Научно-исследовательская работа "Прошлое, настоящее и будущее писем"

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 16.10.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Мы решили провести исследование и выяснить: смогут ли современные девятиклассники верно и точно изложить свои мысли на бумаге, а не в коротком смс-сообщении. Актуальность темы исследования заключается в том, что среди подростков 15-16 лет эпистолярный жанр не пользуется особой популярностью.
Иконка файла материала Конкурс творческих исследовательских работ1.docx
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение лицей № 33 г. Таганрога Ростовской области Исследовательская работа Тема: «Прошлое, настоящее и будущее писем»                        Автор работы:  Клименко Виктория, 9в класс,                                       МОБУ лицей №33 г. Таганрога.                                   Руководитель: Кириченко Екатерина Александровна,          учитель русского языка и литературыТаганрог  2019 Содержание: Введение Глава I. Теоретическая часть 1.1. История письма и виды писем. 1.2. SMS сообщения. 1.3.Сравнение содержания письма и  современного SMS сообщения.  Глава II. Практическая часть 2.1. Социологический опрос 2.2. Анализ результатов Заключение  БиблиографияВведение  Письма, написанные от руки, теперь уже выглядят как поздравления из  прошлого века.                                                                                                                    Уайлдер Торнтон Письмо­ это эпистолярный жанр эстетики XIX века. Эпистолярный   жанр  –   это   один   из   жанров   литературного   произведения, который   письмо ­ написанный текст, посылаемый для сообщения чего­нибудь.  характеризуется   формой   личных     писем. Письмо  ­   одно   из   средств   связи   между   гражданами,   учреждениями, организациями   и   предприятиями.   Разлагаются   деловые   и   личные   письма.                     На одном из уроков по развитию речи учитель предложила нам написать   письмо.   Не   просто   письмо,   а   письмо   солдатам­героям,   которые ценой своей жизни завоевали Великую Победу! На уроке мы познакомились с правилами оформления письма. В ходе подготовки к уроку выяснили, что история   письма   интересна.   Нас   это   очень   заинтересовало,   и   мы   решили провести   исследование   с   целью   узнать   как   можно   больше   об   этом   виде общения.  Также   мы   обратили   внимание   на   то,   что   наши   одноклассники затруднялись в написании письма по заданной теме.  Мы предположили, что, видимо,   подросткам   привычнее   общаться   посредством   коротких   смс сообщений.  В   связи   с   вышесказанным   мы   решили   провести   исследование   и выяснить:  смогут   ли   современные   девятиклассники   верно   изложить   свои мысли на бумаге, а не в смс­сообщении.  Гипотеза:  мы предполагаем,  что среди подростков 15­16 лет электронные письма в виде СМС пользуются большим успехом по сравнению с письмами на   бумажном   носителе;   что   современные   средства   связи   полностью   могут заменить письма.Актуальность   темы   исследования  заключается   в   том,   что   среди подростков   15­16   лет   эпистолярный   жанр   не   пользуется   популярностью. Сейчас   мобильные   телефоны,   Интернет   ­   современные   средства   связи постепенно   вытесняют   письма,   которые   были   единственным   средством коммуникации, и написание писем было умелым искусством.  Письмо   по   праву   причисляется   к   величайшим   культурным   ценностям человечества. Недаром говорят: "Написанное пером не вырубишь топором". Письмо можно определить как такое средство общения, которое помогает человеку преодолеть время и пространство.  Цель исследовательского проекта: исследовать историю появления письма и почты, проследить насколько актуальны письма на бумажном носителе в наш   век   компьютерных   технологий,   привлечь   внимание   обучающихся   9 классов   к   письму   на   бумажном   носителе,  формировать   навыки   написания письма.  