Конспект урока по русскому языку для 3 класса "Основа слова".
Оценка 4.7

Конспект урока по русскому языку для 3 класса "Основа слова".

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
22.12.2022
Конспект урока по русскому языку для 3 класса "Основа слова".
Конспект для учителей и студентов. Содержит в себе разнообразные приемы и методы, которые будут интересны детям.
Основа слова.docx

 

КОНСПЕКТ

 русского языка

 

Учебник «Русский язык». Авторы Канакина В. П., Горецкий В. Г.

Класс 3. Часть 1.  Стр.  95-96

Образовательная система (модель)

«Школа России»

 

 

 

 

ТЕМА

«Основа слова»

 

 

 

 

 

Цель урока: формировать умение в правописании безударного суффикса в глаголах прошедшего времени; способствовать формированию УУД.

 

Задачи урока.

1.    Личностные:

ü осознают роль языка и речи в жизни людей;

ü имеют внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к русскому языку;

ü осознают смысл учения и понимают личную ответственность за бедующий результат.

2.    Предметные:

ü умеют выделять части слова;

ü знают части слова;

ü умеют объяснять как выделять основу.

3.    Метапредметные (УУД):

Регулятивные:

ü умеют проводить рефлексию совей деятельности;

ü умеют самостоятельно формулировать цель урока;

ü умеют принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные:

ü умеют делать выводы в результате совместной работы;

ü умеют ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы.

Коммуникативные:

ü умеют оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

ü умеют взаимодействовать с учителем и одноклассниками.

 

 


Тип урока: урок открытия новых знаний, урок закрепления, урок повторения, урок обобщения и систематизации знаний, комбинированный урок, урок развития речи, контрольный урок, урок работы над ошибками (нужное подчеркнуть)

 

Тип знания. (Для урока открытия новых знаний)

 

 

Оборудование.

ü  У учителя: карточки, презентация, мультимедиа.

 

ü  У учащихся: учебники, тетради, пеналы.

 

 

 

Оформление доски

 

 

 

 

 

Оформление работы в тетрадях учащихся

(может быть представлено на отдельном тетрадном листе в линейку)

 

 

 

 

 

 

Библиографический список:

1.​Русский язык. 3 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М : Просвещение.

2.​Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 3 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина. — 3-е изд., доп. — М. : Просвещение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ХОД УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

Организация начала урока

Цель. Создать условия для вхождения обучающихся в учебную деятельность

Задачи:

Личностные:

имеют внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к русскому языку;

осознают смысл учения и понимают личную ответственность за бедующий результат.

-Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Приветствуют.

-Проверьте свою готовность к уроку. На краю парты должны лежать учебник, тетрадь, пенал.

Проверяют готовность к уроку.

-Ребята, посмотрите, кто же к нам пришёл на урок?

-Маша.

-Конечно, это Маша. Сегодня она пришла на урок, чтобы вместе с вами узнать что-то новое, но для начала она предлагает вспомнить то, что вы уже знаете.

Слушают.

Этап урока. Актуализация знаний, необходимых для усвоения нового языкового материала

Цель. Подготовить учащихся к усвоению нового знания (понятия, способа действия, зависимости, факта) и создать условия для возникновения проблемной ситуации.

Задачи:

Личностные:

осознают роль языка и речи в жизни людей;

имеют внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к русскому языку;

осознают смысл учения и понимают личную ответственность за бедующий результат.

Предметные:

умеют выделять части слова;

знают части слова.

Метапредметные (УУД):

Коммуникативные:

умеют оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

умеют взаимодействовать с учителем и одноклассниками.

- Ребята, Маша нам предлагает составить кластер (схему) по частям слова. С какими частями слова вы уже познакомились?

На слайде кластер.

-Окончание, суффикс, корень, приставка.

-Молодцы, верно. Что такое приставка? Для чего она служит?

- Приставка - это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

- Что называют корнем?

- Корень слова - это главная часть слова.

-Что такое окончание? Для чего оно  служит?

-Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

-И что такое суффикс? Для чего служит он?

Суффикс- это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

-Следующее задание, посмотрите на слайд. Маша выделила части (морфемы) в словах, Но Медведь, пригрозил пальцем. Ребята, почему так? Может Маша допустила ошибки?

-Да, Маша допустила ошибки.

-Какие нам нужны умения, чтобы исправить ошибки?

-Знать как выделять части слова.

Этап урока. Постановка темы, вопроса, учебной проблемы урока, его цели и задач.

