Тема. Подготовка к сочинению-описанию картины В. К. Нечитайло «Материнство»
Цели: научить выбирать тип речи, выстраивать композицию, определять тему и основную мысль своего высказывания, правильно выражать свои мысли; развивать и совершенствовать речь учащихся, их творческие способности; воспитывать любовь к матери, доброту, ответственность, уважение к женщине.
Тип урока: развитие речи
Жанр урока: урок-озарение постижение тайн, экскурс в прекрасное
Оборудование: компьютер, проектор
Ход урока:
І. Организационный момент
ІІ. Мотивация. Актуализация.
Слайд 1
Звучит «Ave Marijа». Сменяют друг друга репродукции с изображением матери и ребёнка.
На фоне репродукции Рафаэля учитель читает стихотворение
Л. Татьяничевой.
Слайд 2
Учитель:
Наперекор изменчивой молве
Художники прославили в веках,
Не девушка с венком на голове,
А женщину с младенцем на руках.
Девичья красота незавершённа:
В ней нет ещё душевной глубины.
Родив дитя, рождается мадонна.
В её чертах миры отражены.
Мозговой штурм
- Какой общей темой объединены все репродукции? (Учитель помогает сформулировать тему «Материнство»)
- Что обозначает это слово?
Словарная работа
В словаре Ожегова: «1.Состояние женщины-матери. 2. Свойственное матери сознание родственной связи с её детьми».
(Во время работы с этим слайдом можно не выключать музыкальное сопровождение, только сделать тише).
Ассоциативная цепочка
· Ребята, а что вы чувствуете, когда слышите слово «материнство», какие ассоциации оно вызывает у вас?
Слайд 3
Учитель:
Что общего в изображении женщин художниками разных эпох?
(Из века в век вечно единство матери и ребёнка. Именно эта тема объединяет многие произведения).
ІІІ. Переход к теме урока
Учитель:
«Материнство» -- так назвал свою картину художник В. К. Нечитайло.
Слайд 4
Учитель:
Строго, немного печально глядит на нас этот уже немолодой, но сильный человек. Открытое широкое лицо задумчиво. Крутой лоб, упрямые скулы, прямой взгляд. Все эти черты рисуют образ мастера, обладающего волей могучей, характером недюжинным…
Вглядитесь в картину В. Нечитайло. Что общего в ней с репродукциями, которые вы уже видели? В какой момент изображены герои?
Творческое моделирование:
Попробуйте «раздвинуть» границы картины и подумайте, что предшествовало этой полной тепла и жизни сцене?
Вспомните, какова роль в речи синонимов? ( Делают речь богаче, помогают избежать неоправданных повторов)
IV. Сбор материалов к сочинению
Слайд 5
Учитель:
Попробуйте подобрать эпитеты, характеризующие мать и ребёнка, их состояние по плану.
План
1. Как смотрит мать на ребёнка?
2. Какая у матери улыбка?
3. Опишите глаза матери.
4. Как она держит своего ребёнка?
5. Насколько счастлив малыш? Как он улыбается?
6. Охарактеризуйте мгновение, которое запечатлено на картине.
(Дорогое, неповторимое, сокровенное, радостное, светлое, счастливое).
Слайд 6
Учитель:
Как часто мы произносим слово «мама», и как часто мамы остаются одинокими.
Чтение стихотворения С. Богомазова подготовленным учеником.
Мы маме так редко приносим букеты,
Но каждый так часто ее огорчает —
А добрая мама прощает все это,
Красивая мама все это прощает.
Под грузом забот не сгибаясь,
Она выполняет свой долг терпеливо —
Красива по-своему каждая мама —
Любовью своей материнской красива.
Учитель:
Мы сегодня говорим о единстве матери и ребёнка, которое питается любовью матери. И эту неразрывную связь сумел запечатлеть в своей картине В. Нечитайло.
V. Составление примерного плана к сочинению.
Слайд 7
VI. Итог
Вывод. Обобщение.
Рефлексия:
- Какая у тебя мама?
- Что ей нравится больше всего?
- За что ты хотел бы попросить у неё прощения?
- Что ты ей скажешь сегодня, когда вернёшься со школы?
VI. Домашнее задание.
Написать сочинение по картине В. Нечитайло «Материнство».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.