Конспект урока по русскому языку "Слова, обозначающие признак предмета"
Оценка 4.7

Конспект урока по русскому языку "Слова, обозначающие признак предмета"

Оценка 4.7
Документация +1
docx
русский язык +2
3 кл
21.02.2024
Конспект урока по русскому языку "Слова, обозначающие признак предмета"
Как учить выделять в речи слова, обозначающие признак предмета
Конспект Русс язык 19.02 слова признаки.docx

Дата: 19.02.2024

Тема: Слова, обозначающие признак предмета.

Тип: Урок изучения нового материала.

Цель: Учить выделять в речи слова, обозначающие признак предмета.

Задачи:

Образовательные - формировать умение ставить вопрос к слову, обозначающему признак предмета.  Учить подбирать к словам-названиям предметов названия их признаков. Закреплять навыки слогового анализа.

Коррекционно-развивающие – работать над развитием связанной устной и письменной речи, развивать логическое мышление учащихся, работать на коррекцией зрительного и слухового восприятия, развивать зрительное внимание и зрительную память.

Воспитательные – воспитывать навыки учебного поведения; активизировать воображение и фантазию детей, воспитывать аккуратность при выполнении заданий.

Формы работы на уроке: Фронтальная. Работа в парах. Самостоятельная.

 

Ход урока

1. Орг. момент. Психологический настрой.

 Вот и прозвенел звонок, начинается урок.
 Все друг к другу повернитесь, улыбнитесь.
 Улыбнитесь мне, гостям!
 Мы хороший дружный класс, Всё получится у нас!

 

Рапорт дежурного. (Сегодня 19 февраля, понедельник, вчера было 18 февраля – воскресенье, завтра будет 20 февраля- вторник. Время года –зима, до весны осталось 10 дней. Сегодня пасмурно, безветренно, без осадков. На уроке русского языка присутствуют 9 человек, 3 отсутствуют по болезни.)

 

2. Мобилизующий этап.

·     Артикуляционная гимнастика: Губы: улыбка, трубочка. Язык: лопатка, иголочка.

·     Подготовка руки к письму. Пальчиковая гимнастика (Два-один, пистолетик, мячик)

·     Проверка правильности посадки, правильного удержания ручки при письме.

Запишите в тетрадях Число, Классная работа.

·     Чистописание: буква О

-Сегодня на чистописании мы напишем букву, но сначала отгадайте ее:

В этой букве нет угла, От того она кругла, Покатиться бы могла. Показ буквы Оо.

 

Слайд 1.Посмотрите на экран (Анимированные буквы). Из какого элемента состоит буква О. Овал. Пропишите овал в воздухе левой рукой, правой рукой, двумя руками.

 

Показ образца написания буквы учителем на доске с объяснением:

-Внимательно смотрите и слушайте объяснение. Начинаю писать чуть выше нижней линии рабочей строки, пишу начальное закругление вправо(улыбочку), касаясь нижней линии, введу вверх короткую наклонную линию, делаю закругление влево в середине межстрочного пространства, не отрывая руки пишу короткую наклонную линию вниз, довожу до первого элемента.

 

Работа в тетради:

-Пропишите у себя в тетрадях заглавную и стрОчную буквы Оо три раза, обратите внимание, откуда начинаете писать. Письмо учащихся буквы О в тетради.

-Напишите слоги: од, ом, ок (соединение букв среднее, нижнее, верхнее – рука дружбы)

 

Самоанализ письма: Подчеркните самую красивую букву Оо и слог, которые у вас получились.

-Назовите животное на букву О, имя, растение (олень, орёл, осьминог, оса, Оля, Оксана, Олеся, Олег, обезьяна, одуванчик, огурец, орех, осина)

 

Словарная работа.

    -Посмотрите на картинки. Назовите каждый предмет (хором). Назовите все предметы одним словом. Одежда-это обобщающее слово хором).

Что означает это слово? Прочитаем в толковым словаре. Значение слова «одежда» - это изделия (чаще из ткани, меха), которыми покрывают тело.

    -Прочитаете хором слово Одежда. Задайте вопрос к слову. Открыли коробку и спрашиваем Это Что? Одежда. Поставте ударение. Какие слова отвечают на вопрос Что? На вопрос Что отвечают слова, обозначающие неживой предмет.

    -Какую букву в слове надо запомнить? Это орфограмма. Посмотрите, как пишется слово Одежда. Запишите. Выделите гласные и согласные звуки. Подчеркните орфограмму –это буква О, её надо запомнить. А если забыли как писать, где можно посмотреть? в Орфографическом словаре.

 

Сделаем звукобуквенный разбор этого слова:

    -Читаю слово Одежда. Ставлю ударение одЕжда. В слове одежда -В этом слове 6 звуков, 5 букв, 3 гласных ,3 согласных звука, в слове 3 слога, потому что 3 гласных. Сколько гласных, столько и слогов. О-деж-да. Прохлопаем по слогам.

   -Начертите схему этого слова, указав твёрдые и мягкие согласные   /*/=*-/-*/     Придумайте предложение со словом Одежда. Сколько слов в вашем предложении (Мне купили новую одежду для школы? В магазине продают спортивную одежду. У меня много старой одежды! Мама стирает папину одежду. В шкафу аккуратно сложена зимняя одежда.). Запишите схему предложения на доске.