Цель. Организовать работу по выявлению и формулировке темы,  учебной проблемы урока.

Задачи:

Личностные:

осознают роль языка и речи в жизни людей;

имеют внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к русскому языку;

осознают смысл учения и понимают личную ответственность за бедующий результат.

Метапредметные (УУД):

Регулятивные:

умеют самостоятельно формулировать цель урока;

умеют принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные:

умеют делать выводы в результате совместной работы;

Коммуникативные:

умеют оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

умеют взаимодействовать с учителем и одноклассниками.

- Ребята, давайте вернёмся к кластеру, который с вами составили. Что заметили?

Кластер на доске.

-Появился знак вопроса, значит есть ещё одна часть слова.

-Верно, есть еще одна часть слова. Может кто-то уже знает как она называется?

Если затруднение:

-Перед вами код, его нужно разгадать, чтобы определить, как называется эта часть.

https://fsd.multiurok.ru/html/2021/03/14/s_604e0dde35ffa/1654168_1.jpeg

16 19 15 16 3 1

-Основа.

-Значит как будет звучать наша тема?

-Основа слова.

- Сформулируйте цель урока.

-Учиться выделять основу в словах.

-Маша подготовила лестницу, по которой мы будем с вами двигаться для достижения поставленной цели, но пункты ступенек она перепутала.

-1. Узнать, что такое основа. 2.Потренироваться в выделении основы.

3. Проверить себя.

  1. Этап урока. Поиск решения учебной проблемы (открытие нового знания).

Цель. Организовать поиск решения учебной проблемы.

Задачи:

Личностные:

имеют внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к русскому языку;

осознают смысл учения и понимают личную ответственность за бедующий результат.

Метапредметные (УУД):

Познавательные:

умеют делать выводы в результате совместной работы;

Коммуникативные:

умеют оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

умеют взаимодействовать с учителем и одноклассниками.

-Ребята, может кто-то уже знает, что такое основа?

Если не знают: чтобы определить, что такое основа, давайте вернёмся к словам, в которых мы искали ошибки. Посмотрите, учёные договорились между собой и решили, что основу будут выделять вот таким графическим знаком. А теперь, понаблюдайте и сделайте вывод о том, что такое основа слова.

Слушают.

-Основа - это часть слова без окончания.

-Ребята, а где мы можем проверить ваш ответ?

-В учебнике.

-Откройте учебник на стр. 95 . Прочитайте правило.

Читают правило.

  1. Этап урока. Воспроизведение нового знания.

Цель. Организовать работу по фиксированию найденного решения учебной проблемы вербально и знаково (построение эталона нового знания).

Задачи:

Личностные:

осознают роль языка и речи в жизни людей;

имеют внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к русскому языку;

осознают смысл учения и понимают личную ответственность за бедующий результат.

Регулятивные:

умеют принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные:

умеют делать выводы в результате совместной работы;

умеют ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы.

Коммуникативные:

умеют оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

умеют взаимодействовать с учителем и одноклассниками.

-Итак, что называется основой слова?

-Основа слова - это часть слова без окончания.

-Как найти основу слова?

-Чтобы найти основу слова, нужно отделить окончание.

-Что заключено в основе слова?

-Лексическое значение слова.

-Что такое лексическое значение слова?

-Это то, что обозначает слово.

-Что входит в основу слова?

-В основу слова входит только приставка, корень, суффикс.

-Мы с вами узнали, что такое основа? Можем двигаться дальше? Что нам необходимо сделать дальше?

-Да. Да. Потренироваться в правописании безударного суффикса в глаголах прошедшего времени.

  1. Этап урока. Первичное закрепление с проговариванием вслух

Цель. Организовать первичное закрепление нового знания.

Задачи:

Личностные:

осознают роль языка и речи в жизни людей;

имеют внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к русскому языку;

осознают смысл учения и понимают личную ответственность за бедующий результат.

Предметные:

умеют выделять части слова;

знают части слова;

умеют объяснять как выделять основу.

Метапредметные (УУД):

Регулятивные:

умеют принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные:

умеют делать выводы в результате совместной работы;

умеют ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы.

Коммуникативные:

умеют оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

умеют взаимодействовать с учителем и одноклассниками.

- Маша нам предлагает найти основу в слове «снежинка». Откройте тетрадь, запишите число, классная работа.

Записывают число, классная работа.

-Выделим основу в этом слове и составим алгоритм. Что такое основа?

