Конспект урока по русскому языку "Склонение имён существительных" 3 класс
Оценка 4.9

Конспект урока по русскому языку "Склонение имён существительных" 3 класс

Оценка 4.9
docx
20.01.2020
Конспект урока по русскому языку "Склонение имён существительных" 3 класс
Русский язык.docx

Русский язык. Урок открытия нового знания. Открытый урок. 3 класс.

Тема урока «Склонение имен существительных».

Цели:

1. Дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе.

2. Учить различать склонение имен существительных и подбирать соответствующие имена существительные.

3. Развивать логическое мышление на основе выполнения логических операций (анализ – синтез, классификация), наблюдательность.

4. Воспитывать познавательный интерес, умение общаться, сотрудничать.

Формирование УУД:

1.      Личностных УУД:

а) Самоопределения на этапе решения учебной проблемы (при определении цели работы, которую будут выполнять)

б) Смыслообразования на этапе постановки учебной задачи (при установке связи между целью учебной деятельности и ее мотивом)

2. Регулятивных УУД:

а) Развитие целеполагания на этапе постановки учебной задачи (при соотнесении того, что уже известно, и каких знаний еще не хватает для решения учебной задачи)

б) Развитие планирования и осознания своего способа деятельности на этапе составления памятки (при составлении памятки)

в) Развитие самоконтроля на этапе овладения способом действия (при выполнении упражнения, сравнивая свой способ действия с памяткой)

г) Рефлексия на этапах постановки учебной задачи (при осознании того, что известно, и что ученик еще не знает), при подведении итогов (при рефлексивной оценке)

3. Познавательных УУД:

Общеучебных УД:

а) Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить

б) Самостоятельное создание алгоритмов деятельности ;

в) Развитие знаково-символических действий на этапе открытия нового знания

Логических УД:

Развитие логического мышления при обработке логических операций:

а) Анализа объектов с целью выделения признаков

б) Синтеза как составления целого из частей

в) Классификация объектов (при разделении слов на группы)

г) Выбор оснований и критериев сравнения

д) Построение логической цепи рассуждения при составлении памятки

е) Выдвижение гипотез и их обоснование

ж) Доказательство

Постановка и решение проблемы:

а) Формулирование проблемы на этапе постановки учебной задачи

б) Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на этапах открытия нового знания и включения нового знания в систему знаний.

4. Коммуникативных УУД:

а) Планирование учебного сотрудничества (определение цели, способов взаимодействия)

б) Постановка вопросов (сотрудничество  в поиске и сборе информации)

в) Управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий

г) Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

 

1. Оргмомент. Мотивация.

- Ребята, сегодня у нас на уроке гости. Давайте поздороваемся с ними.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

- Ребята, начать наш сегодняшний урок я хочу с пословицы. Прочитайте её про себя.

 

СЛАЙД

«Лучше нет дружка, чем родная матушка».

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Почему наш урок я начала с этой пословицы? Какой праздник приближается?

(День Матери)

- На праздник принято дарить подарки. Вы уже приготовили открытки, рисунки, выучили стихи.

- Как вы думаете, какой подарок от вас будет самым желанным для мамы?

( Хорошая учёба)

- Чтобы хорошо учиться, нужны знания. И наш сегодняшний урок – это урок открытия новых знаний.

- Начнём наш урок, как всегда, с минутки чистописания. Как вы думаете, какую букву мы будем сегодня писать и почему?

(Букву «М» - с этой буквы начинается слово «мама»).

М М М Мо Ма Мо Му м м м ма ми му

 

2.Актуализация.

- Прежде чем открывать новые знания мы должны повторить то, что мы уже знаем.

- Запишите словарные слова на букву «М» (под диктовку)

Магазин, малина, медведь, молоко, мороз, морковь, Москва.

Проверьте по образцу.

 

СЛАЙД

Магазин, малина, медведь, молоко, мороз, морковь, Москва.

