Тема урока: Род имени существительного.
Тип урока: открытие нового знания.
Цель урока:
-познакомить с грамматическим признаком имён существительных – родом;
-сформировать умения верного определения рода имени существительного в единственном числе;
Задачи:
-развивать умение видеть в словах орфограммы, формировать орфографическую грамотность, обосновывать условие выбора;
-развивать умение работать в парах, развивать навыки контроля и самоконтроля;
-развивать речь детей, словарный запас, мышление.
-научить определять род имён существительных;
-продолжить работу над формированием навыка грамотного письма, орфографической зоркости.
-воспитывать любовь к русскому языку, потребность пользоваться языковым богатством.
Формируемые УУД:
Личностные УУД:
установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение.
Познавательные УУД:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний.
Регулятивные УУД:
целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.
Коммуникативные УУД:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Оборудование:
Учебник «Русский язык», рабочая тетрадь , тетрадь с печатной основой, мультимедиапроектор, экран , карточки, памятки для запоминания рода имен существительных.
Ход урока.
1.Организационный момент.
- Ребята, сегодня у нас на уроке гости, давайте поприветствуем гостей. Начинаем урок русского языка. Сегодня нам предстоит большая кропотливая работа. Вы должны быть очень внимательными, помогать друг другу.
2. Мотивация к учебной деятельности.
- Послушайте строки:
Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметов.
- О какой части речи это стихотворение?
- Какая часть речи называется именем существительным?
- Что же мы уже знаем об этой части речи?
- Какие же ещё тайные уголки откроет перед нами имя существительное?
- Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по стране ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. Во время путешествия вам надо быть очень внимательными.
- Ребята, у вас на партах есть карточки на которых записаны слова, подчеркните имена существительные.
Сорока, собираться, стакан, с, снегирь, сахар, светлый, светить, собака.
-С какой буквы начинаются все слова?
- Каким звуком обозначается? Давайте дадим характеристику этому звуку.
1. Минутка каллиграфии – Сс ся см сл ст
2. Выпишите имена существительные в тетрадь, подчеркните орфограмму в этих словах.
-Какая орфограмма нам здесь встретилась?
- На какие две группы можно разделить эти слова?
- Назовите одушевлённые имена существительные, (КТО? сорока, снегирь, собака)
неодушевлённые имена существительные (ЧТО? стакан, сахар).
3. Актуализация знаний.
1. Запишите под диктовку. (Один ученик пишет на доске и указывает орфограммы.)
Река, Киев, солнце, пирог, животное, мыши, Волга, площадь, Алексей.
2. На какие две группы можно разделить слова? ( собственные и нарицательные)
3. Какое слово здесь лишнее?
- Итог, что мы откроем секрет ещё один.
4. Постановка учебной задачи.
- Ребята, теперь разделите эти существительные на три группы.
- Вы сможете сделать задание?
- Почему? В чём затруднение? (Не хватает знаний)
- Какой возникает вопрос? (По какому признаку можно разделить слова)
- Где мы можем об этом узнать? (В учебнике, спросить учителя). Ребята, я вам дам маленькую подсказку. Ребус.
шаР + зОнт + Душ = РОД
На доске: Род имён существительных.
-Вот тема нашего урока.
5.«Открытие» учащимися новых знаний
- Как вы понимаете слово «род»? Давайте обратимся к справочнику и прочитаем в нём значение этого слова. Род - это семья, родня.
- Сегодня мы узнаем, какая родня у имени существительного.
- Давным-давно Имя Существительное путал своих родственников, т.к. они были очень похожи. Однажды он издаёт указ: « Кто узнает «секрет» как их различить, тот будет награждён». Услышали про это муж и жена из другого города. Муж набрал много слов и сказал: « Пусть они будут мои». Жена тоже схватила слова себе и сказала: « Мои». А все остальные остались на середине – лишние. Пришли жадные муж и жена к существительному и говорят:
- Вот ключ к моим словам, и говорит: «ОН, МОЙ».
- А вот ключ к моим словам, и говорит: « ОНА, МОЯ».
- Как назвать род слов мужа? А род слов жены? Как назвать род слов посередине?
Какой ключ к ним? Существительное наградил мужа и жену за работу, сказал:
« Спасибо». С тех пор Существительное не путает род и говорит:
Женский род запомню я
И скажу: « Она-моя».
И запомню род мужской
И опять скажу: « Он-мой».
Средний род: « Оно-моё».
Это правило – моё!
- Теперь это правило и ваше, Существительное вам его дарит. Обратимся к словам. На какие три группы можно разделить их?
-Какие слова – помощники помогают определить род?
- Как же определить род имен существительных?
(Надо подставить слова – помощники и с помощью их определить род)
- Попробуем? (Ребята подставляют слова-помощники к словам на доске и определяют род) (Слова –помощники на карточках)
- Давайте подытожим наше открытие.
- В учебнике написано правило об определении рода существительных. Мы сейчас попробуем провести экспертизу. (Учащиеся читают правило в учебнике) Стр.25.
- Как вы думаете, данный текст подтверждает наши выводы?
- А чего мы не знали?
6. Физминутка.
- Я сейчас буду читать слова, а вы должны выполнять задания
Если это слово относится к мужскому роду- руки вперёд, если к женскому роду –присели, если к среднему потопали.
Стол, книга, карандаш, окно, ручка, пенал, тетрадь, облако, дверь, телефон, дерево.
7. Первичное закрепление.
Работа по учебнику с.25,упражнение 39.
-Выделите окончания.
- Сейчас мы с вами узнаем еще один секрет имен существительных. Посмотрите на окончания слов и скажите, какие родовые окончания имеют существительные ж.р.? м. р.? Ср. р.?
- Обратимся к учебнику стр.26. « Обратите внимание». Прочитали.
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Работа по карточкам.
- Сейчас я предлагаю вам проверить свои знания. Игра «Кто самый внимательный?»
- Запишите слова в три столбика и вставьте буквы.
(После выполнения учащимися задания, учитель открывает образец со словами )
-Сверьте с образцом свою работу.- Давайте подведем итоги.
-У кого нет ошибок?
-В каком слове допустили ошибку?
9. Включение новых знаний в систему знаний и повторение.
Составить и записать словосочетания из слов, данных слева и справа от линии, определить род имен сущ., выделить изученные орфограммы.
10. Рефлексия.
- Вспомним, какова была наша цель? Достигли мы ее?
- Расскажите, как определить род имен существительных?
Работа с электронным приложением.
11. Домашнее задание.
Выучить правило об определении рода имен существительных, знать родовые окончания имен сущ. стр. 25, 26, № 41
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.