-Это часть слова без окончания.

-Какой первый шаг сделаем перед тем, как найти в слове основу?

-Выделим окончание.

-Как найти в слове окончание?

-Нужно изменить форму слова.

-Изменяем форму слова.

-Снежинки, снежинке, снежинкой

-Какое окончание в этом слове?

-Отделяем окончание и находим основу. Какая основа получается?

-Снежинк.

-Давайте прочитаем алгоритм выделения основы.

Читают.

Ребята, а теперь поработаем с упр. 179. Давайте прочитаем по предложениям текст.

Читают.

-О чем говорится в тексте?

-О ящерице и ящерятах.

-А теперь прочитайте первое задание.

Читают.

-Давайте сначала запишем однокоренные слова. Назовите их.

-Ящерица, ящерята, ящерка.

-А теперь запишем формы одного и того же слова. Назовите их.

- Ящерица, ящерицей, ящерицу.

- Выделите основу в словах каждого столбика. Что сначала нужно сделать?

-Отделить окончание, потом выделить основу.

-Посмотрите в этом задании нужно сделать разбор под цифрой 4. Прочитайте это предложение.

-Ящерица лежала на камне.

-Что за разбор нужно сделать?      

-Разбор предложения по членам.

-С чего начинем?

-Найдём подлежащие. Ставлю вопрос о ком говорится в предложении? (О ящерице). В предложение слово овтечает на вопрос что? Значит это подлежащие, подчёркиваем 1 чертой.

-Дальше.

-Находим сказуемое. Ставим вопрос: Что говорится о подлежащем (лежала). Отвечает на вопрос что делала? Значит – это сказуемое, подчёркиваем 2 чертами.

-Делаем вывод.

-Подлежащие (ящерица) и сказуемое (лежала) – это главные члены предложения.

-Дальше.

-Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое. Ставлю от сказуемого вопрос: сверкала (где?) на камне.

-Делаем вывод.

-В предложении одно сс.: лежала на камне.

-Какое предложение по цели высказывания?

-Повествовательное.

-По интонации?

-Невосклицательное.

-По наличию главных членов?

-Двусоставное.

- По наличию второстепенных членов?

- Распространённое

-Маша нам предлагает поиграть. Встаньте. Если услышите слово с окончанием а, хлопните, если услышите другое окончание – присядьте:

Река, озеро, пила, утро, звёзды, роса, икра.

Играют.

-Ребята, а теперь откройте страницу 96. Прочитайте «Обрати внимание».

Читают.

-Теперь обратимся к упр. 181.

Читают и разбирают памятку с учителем.

-Посмотрите на слайд, какой разбор нам необходимо сделать?

-Разбор слова по составу.

-Давайте с помощью памятки разберём слов «мастерица».

https://sun9-83.userapi.com/impg/cYc5n4GnpN-ra2yMly4WyQbsm-D6_HycwcjBag/HZ1JT1QnY9w.jpg?size=750x581&quality=95&sign=7fd8b85bc62ded2db2ac20fffd449869&type=album

-Мастерица – это работница, которая занимается каким-то делом. Имя существительное. Изменяется.

- Мастерицей, мастерицы, мастерице. Изменяемая часть –а. Это окончание. Выделим его.

-Выделим основу, основа – это часть слова без окончания. Мастериц.

-Найдем корень в слове, для этого подберём однокоренные слова: мастер, мастерство, подмастерье. Общая часть – мастер, это корень, выделим.

-В этом слове нет приставки.

-Найдем суффикс, он стоит после корня – иц, выделим его.

-Назовём все значимые части слова – Окончание –а, основа – мастериц, корень – мастер, суффикс – иц.

-Ребята, нам удалось выполнить задание? Мы можем двигаться дальше?

-Да, да.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель. Организовать закрепление нового знания в ходе индивидуальной работы учащихся.

Задачи:

Личностные:

осознают роль языка и речи в жизни людей;

имеют внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к русскому языку;

осознают смысл учения и понимают личную ответственность за бедующий результат.

Предметные:

умеют выделять части слова;

знают части слова;

умеют объяснять как выделять основу.

Метапредметные (УУД):

Регулятивные:

умеют принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные:

умеют делать выводы в результате совместной работы;

Коммуникативные:

умеют оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

умеют взаимодействовать с учителем и одноклассниками.

-Как звучит следующий пункт на 3 ступени?

-Проверить себя.