Для достижения цели предполагается решить следующие задачи: 1. Познакомиться с историей создания появления письма и почты. 2.Узнать, какие виды писем существуют. 3.   Формировать   умение   работать   с   различными   источниками   информации, отбирать нужный материал и систематизировать полученные данные; 4. Выявить предпочтения обучающихся 9 классов  по данному вопросу; 5. Провести классный час по теме: «Письмо в будущее».   Для реализации поставленных задач мы выбрали следующие методы: 1. 2. Поиск информации из книг, ресурса сети Интернет; Сбор фотоматериалов; 3.      Опрос 3. Обобщение опыта.                   Для   этого   я   проанализировала   литературу,   воспользовалась   данными   сети Интернет,   провела   анкетирование   среди   обучающихся   9   классов   нашего лицея.Исследование и создание работы проведено по плану: 1. 2. 3. 4. Изучение литературы по поставленной проблеме; Проведение опроса учащихся; Обобщение и анализ полученных результатов; Оформление работы. Я   думаю,  что   в  дальнейшем   можно   продолжить   работу   по   данной   теме   и рассказать о роли писем в истории, раскрыть образ письма в литературе 19 или 20 вв.  Задачи: 1. Сравнить содержание письма и современного SMS сообщения. 2. Провести анкетирование среди учащихся 9 классов «Нужны ли письма в  наше сегодня ­ время информационных технологий».Глава I. Теоретическая часть 1.1. История письма и виды писем История   письма   насчитывает   много   тысячелетий.   И   первые   письма, естественно   отличались   от   современных   писем,   если   вы   помните,   древнее письмо называли пиктографией, латинское слово­ pictus­ рисованный.  С каменного века начинается история обмена известиями. Тогда информация передавалась дымом костров, ударами в сигнальный барабан, звуками труб. Позже   стали   посылать   гонцов   с   устными   сообщениями.   Такой   вестник заучивал "письмо" со слов отправителя, а затем пересказывал его адресату. Память   об   этом   сохранилась   в  нашем   языке:   мы   чаще   говорим   "в  письме сказано", чем "в письме написано".   Письмо   зародилось   еще   в   древние   времена:   в   Египте,   Риме,   Ассирии.   В России письмо появилось в 8­9 вв. Удивительной   способностью   голубей   возвращаться   издалека   домой,   к родному   гнезду,   с   большой   скоростью   (60­80   км/ч)   пользовались   ещё   в глубокой древности. Греки, римляне, египтяне, персы, евреи, а позднее галлы и германцы использовали голубей для военных, коммерческих и других целей.В   военные   годы   голуби   передавали   срочные   донесения.   За   эти   заслуги голубым даже поставлены памятники во Франции и Англии.   Когда же появилась почтовая связь, а грамотных стало побольше, ямщицкие почтовые тройки  мчали письма адресатам. В письма вкладывали душу, им доверяли   самое   сокровенное;   рекомендательные   письма   открывали   двери самых   неприступных   домов,   а   подметные   (подброшенные)   письма   губили самые непорочные репутации.   В те времена прибытие почтовой кареты в маленький населённый пункт было целым событием. О своём приближении почтальон громко трубил в почтовый рожок.   Новости   доставлялись   со   скоростью   70 км   в   сутки —   столько проезжал почтовый дилижанс.  Появление   в   начале   XIX   века   паровоза   и   парохода,   а   в   начале XX века самолёта   значительно   увеличило   скорость   пересылки   почтовых отправлений.   Почтовая   связь   стала   общегосударственной   и   начала обслуживать всё население.          Современная   почта   своим   появлением   обязана   государству   и   царю Алексею   Михайловичу,   его   называли   Тишайшим.   