 

- Какой частью речи являются эти слова? ( Существительные)

- Как вы это определили? (Все эти слова отвечают на вопросы кто? что? обозначают предметы

- Как определить падеж существительного? (По вопросу и предлогу)

- У какого падежа не бывает предлогов? ( У Именительного)

- Форма какого падежа является начальной? ( Именительного)

 

3.Создание проблемной ситуации.

- Ребята, (вы знаете, когда отмечают? ) День Матери отмечают в последнее воскресенье ноября. За окном уже мороз, часто бывает вьюга, метели, но мы своим теплом и любовью согреем наших мам.

- Прочитайте предложение.

 

СЛАЙД

По улице, по площади гуляет вьюга белая.

- Определите род и падеж выделенных слов.

( улица – ж.р., гуляет (по кому? чему?) по улице. Д.п.

площадь – ж.р., гуляет (по кому? чему?) по площади. Д.п.)

 

4. Формулирование проблемы.

- Ребята, обратите внимание: у существительных « улица» и « площадь» одинаковый род, одинаковый падеж, одинаковые предлоги, а окончания - разные.

- Как вы думаете почему? (Ответы детей)

- Какой возникает вопрос?

(Почему у существительных разные окончания в одинаковых падежах?)

- Чтобы ответить на этот вопрос, давайте проведём исследование.

 

5.Открытие нового знания.

- На прошлых уроках мы изменяли существительные по команде вопросов. Положите перед собой листы с этой работой .

Начнём наше исследование с существительных верхнего ряда.

- Прочитайте первые два существительных. (Скала, земля)

- Определите род этих существительных и окончание в И.п. (Почему в И.п.?)

- Итак, СКАЛА – ж. р. окончание – а, ЗЕМЛЯ – ж.р. окончание – я.

 

(Учитель прикрепляет карточки «женский род» и «-а», «-я» к доске)

Сравните падежные окончания этих существительных .

ВЫВОД : у существительных женского рода с –а, я падежные окончания одинаковые.

 

- Прочитайте следующие два существительных. (Слуга, Илья)

- Определите род этих существительных и окончание в И.п.

- Итак, «слуга» – м. р., окончание – а, «Илья» – м.р., окончание – я.

Сравните падежные окончания этих существительных.

ВЫВОД : у существительных мужского рода с –а, я в нач. форме, падежные окончания одинаковые.

 

(Учитель прикрепляет карточки «мужской род» и «-а», «-я» к доске)

 

Сравниваем: скала – слуга, земля – Илья

ВЫВОД : у существительных мужского и женского рода с –а, я в нач. форме , падежные окончания одинаковые.

 

(Учитель объединяет карточки в одну группу. Аналогично сравниваются остальные группы слов).

 

- Сколько получилось групп существительных с одинаковыми падежными окончаниями?

( Три)

- Какие существительные вы отнесете в первую группу?

( Существительные женского и мужского рода с окончаниями - а,-я).

- Во вторую?

(Существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием – о, - е)

- В третью?

(Существительные женского рода с нулевым окончанием и мягким знаком на конце)

 

- Давайте сверим свой результат с правилом в учебнике, и узнаем научное название этих групп. Учебник стр. 118

- Итак, как называются группы существительных с одинаковыми падежными окончаниями. (Склонение)

(Учитель прикрепляет к доске карточки с названием групп существительных: «1склонение», «2 склонение», «3 склонение»).

 

- Сформулируйте тему нашего урока. («Склонение имён существительных»)

 

СЛАЙД

Тема: «Склонение имён существительных»

 

Цель нашего урока? (Научиться определять склонение существительных)

- Итак, по каким признакам определяют склонение существительного?

( По роду и окончанию в И.п.)

 

Физминутка.

 

Составление алгоритма определения склонения имени существительного.

 

- Вернёмся к предложению, с которого мы начали урок.Теперь вы можете объяснить, почему у слов улица и площадь в одинаковых падежах разные окончания?

