Конспект урока по русскому языку: Что такое интонация
Оценка 4.9

Конспект урока по русскому языку: Что такое интонация

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
1 кл—2 кл
26.05.2020
Конспект урока по русскому языку: Что такое интонация
Конспект урока по русскому языку: Что такое интонация
что такое интонация.docx

Тема урока: Что такое интонация?

Цель урока: Дать представления об интонации как средстве выразительности речи, о функциях интонации; формировать умения произносить одну и ту же фразу с разной интонацией.

 

Ход урока

 

1.   Активизация представлений, обучающихся о понятии интонации, о функциях интонации.

- Что такое интонация?  Как она может помочь нам передать смысл

высказывания? (Интонация – это изменение звучания голоса. Интонация помогает выразить настроение, отношение говорящего к тому, что он произносит.)

- Ребята, представьте себе, что вы приходите домой, бросаете портфель в один угол, одежду – в другой, начинаете играть с игрушками, бросаете и их. Неожиданно приходит с работы мама. Она останавливается в дверях и, глядя на всё это безобразие, говорит: «Так, мне это нравится!». Однако вам, несмотря на слова мамы, сразу становится понятно, что всё это ей совсем не нравится. Как вы догадались, что маме не нравится созданный вами беспорядок? (У нее голос строгий.)

- Да, весь секрет строгого голоса мамы – в интонации. Интонация – это средство выразительности речи. Слова называют что-либо, а интонация заставляет почувствовать это. Иногда одни и те же слова, произнесённые с разной интонацией, полностью меняют смысл сказанного.

2. Формирование знаний об элементах интонации.

 -Сегодня мы с вами изучим элементы интонации, будем учиться использовать их для того, чтобы выразительно читать и говорить.

- Я сейчас прочитаю вам стихотворение. Вы внимательно слушайте и обратите внимание на то, как меняется интонация моей речи.

(Спит первый снег.

Открыт букварь зимы.

Его ещё не прочитали мы,

Но вот уже на чистую страницу

Вспорхнула пёстрой буквиной синица.

Она звенит как маленький звонок,

Как будто первый начался урок…)

-  Ребята, что вы можете сказать об интонации прочтения этого стихотворения? (Ваш голос то повышался, то понижался).

-    Верно. Повышение и понижение голоса – это мелодика речи. Повышение голоса – это восходящая мелодика, понижение голоса – нисходящая мелодика.

3. Формирование умений использовать восходящую и нисходящую мелодику при чтении.

[Подготовка к выразительному чтению, обсуждение настроения стихотворения.]

С ГОРКИ - УУУУХ (понижаем голос, как будто съезжаете с горы)

НА ГОРКУ - УУУУХ (повышаем голос, как будто поднимаемся на гору)

-       Послушайте фрагмент из стихотворения И.З. Сурикова «Детство» и определите, с каким чувством оно прочитано.

(Вот моя деревня:

Вот мой дом родной;

Вот качусь я в санках

По горе крутой;

Вот свернулись санки,

И я на бок - хлоп!

Кубарем качуся

Под гору, в сугроб.

И друзья - мальчишки,

Стоя надо мной,

Весело хохочут

Над моей бедой.

Всё лицо и руки

Залепил мне снег...

Мне в сугробе горе,

А ребятам смех!...)

(Поэт вспоминает о своем детстве. Начало стихотворения довольно бодрое и радостное.)

-   Для чего нужно использовать эмоции и чувства в своей речи? (С помощью эмоций мы передаём своё отношение к тому, о чем говорим).


 

Тема урока: Что такое интонация?

Тема урока: Что такое интонация?

Открыт букварь зимы. Его ещё не прочитали мы,

Открыт букварь зимы. Его ещё не прочитали мы,

Весело хохочут Над моей бедой

Весело хохочут Над моей бедой
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.05.2020