Именно   им   в   1665   году учреждена   служба   «для   пересылки   государственных   бумаг»  ­   Ямской   или Почтовый приказ. Но почту еще называют Немецкой: она отправляется лишь в Польшу и Курляндию, один раз в две недели...  Лишь при Петре Великом в 1718­1720 годах появится «правильная»  почта, и свяжет Петербург со всеми знатными городами. Тогда появились почтовые станции  на дорогах. Возчики  почты именовались  «почтарями»,  а лошади ­ «почтовыми».       А при Екатерине  Великой, с указа 1781 года, началось осуществление грандиозного проекта: почтовыми дорогами должны были быть соединены не только губернские,  но  и  все уездные  города.  Все дороги  в  империи стали почтовыми трактами.  С   1837   года   у   почтовых   повозок   появились   колокольчики,   чтобы,   все, заслышав их, уступали всенепременно дорогу летящей тройке с ямщиком на облучке. В наше время, кажется, написать письмо гораздо проще, нужно только взять бумагу   и   ручку,   однако   писать   письма   —   дело   непростое,   оно   требуетодновременно легкости и глубины, ума и такта, тонкости и деликатности. В разговоре слова сопровождаются или уравновешиваются взглядом, голосом, жестом. На  листе бумаги перед нами голая фраза. Здесь во всем величии проявляются могущество и вечность слова.    Но в наш век компьютерных технологий мы слишком мало пишем письма. Нам   легче   быстро   набрать   на   клавиатуре   нужный   нам   текст   (без   ошибок, помарок)   и   отправить   другу   в   течение   нескольких   секунд   одним   лишь нажатием кнопки ENTER. Следует знать, что для писем существует не только свой стиль, но и свой предмет речи. Описание бытовых новостей, просьбы, поручения, расспросы с наблюдением о мире и человеке содержались в письмах, как великих людей, так и простых корреспондентов минувших эпох. Кроме личных писем существует и служебные письма, которые являются не только носителями определенной информации, но и правовым документом.  Для ранних писем характерна некоторая шаблонность, а современные письма обладают   большей   свободой,   но   следует   отметить,   что   существуют обязательные элементы письма: 1) приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо; 2)   вступление   –   вопросы,   отражающие   интерес   к   жизни   адресата,   добрые слова в его адрес, пожелания; 3) основная часть – изложение информации, интересующей адресата; 4)   заключение   –   выражение   уважения,   любви,   преданности,   формулы прощания; 5) подпись, дата. Правила написания писем:  Текст письма следует разделять на абзацы, каждый из которых должен содержать законченную мысль.  Бумага для письма. На первый взгляд, это мелочь, на какую не стоит обращать внимание. Однако, эта мелочь говорит о воспитанности того, кто пишет, и о его отношении к адресату. Правила   этикета   запрещают   написание   в   начале   письма   собственных новостей. Сначала пишут об адресате и о том, что его интересует, и только затем о себе самом.  Содержание письма должно быть подчинено логике, а не о том, что придет в голову.  В   письме   важно   не   только   содержание,   но   и   оформление.   Письма   с  многочисленными ошибками не допускаются.   Писать нужно разборчиво, при затруднении обратитесь к справочной литературе.  Заканчивая письмо, уместно снова обратиться к адресату с вопросами о его жизни.  Если   возникла   необходимость   что­то   дописать   и  информация   важна, следует написать: post scriptum  ­ «P.S.», а затем необходимое.   Подпись в конце обязательна. Отправляют в конверте, написав адрес, а раньше складывали, перевязывали нитью и скрепляли восковой печатью. Виды писем. 1. Письмо­ сопровождение используется для уведомления отправителя о получении отправленных им документов или ценностей, подтверждения фактов и т.д. 2. Письмо­   просьба  содержит   просьбу   о   представлении   каких­   либо сведений. 