-Вы будете работать по вариантом. 1 вар, 1 слово, 2 вар. 2 слово. Запишите слово и сделайте разбор под цифрой 2

Выполняют задание.

-Теперь обменяйтесь тетрадями с соседом, возьмите карандаш и сверьте работу с эталоном.

Проверяют работу.

- Обменяйтесь обратно тетрадями. Поднимите руку, кто справился без

ошибок. У кого есть ошибки, поднимите руки. В каких словах?

Поднимают руки.

-Что пожелаем ребятам, у которых возникли ошибки?

-Быть внимательными, правильно выделять основу в слове.

7.  Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Цель. Организовать выполнение  заданий, в которых  новое  знание – это  промежуточный шаг. 

-Мы с вами сегодня столько выполнили упр., давайте повторим все знания, которые мы получили. Перед вами правило, вставьте в него недостающие слова…

https://sun9-42.userapi.com/impg/NuiNUn3APjBPFtQm9UHq7MiIQGgVNi3m-5x_Wg/_BCvZhV01tU.jpg?size=750x725&quality=95&sign=dc03e87dd0d12df30c6008364d1c823a&type=album

-Давайте вспомним алгоритм выделения основы.

-1. Выделим окончание.

2. Отделяем окончание и находим основу

-И еще мы с вами обращались к памятке «Разбор слова по составу». Давайте ее вспомним.

https://sun9-83.userapi.com/impg/cYc5n4GnpN-ra2yMly4WyQbsm-D6_HycwcjBag/HZ1JT1QnY9w.jpg?size=750x581&quality=95&sign=7fd8b85bc62ded2db2ac20fffd449869&type=album

8.  Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель. Организовать рефлексию  и  самооценку  учениками  собственной учебной деятельности.

Задачи:

Личностные:

осознают роль языка и речи в жизни людей;

имеют внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к русскому языку;

осознают смысл учения и понимают личную ответственность за бедующий результат.

Метапредметные (УУД):

Регулятивные:

умеют проводить рефлексию совей деятельности;

умеют принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные:

умеют делать выводы в результате совместной работы;

Коммуникативные:

умеют оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

умеют взаимодействовать с учителем и одноклассниками.

-Ребята, с чем мы сегодня с вами работал?

-С основой слова.

-Что вы узнали об основе слова?

-Основа слова – часть слова без окончания. В основе слова заключено его лексическое значение. Чтобы найти основу слова, нужно отделить окончание.

-Ребята, посмотрите на нашу лесенку. Мы с вами выполнили все пункты? Все успели?

-Да.

-Как звучала цель нашего урока?

-Учиться выделять основу в словах.

-Достигли ли мы цель?

-Да.

-Теперь предлагаю вам оценить свою работу на уроке: если вы довольны своей работой, у вас не возникли затруднения, тогда покажите «класс»; если вы недовольны своей работой, у вас возникли затруднения, тогда покажите «дизлайк».

Оценивают свою работу на уроке.

9.  Итог урока.

Цель. Подвести итог учебной деятельности

-Ребята, молодцы. Помогли исправить ошибки Маши и также помогли ей узнать новую часть слова, она очень рада. Урок окончен.

Слушают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

КОНСПЕКТ русского языка

КОНСПЕКТ русского языка

Познавательные: ü умеют делать выводы в результате совместной работы; ü умеют ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы

Познавательные: ü умеют делать выводы в результате совместной работы; ü умеют ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы

Тип урока: урок открытия новых знаний , урок закрепления, урок повторения, урок обобщения и систематизации знаний, комбинированный урок, урок развития речи, контрольный урок, урок работы…

Тип урока: урок открытия новых знаний , урок закрепления, урок повторения, урок обобщения и систематизации знаний, комбинированный урок, урок развития речи, контрольный урок, урок работы…

ХОД УРОКА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ХОД УРОКА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Следующее задание, посмотрите на слайд

Следующее задание, посмотрите на слайд

Метапредметные (УУД): Познавательные: умеют делать выводы в результате совместной работы;

Метапредметные (УУД): Познавательные: умеют делать выводы в результате совместной работы;

Предметные: умеют выделять части слова; знают части слова; умеют объяснять как выделять основу

Предметные: умеют выделять части слова; знают части слова; умеют объяснять как выделять основу

Значит – это сказуемое, подчёркиваем 2 чертами

Значит – это сказуемое, подчёркиваем 2 чертами

Метапредметные (УУД): Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу

Метапредметные (УУД): Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Рефлексия учебной деятельности на уроке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.12.2022