Конспект урока по русскому языку
Тема урока: «Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных»
Цель: Знакомство с приёмами различия одушевлённых имён существительных 2-го склонения родительного и винительного падежах.
Задачи урока:
1. Научиться различать имена существительные в именительном, родительном и винительном падежах, сопоставлять их падежные окончания;
2. Обосновать правильность определения падежа; использовать при распознавании родительного и винительного падежей одушевлённых имён существительных 2-го склонения приём замены этих имён существительных именами существительными 1-го склонения.
3. Развивать орфографическую зоркость, учебно-интеллектуальные умения (сопоставлять, устанавливать сходства и различия, делать выводы).
4. Воспитывать отношения делового сотрудничества, интерес к предмету, чувство взаимовыручки.
Тип урока: урок изучения новых знаний и первичного закрепления.
Технологическая карта урока
Этап урока |
Методы и приемы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Организационный момент. Цель: привлечение внимания учащихся, проверка их готовности к уроку и обеспечение необходимой мотивации к учебной деятельности. |
Метод стимулирования и мотивации интереса к учению.
|
Проверяет готовность класса к работе.
Мы сегодня снова будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать. А чтобы урок пошел каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок! |
Подготовка класса к работе.
|
2. Проверка ДЗ |
Метод стимулирования и мотивации учения |
-А начнем мы наш сегодняшний урок с проверки ДЗ. Вспомните признаки, по которым можно определить падеж имени существительного? Падеж, вопросы, предлоги, окончания, роль в предложении. -Какой падеж выделенных существительных в пером предложении? Во втором предложении? Назовите существительные 1,2,3 склонения (упр. 184 стр. 104) Родительный падеж записывается на доске.
|
Дети предлагают свои ответы. Устанавливают правильность выполнения домашнего задания, выявляют пробелы и корректируют их. |
3. Актуализация знаний.
а) Повторение ранее изученного материала о типе предложения.
Повторение изученного материала об имени существительном
|
Коллективный, практический метод
Практическая работа, самопроверка по эталону. Самооцениание. Метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.
|
-Продолжим сегодняшний урок с повторения изученного.
Сделайте разбор предложения, поставьте знаки препинания. Лучи ласкового солнца весело бегут по зелени а на мохнатых листочках сверкает роса. Проверка: Лучи ласкового солнца весело бегут по зелени, а на мохнатых листочках сверкает роса. - Подчеркните главные члены предложения и определите тип предложения. - В каком падеже стоит подлежащее? (И.п.) И. п. записывается на доске.
-Вставить окончание, определить падеж, склонение. Письмо от дедушк_ Вас_ ( _ скл., _. п.) Житель Сибир_ ( _ скл., _. п.) Спросил у инженер_ ( _ скл., _. п.) - Подчеркни одушевлённые имена существительные. - Обменяйтесь тетрадями и сделайте проверку. Проверка: Письмо от дедушки Васи ( 1 скл., Р. п.) Житель Сибири ( 3 скл., Р. п.) Спросил у инженера ( 2 скл., Р. п.) - Поставьте себе оценку на полях за выполненную работу.
|
Ответы и рассуждения детей. Устанавливают причинно – следственные связи. Объясняют назначение предложения.
Поиск информации. Анализируют и объясняют морфологические признаки словосочетаний.
|
4. Постановка учебной задачи Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.
|
Репродуктивный метод. |
- Предположите, какие падежи мы сегодня будем изучать на уроке? Озвучивание темы и цели урока.
|
Построение логической цепи рассуждений, установление причинно-следственных связей; выдвижение гипотез и обоснований; участие в рассуждении; проблемный диалог; определение темы и цели урока.
|
5. Открытие нового знания Цель: организация учащихся с целью наблюдения, осознания, систематизации, конкретизации знаний о дательном падеже. |
Частично-поисковый метод. Фронтальная работа. Метод сообщения новых знаний.
|
Запишите данные имена существительные в указанных падежах.
- Какие из данных имён существительных и в каких падежах имеют одинаковые окончания? - Выскажите мнение: Почему при распознавании родительного и винительного падежей одушевлённых существительных 2 склонения используют приём их замены существительными 1 склонения в этих же падежах? |
|
Физкультминутка
|
Здоровьесберегающие технологии
|
Дети повторяют движения за учителем. |
Осуществляют профилактику утомления. |
6. Первичное закрепление Цель: закрепление нового знания, способов действия.
|
Метод самостоятельной познавательной деятельности Практический метод. |
Секрет -Для проверки одушевлённых имён существительных 2 склонения для проверки используем приём замены на 1 склонение. Нет осла ( 2 скл. Р.п.) - нет мамы (1 скл. Р.п.) Вижу осла (2 скл. В.п.) –вижу маму (1 скл. В.п.)
|
Установление причинно -следственных связей; построение логической цепи рассуждений; взаимопомощь; понимать, принимать и сохранять учебную задачу; развитие самостоятельности; развивать внимание, восприятие; учиться различать родительный и винительный падежи по предлогам и окончанию путем замены существительных 1 склонения. |
7. Включение знаний в систему. Закрепление. Цель: организация работы с целью выявления уровня владения знаниями о падежах имени существительного.
|
Самостоятельная работа. Методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике.
|
-Определите падеж существительных 2-ого склонения, заменив их существительными 1 склонения: Слушаю учителя ( маму) – 2 скл., В.п Рассказ брата (мамы) – 2 скл., Р.п. Прыжок льва Лапа медведя Песня ребёнка Переживал за друга Читал про дельфина Проверка |
Самостоятельно выполняют задание. Осознавать познавательную задачу; участвовать в диалоге; проводить анализ; контролировать процесс и результаты деятельности.
|
8. Рефлексия деятельности. Цель: анализ успешности овладения новыми знаниями, пути преодоления недостатков |
Самоанализ, самооценка результатов коллективной и парной работы на уроке. |
Что нового узнали на уроке? Что поможет отличить родительный падеж от винительного у одушевлённых существительных 2 склонения? Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. |
|
9.Домашнее задание |
Методический прием: объяснение учителя. |
Д.з : упр. № 206, с. 112. |
Слушают объяснения учителя, делают соответствующие записи. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.