3. Письмо­ ответ предоставляет запрашиваемые сведения, информацию о выполнении   требуемых   действий   в   соответствии   с   полученным запросом или уведомлением о чем­ либо. 4. Письмо­   извещение  используется   для   сообщения   или   утверждения какого­ либо факта и обычно начинается словами «сообщаем, ставим Вас в известность». 5. Письмо­ приглашение  адресуется конкретному лицу или группе лиц и может быть направлено в учреждение. 6. В   последние   годы   часто   появляется   на   страницах   газет   и   журналов открытое письмо, обладающее целым рядом специальных свойств. В открытом   письме   разговор   ведется   от   первого   лица,   с   прямым обращением к человеку или группе лиц, от которого ожидается ответ. Задачи   открытого   письма   ­   поставить   вопрос,   имеющий   большое общественное значение, привлечь к обозначенной проблеме внимание широкихчитательских   кругов,   убедить   и   заставить   адресатов,  к   которым   обращено открытое письмо.  Открытому письму, особенно свойственна непосредственность в выражении чувств.   Язык   письма   образен,   страстен.   В   открытом   письме   критического характера   личное   обращение   к   адресату   иногда   способствует   ускорению решения поднятого вопроса. 1.2. SMS сообщения.        Письма в свою очередь  заменили другой способ общения. Самый важный ­ это разговор. Ведь ничто не может сказать больше глаз собеседника, только в них можно прочесть то, что тебе могут и не сказать.        «SMS» с англоязычного (Short  Message  Service) переводится как служба коротких сообщений, система, служащая для отправки и принятия текстовых сообщений   посредством   мобильного   телефона.   Заметным   плюсом   данной системы является быстрая доставка, обычно в течении нескольких секунд.        Первое SMS сообщение было отправлено в декабре 1992 года в Англии, передавало текст с персонального компьютера на сотовый телефон сети GSH компании Vodafone.              Сегодня наш мир ­ это мир информации. Информация ­ это главный продукт. Каждый день мы воспринимаем эту информацию через телевидение, радиовещание, интернет, со страниц газет и журналов, а также из мобильных телефонов.   Сегодня   мы   можем   позвонить   по   мобильному   в   любую   точку земного шара. Также мы можем отправить смс­ сообщения. Смс­ сообщения стали  надежным   инструментом   общения.  Без   них  практически  невозможно представить   себе   более   простой   и   удобный   способ   общения   в   ситуациях, когда телефонный звонок невозможен, а сообщить что­ то нужно максимально быстро и с гарантией получения. Именно здесь на помощь и приходят смс­ сообщения. Но, помимо утилитарной пользы, сервис смс давно и уверенно занял свое немало важное место в молодежной культуре общения.               Трудно   представить,   что   еще   совсем   недавно   ­   на   памяти   одного поколения­   люди   могли   обходиться   без   смс.   Нелегко   поверить,   что   наши мамы и папы не отправляли друг другу смс, не говоря уже о наших бабушках и дедушках. А затем была технически реализована концепция смс, то есть ­ появилась   возможность   отправки   через   мобильный   телефон   короткихтекстовых сообщений­ и мир воспринял эту новинку так, как будто давно и долго   ждал   этого.   Социальные   сети,   чаты,   электронная   почта,   мобильная связь   позволяет   найти   нужного   вам   человека   практически   мгновенно,   и почтовая доставка писем практически исчезает.          В реальной жизни мы все реже и реже пишем письма. Чем дальше от нас прошедшая эпоха, тем больше ценность писем, оставленных нам великими людьми   –   писателями,   композиторами,   учеными,   путешественниками.   Они читаются  с не меньшим  интересом, чем художественные произведения. Не вымысел, не увлекательный сюжет, не яркие образы героев привлекают нас в этих   письмах,   а   драгоценные   подробности   жизни   авторов,   их   горести   и радости,   их   мысли   о   жизни   и   об   искусстве,   нравственная   и   общественная позиция, их слог, богатый и выразительный язык.                   