Конспект урока по русскому языку по теме:"Имя существительное. Закрепление."

  • docx
  • 04.03.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект урока русского языка во 2 классе.docx

Конспект урока русского языка во 2 классе.

Тема урока: Закрепление. Имя существительное.

Цели урока: создать на уроке условия для совершенствования знаний об особенностях имени существительного; отработки практических навыков в написании и определении существительных; организовать деятельность учащихся по формированию универсальных  учебных действий: познавательных, личностных учебных действий, коммуникативных.

Задачи урока: формировать умение организовывать совместную учебную деятельность; развивать мышление, память, внимание, речь, пробуждать интерес к предмету; воспитывать чувство коллективизма и ответственности.

Цели урока направлены на формирование и развитие УУД

На данном уроке каждый ученик получит возможность совершенствовать и развивать:

личностные действия

  • навыки сотрудничества с учителем и сверстниками
  • мотивация к творческому труду, к работе на результат.

регулятивные действия

  • ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала;
  • умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

познавательные действия

  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

коммуникативные действия

  • готовность слушать собеседника и вести диалог;
  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

участвовать в групповом обсуждении

 

Тип урока: закрепление изученного материала.

Оборудование: - учебник «Русский язык» В.Н. Канакина, В.Г. Горецкий– 2 класс, тетради; карточки для групповой и парной работы; слова для пословицы.

Методы: репродуктивный, объяснительно - иллюстративный, коммуникативный, метод стимулирования и мотивации.

Ход урока

I. Организационный момент.

1.Слово приветствие.

2.Психологический настрой на урок

3.Работа над девизом урока

Посмотрите, пожалуйста, по сторонам соберите, пословицу, она будет девизом нашего сегодняшнего урока. ( По периметру класса расклеены слова пословицы)

Повторенье - мать ученья.

-Как вы понимаете смысл этой пословицы (Несколько раз повторишь - выучишь. Чтоб выученное не забыть, повторяй!)

«Повторение - мать ученья» - это поговорка, под которой подразумевается, что главным в учёбе является повторение. Без повторения ученье бесполезно. Отсюда и вытекает слово мать - начало, росток всего ученья, без повторенья не будет и ученья

II. Разминка пальцев.

Чтобы красиво писать, надо соблюдать определенные правила, какие они? (Правильная посадка, положение тетради и ручки)

-Кто же наши помощники в письме? (Наши пальчики)

Давайте сделаем разминку для пальчиков:

III. Минутка чистописания.

В чистописании запишите букву, которая в алфавите стоит между буквами эль и эн. Какая это буква? (эм) Вспомним написание буквы.

Дhttps://fsd.multiurok.ru/html/2020/04/01/s_5e847cb1080fc/1401881_1.png https://fsd.multiurok.ru/html/2020/04/01/s_5e847cb1080fc/1401881_2.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2020/04/01/s_5e847cb1080fc/1401881_3.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2020/04/01/s_5e847cb1080fc/1401881_4.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2020/04/01/s_5e847cb1080fc/1401881_5.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2020/04/01/s_5e847cb1080fc/1401881_6.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2020/04/01/s_5e847cb1080fc/1401881_7.pngайте информацию об этой букве. (Буква эм обозначает звук м . Это согласный непарный звонкий звук, может быть мягким или твердым, в зависимости от того какая буква стоит рядом ).

Запишите в тетради одну строку этой буквы.

Вспомните и запишите 3 слова из словаря с. 134 с буквой (эм) в начале слова. Какие слова записали? (Дети называют записанные слова)

М м

Москва, морковь, малина, медведь, мебель

IV. Орфографическая минутка.

ветер, снег, Россия, травка, река, сугроб, земля, заяц, зима.

-На какие группы по орфографическим признакам можно разделить эти слова? (Слова с непроверяемой безударной гласной, слова с проверяемой безударной гласной, слова с разделительным мягким знаком).

1.Задание по группам.

Первый ряд запишет слова с непроверяемой безударной гласной, второй- с проверяемой безударной гласной, устно подберете проверочное слово, третий ряд - слова парным согласным на конце.

2.Проверка (1. ветер, Россия, заяц; 2. земля, зима, река; 3. травка, снег, сугроб)

-Что объединяет все эти слова? (Они относятся к одной части речи. Это имена существительные, так как они отвечают на вопросы кто? или что? и обозначают предметы, явления природы, животных).

-На какие группы по грамматическим признакам мы можем разделить данные слова? (Одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные).

V. Актуализация знаний и постановка темы урока.

-О какой части речи мы с вами сейчас говорили? Было ли что незнакомо вам?

-Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Обобщение знаний об имени существительном как части речи).

-Какова же цель нашего урока? (Вспомним и закрепим свои знания о грамматических признаках этой части речи).

VI. Формирование способов практических действий.

1.Назовите времена года, которые вы знаете? (Зима, весна, лето, осень).

-Какой частью речи они являются?

1.Работа над стихотворением

-О каком времени года говорится?

Запорошила дорожки,

 Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

 И на санках прокатила.  (О зиме).

-По каким признакам вы догадались, что речь идет о зиме?

-Какое время года у нас на дворе? (Зима).

- Весна наступила, но зима в этом году никак не уступает свое место, все разбрасывает и разбрасывает свои снежинки. Вот и у нас появились слова-снежинки

2.Остались последние снежинки. Внимательно прочитаем и выберем только те слова-снежинки, которые являются именами существительными.

Бежит, Москва, яркое, круглый, спит, звенит, медведь, ворона, грач, Иван, солнце, снег, мороз, оттепель, заяц, лиса, сосульки.

-Что надо сделать, чтобы определить к какой части речи относится данное слово? (Поставить к слову вопрос)

-Какие слова называются именами существительными? ( Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопрос кто? или что? называются именами существительными).

3.Работа в паре.

- Внимательно прочитаем эти слова и подумаем, на какие две группы можем их разделить? (Слова, отвечающие на вопросы кто? или что? одушевленные и неодушевленные).

Распределите слова в две группы.

Будем работать в паре, вспомните правила работы в паре.

Кто? Что?

медведь Москва

грач солнце

Иван снег

заяц мороз

лиса оттепель

ворона сосульки

4.Проверьте свою работу.

-Какие слова в первом и втором столбике будут лишними? Почему?

( Москва, Иван - эти слова написаны с заглавной буквы, обозначают имя человека и название города. Это собственные имена существительные).

Какие еще имена существительные пишутся с заглавной буквы (названия сёл, рек, улиц, имена людей, клички животных…)

-Какие имена существительные отвечают на вопрос - кто?

-Какие имена существительные отвечают на вопрос - что?

Имена существительные, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто? (одушевленные).

Другие имена существительные отвечают на вопрос что? (неодушевленные.)

-Что ещё вспомнили об имени существительном из этого упражнения?

(Имена существительные могут быть собственными и нарицательными. Собственные пишутся с заглавной буквы, нарицательные - со строчной)

5. Работа в паре.

Слова: ручей, вьюга, лужа, мороз, солнце, снежинки.

Прочитайте слова, какой частью речи они являются?

Что вы можете сказать об этих именах существительных (Они все в единственном числе).

Измените их число.

- Какое слово вызвало затруднение? (солнце – т. к. у этого слова нет формы множественного числа)

- Обсудите с товарищем, чем отличается имя существительное в единственном числе от существительного во множественном числе?

(Существительное в единственном числе обозначает один предмет, во множественном числе – два или несколько предметов).

-Что из этого утверждения мы можем сказать об имени существительном?

(Имена существительные изменяются по числам)

-Всегда ли имена существительные изменяются по числам?

- (Нет, есть такие существительные, которые бывают только в единственном числе (солнце, смех, золото, молоко…) и только во множественном числе (ножницы, брюки, очки, дрова…)

VI. Развитие речи.

-Посмотрите на слова, составьте и запишите из них предложение.

(Слова на панно: ребята, вышли, снеговика, и, на, улицу, построили).

- Подчеркните грамматическую основу в предложении.

VII. Беседа о здоровье. (СЛАЙД 14)

Посмотрите на экран, прочтите стихотворение «Где воробей?» Р.Фархади

(Один учащийся читает вслух)

Тает снег. Журчит ручей.

Где же прыткий воробей?

Воробей крикливый где?

Он лежит в своем гнезде.

Рядом капли и микстура,-

У него температура.

Воробей скакал по лужам

И теперь лежит простужен.

-Что случилось с воробьем? Почему он простудился? Чему учит нас данное произведение?

(Надо заботиться о своем здоровье)

VIII. Обобщение по теме.

-О какой части речи мы говорим сегодня на уроке? Все ли мы вспомнили и повторили об имени существительном как части речи.

(Имя существительное, часть речи, кто?, что?, предмет, явление природы, состояние, чувства, одушевленное, неодушевленное, нарицательное, собственное, со строчной буквы, с заглавной буквы, единственное, множественное число)

IX. Оценивание  работы.

Х. Домашнее задание. с. 64 упр. 111.