нужно помнить при написании этой буквы? (о наклоне, соединении).

- Посмотрите на экран, соблюдая нормы каллиграфического письма запишите заглавную и строчную буквы, как показано на экране.

 

Предлагаю вам написать следующее сочетание букв. мло омл лом (Слайд 4)

- Нам надо определить порядок следования букв в этом ряду.

(Последняя буква в каждой ячейке становится первой)

-Прочитайте слова. 

Слова на доске  Мороз, морозец, морозный,  морозит

-Назовите орфограммы, которые встретились в этих словах. (Непроверяемая безударная гласная «о», сочетание «оро» и парная согласная «з».)

-Как проверить парную согласную? Докажите.

-Запишите слова.

-Что общего в этих словах? (корень)

-Как называются такие слова? (однокоренные)

-Выделите его.

-Какие части слова участвовали в формировании новых слов?

- Образуйте однокоренное слово по схеме (приставка, корень, суффикс, окончание заморозки)

-Как вы понимаете это слово?(Легкий утренний морозец осенью или весной)

Я предлагаю вам поработать в группах. (Жёлтая карточка)

- Прочитайте слова своей группы. Найдите лишнее слово. Объясните, что объединяет слова каждой группы.

1 группа: Москва, осень, дождь, ребёнок, дерево, дятел, лететь

2 группа: красивый, широкое, гибкий, гербарий, быстрые, городской деревянный

3 группа: прибежать, рисовали, письмо, читать, напишет, пел.

- Что объединяет слова каждой группы? Они сгруппированы по какому-то признаку. По какому? (Звучат  ответы учащихся).

Какое слово лишнее в каждой группе?

 

Слова 1-й группы – называют предметы и отвечают на вопросы кто? что? – ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

Слова 2-й группы – называют признак предмета и отвечают на вопросы какой? Какая? Какое? Какие? – ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

Слова 3-й группы – называют действие предмета и отвечают на вопросы что делать? Что сделать? – ГЛАГОЛ

- Что объединяет эти имена? (это части речи)

На доске: Части речи- имя существительное; -имя прилагательное; - глагол;

- Как вы думаете, над какой темой мы будем работать? (Слайд)

- Попробуйте определить цель урока. Какие у вас будут идеи?

- Предлагаю наполнить корзину идей.(что такое части речи, по каким признакам они определяются, чем различаются части речи между собой, на какие группы делятся части речи, что такое самостоятельные и служебные части речи)

Физминутка

Предлагаю поработать  в парах упр. 2 (белая карточка)

- Запишите слова в таблицу.

- Какие слова оказались лишними. Почему? (указанные в таблице значения и вопросы не подходят для этих слов)

- Можно ли назвать словами то, что вы не выписали ?(к ним нельзя поставить вопрос , но они служат для связи слов в предложении)

 

VI. Изучение нового материала.

- Оказывается, все слова русского языка можно разделить на группы: на большие и маленькие.

Представьте, что русский язык – это торт и мы его разрезаем на 10 кусочков.  Разные кусочки – это разные группы слов. Эти группы слов и называют части речи.

- Сколько всего частей речи в русском языке?

- Сколько самостоятельных частей речи?

- Сколько служебных частей речи?

- Какие части речи вам уже знакомы?

- Что спрятано в первом слое торта?(Общее значение слов, относящихся к данной теме)

- Во втором, вопросы на которые они отвечают

- В третьем, их грамматические признаки

- В четвертом, роль в предложении, какими членами предложения являются слова, относящиеся к данной части речи.

- Чем же различаются самостоятельные и служебные части речи? (не отвечают на вопросы и не являются членами предложения).

- Прочитайте информацию о частях речи  в рубрике «Тайна языка»

- Какую новую информацию вы получили?

Самостоятельная работа. Упр.4

- Прочитай те текст. Выпишите 5 слов, которые являются разными частями речи, а поможет вам наш «торт»

- Проверка. Какие слова выписали?

VI. Рефлексия

- Ребята, вспомните над какой темой работали?

- Какая цель перед нами стояла?

- Смогли ли мы ответить на вопросы, которыми наполнили корзину идей?

- Какую тайну мы узнали о русском языке?

- На какие группы делятся части речи в русском языке

Предлагаю с помощью сигнальных карточек  оценить своё понимание новой темы.

Зеленый смайлик – у меня всё получилось

Желтый – есть неуверенность в знаниях

Красный – есть пробелы в знаниях.

- А теперь моя оценка вашей работы на уроке ….

Домашнее задание


 

Тема урока: Части речи . Цели:

Тема урока: Части речи . Цели:

Какой звук слышится ? -Дайте ему характеристику

Какой звук слышится ? -Дайте ему характеристику

Физминутка Предлагаю поработать в парах упр

Физминутка Предлагаю поработать в парах упр

Предлагаю с помощью сигнальных карточек оценить своё понимание новой темы

Предлагаю с помощью сигнальных карточек оценить своё понимание новой темы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2020