А особо значимыми, ценными для жителей нашей страны являются солдатские   письма   с   фронтов   Великой   Отечественной   войны.   Порой написанные карандашом, с полустершимися буквами, они до сих пор хранятся в семьях, как память о людях, отдавших жизнь за Родину. Ведь в них частица души, прикосновение рук близких людей. Зачастую эти письма становятся достоянием   музеев,   по   ним   изучают   эпоху.   Хотя   военные   письма   и подвергались «обработке», перлюстрации, но даже по количеству вымаранных кусочков, а порой читая «между строк», можно узнать не меньше, чем из официальных документов.      1.3. Сравнение содержания письма и современного SMS сообщения. Для   меня,   например,   очевидно,   что   есть   причины,   чтобы   вернуться   к незаслуженно забытому эпистолярному жанру. 1. В бумажном письме присутствует почерк. И это не просто инструмент, с   помощью   которого   происходит   написание   письма.   Это   отражение личности   автора   письма,   его   неповторимой   индивидуальности.   В почерке  есть  характер  человека   в  целом  и его   настроение  в момент написания конкретного письма, конкретных строк, конкретных слов. Из почерка зримо возникает образ писавшего письмо человека и передается его "живая" энергетика. Электронное письмо – неодушевленное именно из­за   отсутствия   почерка,   тогда   как   рукописное   письмо   благодаря почерку одушевлено, оно – "живое".2. Рукописные письма, как правило, наполнены эмоциями, они пишутся для того, чтобы обменяться переживаниями, сомнениями, раздумьями, тогда   как   электронные   пишутся,   чтобы   передать   информацию. Это подтверждается   во   всем:   строение   фраз,   употребление   слов,   стиль изложения.   Электронные   письма   своей   мгновенностью   обеднили переписку до повседневных разговоров. Длинные сложноподчиненные предложения   превращаются   в   устойчивые   фразы,   словечки, аббревиатуры,   кальки   с   иностранных   языков.   Несколько   спасают положение   смайлики   –   но   это   слабая   замена   настоящей   эмоции, подделка. Даже сам способ создания писем электронных и рукописных настраивает по­разному.  3. К   написанию   рукописных   писем   подходят   более   ответственно. Удаленность   общения   во   времени   и   невозможность   корректировать текст в процессе общения вынуждает излагать свои мысли грамотно, точно,   выверено.   Над   каждой   фразой   нужно   задумываться,   чтобы правильно, адекватно, полно передать то, что хочешь высказать и не вызвать у собеседника двусмысленности понимания написанного. 4. Если электронная переписка явно диалогична, то рукописные письма можно сравнить с монологом. Они чем­то схожи на дневники ­ требуют самоуглубления,   откровения.   В   рукописных   письмах   хочется поделиться тем, что тебя волнует, что вызывает твое сомнение, хочется изложить подробней все перипетии собственной жизни, раскрыться, как можно   полнее,   а   в   ответном   письме   хочется   услышать   подобное   же откровение.   Рукописные   письма   это   своеобразный   разговор   с   самим собой,  познание  себя  в  разговоре  с собеседником,  через  него,  с  ним вместе и поиск созвучности его внутреннего мира твоему внутреннему миру. 5. Рукописные   письма   располагают   к   тому,   чтобы   оглянуться   назад, проанализировать   прожитое,   сделать   какие­то   выводы.   Они   волей­ неволей   сортируют   мысли   на   важные   и   неважные,   сиюминутные   и сущностные.   Рукописные   письма   приучают   не   "болтать",   а   по­ настоящему общаться. От этого рукописные письма получаются более осмысленными, глубокими.  6. Ожидание   рукописного   письма   –   очень   полезная   вещь.   