Конспект урока по русскому языку для 6 класса "Путешествие в страну "Фразеология""

  • docx
  • 01.03.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала урок по русскому языку.docx

Государственное образовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Артемовская школа № 9»

 

 

УРОК

«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ФРАЗЕОЛОГИЯ»

6 класс

https://nsuem.ru/student/switch-on/stud-club/clubs/materials/litclub.jpg

Учитель русского языка и литературы:         Я.А.Кузуб

 

2015-2016 год

6 класс                  16.12.2015                              русский язык

Тема урока: Путешествие в страну Фразеология.

Цели урока:

- образовательная: расширить знания учащихся  по теме «Фразеология», сформировать представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи;

- развивающая: развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи, развивать речевые, орфографические и пунктуационные навыки, формировать навыки определения специфических особенностей фразеологических оборотов, умение отличать их от других речевых единиц в потоке речи, развивать творческие способности и образное мышление учащихся, умение сравнивать, обобщать, работать со словарями; обогащать словарный запас школьников, развивать умение работать в парах;

- воспитательная: воспитывать самостоятельность, умение сопереживать, стремление совершенствовать речевое мастерство: способствовать формированию активной личности, мотивированной к самообразованию, воспитывать любовь к русскому языку, его красоте и многозначности.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы, тексты, учебник.

Тип урока: изучение нового материала

 

«Фразеологизмы составляют народную физиономию языка, его оригинальные средства и его… богатство»

                                                       В.Г. Белинский

 

Ход урока

I.        Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

II.      Актуализация опорных знаний учащихся.

1.  Проверка домашнего задания.

2.  Слово учителя.

Ребята, сегодня наш урок будет не совсем обычным. Мы с вами отправимся в путешествие. Но прежде, чем мы это сделаем, давайте вспомним, какие разделы русского языка мы уже изучили.

Лексика - раздел науки о языке, который изучает слово, его значение и взаимоотношение с другими языковыми единицами.

Фонетика – раздел науки  о языке, изучающий звуки речи и звуковое строение языка.

Графика – раздел науки о языке, изучающий буквы и их соотношение со звуками.

Морфология – раздел науки о языке, которая изучает слово как часть речи, его морфологические признаки и синтаксическую роль.

А теперь мы с вами совершим путешествие в другую страну. Как она будет называться, вы скоро узнаете. На доске записана тема нашего урока «Путешествие в страну…». Открыть втору часть названия и узнать тему нашего сегодняшнего урока вы сможете, если скажете, каким одним словом можно назвать эти высказывания: повесить нос, сесть в калошу, зарубить на носу, водой не разольешь.

(Ответы учащихся)

Правильно, это фразеологизмы, которые живут в стране Фразеология.

III.    Мотивация учебной деятельности учащихся.

1.  Слово учителя.

Для того, чтобы начать свое путешествие мы должны знать куда и зачем мы отправляемся. Давайте вместе сформулируем цель нашего путешествия, но сначала послушаем сообщения, которые подготовили наши учащиеся.

2.  Выступления учащихся.

- А теперь скажите, для чего мы оправляемся путешествовать, чего хотим достигнуть?

(Ответы учащихся)

IV.      Сообщение темы и цели урока.

V.        Изучение нового материала.

1.  Слово  учителя с элементами беседы.

- Что же такое фразеологизмы?

- Какая наука изучает фразеологизмы?

Чтобы начать наше путешествие, вам сейчас необходимо быстро ответить на мой вопрос пословицей или поговоркой.

- Кого тянут за хвост?

- Что набирают в рот, когда молчат?

- Что в голове у легкомысленного, несерьезного человека?

-Что заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело?

- Что вешают, приходя в уныние и задирают, зазнаваясь?

- Когда цыплят считают?

Молодцы. Вы быстро и правильно ответили и это позволило нам войти в волшебную страну Фразеология. Перед вами указатель «Город знатоков». Чтобы открыть ворота в город, необходимо выполнить следующее задание.

2.  Работа у доски.

Соедините разбросанные части фразеологизмов:

кататься, как сыр в масле                              денег куры не клюют

как кот наплакал                                            попался на удочку

держать в ежовых рукавицах                         перемывать косточки

Давайте проверим все ли верно вы выполнили. Что обозначают эти фразы? Запишите их значение в тетрадь.

- Скажите, а кого называют знатоками?

- Запишите это слово, определите, каким способом оно образовано?

- Какой раздел науки о языке вы вспомнили?

- Какой синоним можно подобрать к слову «знаток»?

- А какой фразеологизм можно подобрать к этому слову?

3. Работа в парах на карточках.

Карточка № 1.                                       Карточка № 2

Закончите фразеологизмы.

Хитер как (лиса)                                                      Два сапога (пара)

Нем как (рыба)                                                         Море по (колено)

Упрям как (осел)                                                     Ни рыба (ни мясо)

Голоден как (волк)                                                  С горем (пополам)

Купить (кота) в мешке                                             Делать из мухи (слона)

И в ус не (дует)                                                        Выводить на (чистую воду)

Как зеницу (ока)                                                       Душа в пятки (ушла)

Взаимопроверка

4.Работа у доски.

