Тема: «Правописание глаголов в прошедшем времени»
Класс:
4а
Тип урока: урок закрепления знаний
Вид урока: комбинированный
Дата проведения: 20.04.18
Цель: создать условия для систематизации
знаний о правописании глагола в прошедшем времени.
Задачи:
Образовательные:
· Систематизировать знания учащихся о глаголе.
· Познакомить с правилом правописания безударного суффикса перед суффиксом -л в глаголах прошедшего времени.
· Учить правильному написанию глаголов в прошедшем времени.
Развивающие:
· Продолжать развитие приемов логического мышления: сравнения, анализа, классификации.
· Развивать орфографическую зоркость, память, речь в соответствии с языковыми нормами.
· Учить формулировать учебную задачу.
Воспитательные:
· Воспитывать любознательность, внимательность к родному языку;
· Воспитывать интерес к учению, желание и умение учиться;
· Воспитывать аккуратность при работе с учебником, тетрадью.
Оборудование
и материалы:
1.
Учебник - Русский язык. 4 класс, 2 часть Канакина
В.П., Горецкий В.Г.
2. Интерактивный комплекс.
3. Раздаточный материал (каточки для самостоятельной работы).
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Примечания |
1. Орг. момент. Этап мотивации к учебной деятельности (1 мин) |
- Доброе утро, ребята! Прежде, чем начать урок, проверим вашу готовность. Посмотрите, лежит ли у вас на парте: - Дневник, учебник, рабочая тетрадь, пенал с письменными принадлежностями. Садитесь. - Меня зовут София Олеговна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. |
Приветствуют
учителя, друг друга. |
|
2. Актуализа-ция знаний (5-7 мин) |
- Начнём урок со словарного диктанта. Для этого откройте рабочие тетради. - Запишите дату. Сегодня Двадцатое апреля. Классная работа. Записывать слова нужно в строчку. Приготовьтесь, слушайте внимательно. Смотрели, весёлый, лежал, весенний, сосульки, бегут, гололёд, почернело. - На какие три группы можно распределить эти слова?
- Что такое глагол?
- Верно. А на какие группы можно разделить глаголы?
- Какие глаголы относятся к настоящему времени? - Как вы это определили?
- Какие глаголы относятся к прошедшему? Докажите своё мнение.
|
Имена сущ., имена прил., глаголы. Это часть речи, которая отвечает на вопросы: что делать? что сделать?, обозначает действие предмета.
Настоящего и прошедшего времени.
бегут Отвечает на вопрос: что делают?
смотрели, лежал, почернело. Отвечают на вопросы: Что делали? Что делал? Что …? |
Проверка по эталону на слайде. |
3. Формулирование темы. Целеполагание (3 мин) |
- Как вы думаете, над какой темой мы продолжим работать сегодня на уроке?
Абсолютно верно тема нашего урока звучит так: Правописание глаголов в прошедшем времени. Сформулируйте цель урока. |
Мы продолжим работать над правописанием глаголов в прошедшем времени.
Мы должны повторить всё, что нам известно о глаголах в прошедшем времени и узнать о них новые сведения. |
|
4. Планирование (4-5 мин) |
- Какие задачи поставим на урок? 1. Повторить/закрепить… 2. Узнать… 3. Выполнять…
4. Учиться… 5. Быть…
- Скажите, можно ли поставленные задачи назвать планом работы на уроке? - Что поможет нам в реализации намеченного плана? А кто поможет? |
знания о глаголе. новое по этой теме задания, упражнения. слушать и слышать внимательными, аккуратными, доброжелательными.
Можем
Учебник Учитель, одноклассники. |
|
5. Основная часть (18 мин)
|
Приступим к реализации намеченного плана. - Скажите, как образуются глаголы прошедшего времени?
Докажите это. Образуйте прошедшее время от глагола освободить. (устно)
- А сейчас мы проверим, верно ли вы образовали глаголы. Откройте учебник на странице 113, обратите внимание на упражнение 239. - От какой формы глагола мы образовывали прошедшее время? - С помощью какого суффикса? А теперь сравните написание букв перед суффиксами –ть и –л. Значит, какой вывод можно сделать?
- Изучите и прочитайте материал рубрики «Обрати внимание». - Правильный ли вывод мы сделали? - Запишите новое словарное слово в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните орфограмму. - Что такое свобода? (посмотреть в толковом словаре) Упражнение 240. Прочитайте задание. Посмотрите на образец, прочитайте. Есть вопросы? Маша начнет выполнять это задание у доски с комментированием, остальные у себя в тетради. (2 слова) Продолжай выполнять у себя в тетради. Обоснование написания: в неопределённой форме глагола слышать перед -ть пишется буква а (это глагольный суффикс), значит, эта буква а (этот суффикс) сохранится и в формах прошедшего времени, поэтому перед суффиксом -л- также надо написать букву а (слышала). |
От основы неопределенной формы глагола, при помощи суффикса -л и родовых окончаний –о, -а, -и во мн. ч.
освободил, освободила, освободило, освободили.
Они одинаковые
В глаголах прошедшего времени перед суффиксом –л пишется та же буква, что и перед суффиксом –ть в глаголах неопределенной формы.
СВОБОДА воля, независимость
(Взаимопроверка) |
|
Физминутка |
Игра
“Глагольный футбол”. Лежало на пути бревно, И то бревно перешагнул. Мешало путникам оно. А третий путник промолчал. Один сказал: - Нехорошо! Он с виду был и хил и мал. Сказал и знай себе пошёл. Он молча скинул полушубок Второй взглянул, потом вздохнул И в сторону бревно убрал. |
|
|
Резерв |
Продолжаем работать. Страница 114, упражнение 241. Прочитайте текст самостоятельно.
Где проходили Олимпийские игры?
Кто в них участвовал?
В чём состязались юноши?
Почему обычай проводить Олимпийские игры был для греков священным?
Запишите в тетрадь ответы на 1,2,3 вопрос. У вас должно получиться 3 предложения. |
Олимпийские игры проходили в долине около города Олимпии. В олимпийских играх участвовали сильные, ловкие, быстрые юноши. Юноши состязались в борьбе, беге, метании диска и молота.
Потому что в день начала Олимпийских игр прекращались все войны. |
|
6. Подведение итогов (2 мин) |
- Какую цель каждый поставил в начале урока?
- Что повторили сегодня на уроке?
- Как определить, какой суффикс нужно писать перед суффиксом –л в глаголах прошедшего времени.
|
Мы должны повторить всё, что нам известно о глаголах в прошедшем времени и узнать о них новые сведения.
Что такое глагол, как образуется форма прошедшего времени.
Нужно «поставить» глагол в неопределенную форму и написать ту же букву, которая «стоит» перед суффиксом –ть. |
|
Домашнее задание (3 мин) |
- Страница 114, упражнение 242 в учебнике. Прочитайте задание (нужно составить текст и приготовиться его рассказать). - Есть вопросы по выполнению домашней работы? |
|
|
7. Рефлексия (2 мин) |
Продолжите фразу: Сегодня я узнал… было трудно… я понял, что… теперь я могу… я научился… у меня получилось … я попробую… - На уроке отлично работали …, хорошо … Остальным нужно быть более активными и внимательными. - Спасибо за работу на уроке. |
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.