Конспект урока по русскому языку в 5 классе.
Тема: Имя существительное как часть речи
1. Повторение изученного по теме «Части речи».
Мы приступаем к изучению самой большой, последней в этом году темы - «Морфология. Орфография. Культура речи». Вы заметили, что слово «морфология» является однокоренным со словом «морфемика». Действительному этих слов есть общий корень, Он произошел от греческого morthe — форма.
В слове «морфология» есть второй греческий корень — logos, чтс означает «слово, понятие, учение». Морфемика изучает части слов, а морфология изучает слово как часть речи, изучает формы слов.
Итак, морфология - это часть языкознания, в которой слово изучается как часть речи. (Определение записать в рабочую тетрадь).
Учитель: Какие части речи вы знаете?
Учитель: Вопрос о частях речи — один из самых древних и самых сложных в языкознании. Традиционно в школьной практике выделяют 10 частей речи. (В рабочих тетрадях дети пишут заголовок «Части речи», потом рисуют две стрелочки: 1)самостоятельные части речи, 2)служебные части речи).
Самостоятельные: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие; служебные: предлог, союз, частица; отдельная часть речи - междометие. (Дети записывают в столбик части речи под нужной стрелочкой).
Некоторые ученые выделяют и другие части речи, это отражается в учебниках, в том числе школьных. Мы с вами будем ориентироваться на те 10 частей речи, на которые распределены более 120 тыс. слов в 17-томном «Словаре современного русского литературного языка».
В этом году мы обратимся к нескольким самостоятельным частям речи: существительному, прилагательному и глаголу, изучим их подробнее.
Вам, конечно, известно, что такое имя существительное. Вы знакомы с этой частью речи с самого раннего детства, когда изучали мир по картинкам и игрушкам, по окружающим вас вещам: это мяч, это кошка, это домик и т. д. Имя существительное как часть речи вы изучали в начальной школе.
— Какие грамматические признаки имени существительного вы знаете? (Одушевлённые /неодушевлённые; собственные/нарицательные; число; род; склонение; падежи.) Но оказывается, у имени существительного есть и другие, очень интересные признаки, о которых вы скоро узнаете.
I. Работа по теме урока
1. Откройте учебник на стр. 246 и устно ответьте на вопросы рубрики «Вспомните!»
2. Проведите самостоятельные наблюдения, обратившись к правилу, данному в упр. 694 на стр. 247.
Вывод. Часть речи, которая называет разнообразные предметы окружающего мира, все, что существует, - имя существительное.
Сверка вывода с определением (с. 247-248).
3.Выполняем в рабочей тетради упр. 693.
Комментарий
-Имена существительные в данных предложениях играют роль подлежащих и сказуемых. Так как подлежащие и сказуемые выражены именами существительными, между ними ставится тире.
-Необходимо вспомнить орфограммы «Правописание проверяемой гласной буквы в корне слова», «Правописание НЕ с глаголами», «Правописание безударных личных окончаний глаголов» (стр. 231), «Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах».
4. Выполните в рабочей тетради упр. 695.
Каждую группу необходимо писать с новой строки, дополнив 2-3 примерами.
Предложение является распространенным, если в его составе есть второстепенные члены предложения.
Составить нужно 2-3 предложения и сделать синтаксический разбор, доказывая, что присутствуют второстепенные члены предложения. Определите склонение имен существительных.
Комментарий:
-Необходимо вспомнить теорию по делению существительных на склонения.
Выводы:
Имена существительные имеют грамматические признаки рода, склонения, падежа, числа, одушевленности/неодушевленности. Синтаксическая роль имен существительных разнообразна: подлежащие, дополнения, обстоятельства, сказуемые.
Домашнее задание:
1. Прочитать правило на стр. 247-248 (параграф 87) и выписать его в грамматическую тетрадь.
2. Выполнить упр. № 696, распределив слова по частям речи, т.е. не по основному заданию.
У существительных определите склонение, у глаголов укажите спряжение.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.