В 1 ряд записать фразеологизмы со значением «быстро», во 2 ряд – со значением «обманывать», в 3 ряд – со значением «бездельничать»:

Сломя голову, сидеть сложа руки, водить за нос, втирать очки, бить баклуши, во весь дух, со всех ног, вводить в заблуждение, высунув язык.

- Какая орфограмма в лове «бездельничать»?

- А к какой части речи относится слово «быстро»?

- Какой раздел науки о языке мы сейчас вспомнили?

Молодцы, путешествуем дальше. Жители города Знатоков не только трудолюбивые, но и добрые. Они очень любят животных. И у них даже есть свой зоопарк, а вот кто в нем живет, вы узнаете, когда дополните фразеологизмы.

1.  Игра «Дополни фразеологизм»

- Голоден, как..

- Хитра, как…

- Труслив, как…

- Здоров, как…

- На ухо наступил…

- Смотрит, как…на новые ворота

- Грязный, как…

- Колючий как…

ФИЗКУЛЬМИНУТКА

Наша экскурсия интересная, но вижу я, что вы устали.  Давайте отдохнем.

И здесь нам тоже помогут фразеологизмы.

- Встанем, как аршин проглотили.

- Проголосуем обеими руками.

- Согнемся в три погибели.

- Попрыгаем, как заяц.

- Дадим задний ход.

- Посмотрим друг другу в глаза.

 - Сделаем мину при плохой игре.

- Побьем друг другу челом.

- А теперь – руки в брюки.

- Подержим нос по ветру.

Но в ногах правды нет, поэтому продолжаем наше путешествие.

2.  Работа со словарями.

- Ребята, а что же делать, если вы не знаете значения какого-нибудь фразеологизма? Правильно, нужно обраться к словарю.

 -Что нам дает работа со словарем? 

- Давайте найдем в словарях и запишем значение следующего фразеологизма.

6. Синтаксическая пятиминутка.

Составьте предложения с данными фразеологизмами и запишите их в тетрадь:

валится из рук, голыми руками не возьмешь, мастер на все руки, не покладая рук.

3.  Словарная работа.

Замените фразеологические обороты словами – синонимами (1 ученик у доски, остальные в тетради)

В час по чайной ложке                                         Рукой подать

     Кривить душой                                                     Повесить нос

     Куры не клюют                                                     Бить баклуши

4.  Работа с учебником.

С. 83. Упр. № 146.

    8. Фразеологическая физкультминутка.

Найдите в каждой строке фразеологизм и объясните его значение:

- вешать картины, вешать портьеры, вешать голову;

- сесть на стул, сесть на землю, сесть в калошу;

- точить ножницы, точить лясы, точить топор;

- бить стекла, бить посуду, бить баклуши.

   9 .«Долина поэтов»

Прослушайте четверостишия и добавьте походящие по смыслу фразеологизмы.

Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят
Водой … (не разольёшь).

Мы исходили городок
Буквально вдоль и … (поперёк)

И так устали мы в дороге,
Что еле … (волочили ноги).

 

Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь …(медвежью услугу).

 

Фальшивят, путают слова,
Поют кто в лес, … (кто по дрова)

Ребята слушать их не станут:
От этой песни уши … (вянут).

VI.      Закрепление изученного материала.

1.  Самостоятельная работа.

Выписать из стихотворения как можно больше фразеологизмов.

Как работает слово?

Бывает частенько, что слово одно,

Но очень по-разному служит оно.

Примеры тут можно найти без труда,

Возьмем хоть короткое слово «вода».

Вот был я мальчишкой, да детство прошло.

С тех пор уж немало воды утекло.

О смелом мы вправе сказать наперед:

«Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет!»

А гуси и утки  - сухие всегда.

Заметили люди: «Как с гуся вода»,

Случилось с тобою: ты правил не знал,

Молчал при опросе! Воды в рот набрал!

Лентяй отдыхает, а время идет –

Под камень лежачий вода не течет.

Сказать болтуну мы порою не прочь:

«Довольно, мол, воду-то в ступе толочь»!

Не прочь и другому сказать невзначай:

«Довольно лить воду! Ты дело давай!»

Работать впустую!,, Что скажут потом?

Не дело, мол, воду носить решетом!

Стихи я пишу, не жалея труда,

Чтоб вы не сказали: « В стихах-то вода!»

2.  Творческая работа

Найдите в рассказе и выпишите 10 фразеологизмов.

VII.    Подведение итогов урока.

1.  Заключительное слово учителя.

Наше путешествие подходит к концу. Мы с вами активно поработали и я надеюсь, что узнали много нового и интересного.

2.  Пинг-понг

- Что мы с вами делали сегодня на уроке?

- Какие новые фразеологизмы вы узнали?

- Чем интересны, по-вашему, фразеологизмы?

- Как вы считаете, действительно ли нужны они нам?

3. Выставление оценок учащимся.

Домашнее задание: написать сочинение, взяв за основу один из фразеологизмов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Посмотрите также