Пока   ждешь письма, понимаешь насколько тебе действительно дорог именно этот человек   и   потом   при   встрече   больше   дорожишь   каждой   минутой реального общения. Ожидание писем укрепляет, проверяет и проявляет чувства. Те люди, которым мы готовы, хотим и не можем не писатьбумажные письма ­ главные люди в нашей жизни, это те люди (друзья, любимые,   встречи   с   которыми   принято   называть судьбоносными.    учителя), 7. Рукописные   письма   становятся   частью   нашей   памяти,   наших воспоминаний. Их можно хранить и перечитывать. Но ведь никому же не приходить в голову хранить электронные письма. Рукописные письма как фотографии – несут отпечаток времени, места, обстоятельств. Глава II. Практическая часть 2.1. Социологический опрос         Для подтверждения нашей гипотезы мы провели анкетирование среди  обучающихся 9 классов «Нужны ли письма в наше сегодня ­ время  информационных технологий» (Приложение 1). В нём приняли участие 102   подростка нашего лицея. Контингент выбран неслучайно, ибо  Предложенная анкета состояла из девяти  вопросов с заранее данными  ответами.  Школьникам необходимо было выбрать подходящий вариант. 2.2. Анализ результатов и выводы   Подводя  итоги анкетирования,  мы  узнали, что  большинство подростков никогда не писали и не получали бумажные письма, также большинстводевятиклассников полностью устраивают современные средства и способы общения. Исходя из полученных результатов, можно сказать, что бумажные письма остаются   в  прошлом,   а   на   смену   им   приходят   социальные   сети   и   смс­ сообщения. Я считаю, что это верно, ибо в век современных технологий в ритме современной жизни теперь уже невозможно обойтись без средств связи и смс.     Заключение.      В современном мире способы передачи письма очень быстро развиваются. Если   20   лет   назад   мы   могли   передать   письмо   используя   только   почту   и телеграмму,   то   на   сегодняшний   день   это   можно   осуществить   десятками способов. Этим мы обязаны развитию интернета и техники. Skype, Вконтакте, WhatsApp, другие социальные сети – это все результат развития виртуальной сети.          Новые технологии и их создатели пытаются убедить нас, что мы стали больше общаться, но на самом деле это не так. се сводится к тому, что мы стали   оперативно   обмениваться   информацией   (и   делать   это   в   больших объемах), но это не значит, что наши отношения с близкими стали душевнее. Классический пример подмены понятий — смс­ сообщения. По сути своей — это «рукописный» текст, письмо. Но любую хорошую идею человек способен довести до абсурда.               В   нашей   стране   смс­зависимость   особенно   распространена   среди студентов   и   школьников,   где   она   иногда   принимает   масштабы   эпидемии. Конечно, с помощью смс можно общаться прямо на уроке, лекции, семинаре или экзамене…             Итак,   проведя   исследование,   мы   выявили,   что   большинство девятиклассников редко пишут письма, а если и пишут, то только тогда, когда им надо переслать документы (деловое письмо) или когда надо поздравить человека   с   каким­либо   праздником   (поздравительная   открытка   внутри). Результаты   проведенного   нами   анкетирования   подтверждают   выдвинутую нами гипотезу.Мы считаем, что в образовательных учреждениях необходимо проводить уроки письма, организовывать конкурсы по написанию тематических писем, например,   «Письмо   другу»,   «Письмо   ветерану»   и   т.п.,   для   того   чтобы обучающиеся могли научиться излагать свои мысли и описывать эмоции на листе   бумаги.   Это   поможет   развитию   грамотности   и   умения   правильно оформлять внутреннюю речь, переводя ее в письменную.             Конечно,   нынче   альтернативой   рукописным   посланиям   становится электронная почта и другие современные средства связи. Но, как бы ни были частыми   смс   ­   сообщения,   они   несут   в   себе   очень   скудную,   часто односложную информацию, а затем стираются. Телефонные разговоры не в силах   удержать   самая   замечательная   память.   