Конспект урока по русскому языку "Имя существительное как часть речи". 5 класс.
Оценка 5

Конспект урока по русскому языку "Имя существительное как часть речи". 5 класс.

Оценка 5
docx
30.05.2020
Конспект урока по русскому языку "Имя существительное как часть речи". 5 класс.
Имя сущ как часть речи_5кл.docx

                                                        Конспект урока по русскому языку в 5 классе.

Тема: Имя существительное как часть речи

1.      Повторение изученного по теме «Части речи».

Мы приступаем к изучению самой большой, последней в этом году темы - «Морфология. Орфография. Культура речи». Вы заметили, что слово «морфология» является однокоренным со словом «морфемика». Действительному этих слов есть общий корень, Он произошел от греческого morthe — форма.

В слове «морфология» есть второй греческий корень — logos, чтс означает «слово, понятие, учение». Морфемика изучает части слов, а морфология изучает слово как часть речи, изучает формы слов.

Итак, морфология - это часть языкознания, в которой слово изучается как часть речи. (Определение записать в рабочую тетрадь).

Учитель: Какие части речи вы знаете?

Учитель: Вопрос о частях речи — один из самых древних и самых сложных в языкознании. Традиционно в школьной практике выделяют 10 частей речи. (В рабочих тетрадях дети пишут заголовок «Части речи», потом рисуют две стрелочки: 1)самостоятельные части речи, 2)служебные части речи).

Самостоятельные: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие; служебные: предлог, союз, частица; отдельная часть речи - междометие. (Дети записывают в столбик части речи под нужной стрелочкой).

Картинки по запросу "части речи в русском языке 5 класс"

       Некоторые ученые выделяют и другие части речи, это отражается в учебниках, в том числе школьных. Мы с вами будем ориентироваться на те 10 частей речи, на которые распределены более 120 тыс. слов в 17-томном «Словаре современного русского литературного языка».

В этом году мы обратимся к нескольким самостоятельным частям речи: существительному, прилагательному и глаголу, изучим их подробнее.

 

Вам, конечно, известно, что такое имя существительное. Вы знакомы с этой частью речи с самого раннего детства, когда изучали мир по картинкам и игрушкам, по окружающим вас вещам: это мяч, это кошка, это домик и т. д. Имя существительное как часть речи вы изучали в начальной школе.

— Какие грамматические признаки имени существительного вы знаете? (Одушевлённые /неодушевлённые; собственные/нарицательные; число; род; склонение; падежи.) Но оказывается, у имени существительного есть и другие, очень интересные признаки, о которых вы скоро узнаете.

I.                   Работа по теме урока

1.    Откройте учебник на стр. 246 и устно ответьте на вопросы рубрики «Вспомните!»

2.    Проведите самостоятельные наблюдения, обратившись к правилу, данному в упр. 694 на стр. 247.

Вывод. Часть речи, которая называет разнообразные предметы окружающего мира, все, что существует, - имя существительное.

Сверка вывода с определением (с. 247-248).

3.Выполняем в рабочей тетради упр. 693.

Комментарий

-Имена существительные в данных предложениях играют роль подлежащих и сказуемых. Так как подлежащие и сказуемые выражены именами существительными, между ними ставится тире.

-Необходимо вспомнить орфограммы «Правописание проверяемой гласной буквы в корне слова», «Правописание НЕ с глаголами», «Правописание безударных личных окончаний глаголов» (стр. 231), «Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах».

4. Выполните в рабочей тетради упр. 695.

Каждую группу необходимо писать с новой строки, дополнив 2-3 примерами.

Предложение является распространенным, если в его составе есть второстепенные члены предложения.

Составить нужно 2-3 предложения и сделать синтаксический разбор, доказывая, что присутствуют второстепенные члены предложения. Определите склонение имен существительных.

Комментарий:

-Необходимо вспомнить теорию по делению существительных на склонения.

Картинки по запросу "склонение существительных"

Выводы:

Имена существительные имеют грамматические признаки рода, склонения, падежа, числа, одушевленности/неодушевленности. Синтаксическая роль имен существительных разнообразна: подлежащие, дополнения, обстоятельства, сказуемые.

Домашнее задание:  

1.  Прочитать правило на стр. 247-248 (параграф 87) и выписать его в грамматическую тетрадь.

2. Выполнить упр. № 696, распределив слова по частям речи, т.е. не по основному заданию. 

У существительных определите склонение, у глаголов укажите спряжение.


 

Конспект урока по русскому языку в 5 классе

Конспект урока по русскому языку в 5 классе

Некоторые ученые выделяют и другие части речи, это отражается в учебниках, в том числе школьных

Некоторые ученые выделяют и другие части речи, это отражается в учебниках, в том числе школьных
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2020