(Эти существительные относятся к разным склонениям: улица – 1 скл., площадь – 3 скл).

- Как вы определили склонение имени существительного?

- Давайте составим алгоритм. Что мы должны определить в первую очередь?

( Определить род существительного).

 

(Учитель на доске выставляет части алгоритма).

 

- Дальше? (Выделим окончание).

- Что останется определить? (По роду и окончанию определить склонение).

 

6.Первичное закрепление.

Работа в группах.

А сейчас, пользуясь алгоритмом, распределим слова в три столбика по склонениям.

(Ответственные в группах наклеивают слова в таблицу)

Тень, картина, дядя, утро, ночь, конь.

Ответственные у доски обосновывают правильность распределения слов.

 

СЛАЙД

В печи стоит картошка

С топлёным молоком.

 

- Мне нужно определить склонение слова «в печи». Но существительных с окончанием –и нет ни в одном склонении.

- Что надо сделать? (Поставить в начальную форму)

- Итак, какой пункт мы не включили в алгоритм ? (Поставить существительное в начальную форму)

 

(Учитель на доске выставляет недостающий пункт алгоритма).

- Как вы думаете, каким по счёту он должен стоять?

(На доске появляется последовательность пунктов алгоритма).

 

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- А сейчас поработаем самостоятельно.

Карточки.

Спишите. В скобках укажи склонение существительных.

 

Ночь (__). Вокруг тишина (___).

Ручеёк (__) лишь журчит.

Своим блеском (__) луна (___)

Всё вокруг серебрит.

 

Проверка по образцу.

СЛАЙД

Ночь (3скл.). Вокруг тишина (1 скл.).

Ручеёк (2 скл.) лишь журчит.

Своим блеском (2 скл.) луна (1 скл.)

Всё вокруг серебрит.

 

8.Включение в систему знаний.

- А сейчас повторим и закрепим изученное.

Карточки

1.Подберите к словам антонимы и определите их склонение.

- Какие слова называются антонимами? ( Слова одинаковой части речи с противоположным значением)

Ночь - ____, лето - ____, радость - ______, добро - ____.

 

2.Подберите к словам синонимы и определите их склонение.

- Какие слова называют синонимами?

Путь - _____, зной - ______, суша - ______, азбука - ________, собака - _______.

 

3.Подберите однокоренное слово другого склонения.

Мышь - ______, ёлка -_______, отец - ________

 

Найдите лишнее слово в строке и подчеркните его.

 

Бабушка, брат, мама.

Ночь, конь, боль.

Плащ, село, мышь.

 

9.Рефлексия учебной деятельности.

- Подведём итоги нашего урока.

- Какова была тема нашего урока? (Склонение имён существительных).

- Какую цель мы ставили перед собой? (Научиться определять склонение существительных).

- Достигли ли мы своей цели? (Да).

- Заполните листы самооценки, поставьте знак + или -

(Ученики заполняют листы самооценки)

 

10.Домашнее задание.

Выучить правило на стр. 118, составить и записать несколько предложений с существительными разных склонений.

 

Конспект урока по русскому языку "Склонение имён существительных" 3 класс

Конспект урока по русскому языку "Склонение имён существительных" 3 класс

Конспект урока по русскому языку "Склонение имён существительных" 3 класс

Конспект урока по русскому языку "Склонение имён существительных" 3 класс

Конспект урока по русскому языку "Склонение имён существительных" 3 класс

Конспект урока по русскому языку "Склонение имён существительных" 3 класс

Конспект урока по русскому языку "Склонение имён существительных" 3 класс

Конспект урока по русскому языку "Склонение имён существительных" 3 класс

Конспект урока по русскому языку "Склонение имён существительных" 3 класс

Конспект урока по русскому языку "Склонение имён существительных" 3 класс

Конспект урока по русскому языку "Склонение имён существительных" 3 класс

Конспект урока по русскому языку "Склонение имён существительных" 3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2020