Не   зря   пословица   говорит   – «Что   написано   пером,   того   не   вырубишь   топором!»   Даже   сообщения электронной   почты,   письма   Е­mail   могут   затеряться,   если   получатель   или отправитель не распечатает их на бумаге.                                       Проанализировав   несколько   писем,   написанных девятиклассниками,   можно   сказать,   что   современные   подростки   владеют навыками   правильного   изложения   своих   мыслей   в   эпистолярном   жанре   на низком   уровне,   так   как   написание   писем   в   обществе   утеряло   свою актуальность засчет социальных сетей и смс­сообщений. Библиография1.   Ветвицкий   В.Г.   Современное   русское   письмо.   /В.Г.   Ветвицкий//­   М.: Просвещение, 2008. ­143с. 2.   Ветвицкий   В.Г.   Современное   русское   письмо.   Факультативный   курс. Пособие для учащихся /В.Г. Ветвицкий//­ М.: Просвещение, 2009. ­127с. 3. Горбачевич К.С. Русский язык. Прошлое. Настоящее. Будущее: книга для внеклассного чтения (7­10 класс) /К.С. Горбачевич// ­ М.: Просвещение, 2012. ­ 191с. 4. Даль В.И. Словарь живого великорусского языка. В четырёх томах./В.И. Даль. – М.: АСТ­АСТРЕЛЬ, 2014. – 834с. 5.   Колесов   В.В.   История   русского   языка   в   рассказах   /В.В.   Колесов//­   М.: «Просвещение», 2015­175с. 6. Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Беседы о русском слове / З.Н. Люстрова, Л.И. Скворцов, В.Я. Дерягин//­ М.: «Знание», 2014­144с.Дата___________, класс________ Ребята, Вашему вниманию предлагается анкета. Прочитайте внимательно вопросы.  Отметьте соответствующий Вашему мнению ответ.  Приложение 1 1. Как вы думаете, для чего нужны письма? o Чтобы общаться o Просто так o Узнавать новости о родственниках o Письма­ романтика o Поделиться информацией 2. Получали ли вы письма? o Получал o Не получал 3. Радостно ли вам было? o Да o Нет o Да o Нет 4. Писали ли вы сами письма своим друзьям, родственникам? 5. Легко ли написать письмо? o Да o Нет o Не знаю 6. Какие способы общения наиболее часто используются вами? o Сайт Вконтакте  o WhatsApp  o Skype  o Телефон o Живое общение o SMS  o Почта  7. Устраивают ли Вас используемые Вами способы связи? 8. Какие из способов общения кажутся Вам самым удобным? o Да o Нет  o Телефон o Социальные сети o Живое общение 9. Нравится ли Вам писать письма?o Да o Нет                                                       Спасибо за участие!  Приложение 2 Результаты социологического анкетирования обучающихся 9 классов (102  человека). 1. Как вы думаете, для чего нужны письма? o Чтобы общаться­ 57,1% (59человек) o Просто так­ 14,3% (24 человека) o Узнавать новости о родственниках­ 11,4% (11человек) o Письма­ романтика­ 5,7% (5 человек) o Поделиться информацией­ 2,85% (3человека) 2. Получали ли вы письма? o Получал­ 34,4%(35 человек) o Не получал­ 65,7%(67 человек) 3. Радостно ли вам было? o Да­ 68,6% (69человек) o Нет­31,4% (33человек) o Да­42,9% (43человек) o Нет­57,1% (59человек) 4. Писали ли вы сами письма своим друзьям, родственникам? 5. Легко ли написать письмо? o Да­ 17,2% (18человек) o Нет­57,1% (59человек) o Не знаю­ 25,7% (25человек) 6. Какие способы общения наиболее часто используются вами? o Сайт Вконтакте ­ 51,4% (61 человек) o WhatsApp ­ 42.9 % (50 человек) o Skype ­ 37, 1% (44 человека) o Телефон­ 34,3% (40 человек) o Живое общение­ 11,4% (13 человек) o SMS ­ 22, 9% (28 человек) o Почта ­11,4 % (13 человек) 7. Устраивают ли Вас используемые Вами способы связи? 8. Какие из способов общения кажутся Вам самым удобным? o Да­ 100% (102 человека) o Нет ­0% o Телефон­ 40% (41человек) o Социальные сети­45,7% (46 человек) o Живое общение­14,3% (15человек) 9. Нравится ли Вам писать письма?o Да­42,9% (43человека) o Нет­57,1% (59человек) Спасибо за участие!