 

3. Мотивационно-целевой этап.

    Актуализация основного содержания прошлых уроков.

-На прошлых уроках мы говорили на какие вопросы отвечают слова, обозначающие предметы. Если предмет живой, мы ставим вопрос (Кто? – дети, учитель), если предмет неживой, мы ставим вопрос Что?- парта, мел). Учились ставить вопросы к названиям действий. Тетрадь (что делает?) лежит, Антон (что делал?) писал. Как в предложении мы подчеркиваем предмет (одной чертой), а действие предмета? (двумя чертами) Эти знания вам сегодня пригодятся.

 

Работа по теме урока. Объяснение нового материала.

-Полина, иди к доске. У вас у всех есть мячи. Принеси мне, пожалуйста, мячик. Ученица приносит мяч. Полина, извини, но я не этот хотела мяч. Что ты на этом мне ответишь? -А какой? -Принеси мне жёлтый мячик. Спасибо.

-Какое слово помогло Полине выполнить мою просьбу? Жёлтый. Из всех мячей она выбрала Какой? – жёлтый (ХОРОМ мяч какой? -жёлтый).

А ещё этот мяч какой? (маленький, круглый, твёрдый, пластмассовый)

 

-При помощи этих слов мы описали мяч, указали его точные признаки

 «По размеру КАКОЙ?-маленький, по форме КАКОЙ? круглый, по качеству КАКОЙ? твёрдый, по материалу КАКОЙ -пластмассовый-материал, по цвету КАКОЙ жёлтый» ( Название признаков и вопроса на доске)

 

 Попробуем назвать слова-признаки других предметов?

 Тетрадь КАКАЯ?-зелёная, тонкая, прямоугольная, бумажная.

 Окно КАКОЕ? большое, чистое, прямоугольное, школьное, белое, деревянное

 Дети КАКИЕ? Весёлые, умные, дружные, счастливые.

 

 На какие вопросы мы задавали к Словам-признакам? Они отвечают на вопрос какой, какая, какое, какие? Зачем они нам нужны? Для уточнения. хором

    Послушайте два предложения и скажите какой из них вам нравится больше: (показ картинок)             Котёнок мяукает.

                    Пушистый рыженький весёлый котёнок мяукает.

    Почему второе предложение понравилось больше? Оно красИвее. В первом предложении КАКОЙ котёнок. Мы не знаем. А во втором предложении КАКОЙ котёнок? (Пушистый, рыженький, весёлый) Слова признаки дружат только со словами предметами. Для чего же ещё нам нужны эти слова? Они украшают нашу речь.

 

4.Физминутка. А сейчас мы немного поиграем. Встаем из-за парт, и внимательно слушаем, если я назову признак, который относится к зайцу – вы подпрыгнете, если к лисе, то присядите.

Этот зверь косой, рыжий, белый, хитрый, длинноухий, ловкий, осторожный.

 

Работа по учебнику.

Откроем учебник на стр.28 и прочитаем правило. На какие е вопросы отвечают слова названия признаков предметов (ХОРОМ). Приведите свои примеры. (часы, мел, доска)

 

    5. Кинезиологические упражнения.

Слова признаки мы будем подчеркивать волнистой линией. На что похожа волнистая линия?(змея, дорожка) Проведите в воздухе волнистую линию. У вас есть проволока, согните её так, чтобы получилась волнистая линия…Верёвочку выложите на парте как волнистую линию…

Проверка правильности посадки, удержания ручки, положение тетради на парте.

6. Подготовка руки к письму. Пальчиковая гимнастика.

Работа в тетради, у доски. Стр.29 упр.5

Яблоко (какое?) зеленое, круглое, кислое. (У доски Полина)

Банан (какой?) жёлтый, изогнутый, сладкий (У доски Богдан)

Вишня (какая?) красная, круглая, сочная (У доски Иван)

Подчеркните волнистой линией слова признаки в тетради карандашом.

 

Кинезиологические упражнения.

Кулак, ребро, ладонь. Ухо-нос-хлопок. Лайк-дизлайк. Лайк-ладошка. Зайчик-коза-вилка.

Физминутка. Упражнение “Глазки”

Чтобы зоркость не терять, нужно глазками вращать.

Вращать глазами по кругу сначала в одну сторону, а потом в другую (по 6 раз).

                                                                           

7. Обобщение и систематизация знаний.

Индивидуальная работа в тетрадях.

-Попробуйте узнать животных, только по словам-признакам:

Бурый, косолапый, неуклюжий (медведь)

Серый, зубастый, голодный (волк)

-Какие слов помогли вам узнать зверя ? слова признаки.

-Составим и запишем предложение про волка. Серый волк бегает по тёмному лесу.

Подчеркните предмет, действие и признак предмета. Составьте схему предложения.

 

8. Рефлексивно-оценочный этап.

-О каких словах сегодня мы говорили? Слова, обозначающие признак предмета.

-По каким признакам учились описывать предметы? Цвет, размер, вкус…

-На какие вопросы отвечают признаки предметов?

 -Как подчёркиваются в предложении?

 -Для чего нужны нам эти слова признаки? (для красоты речи, для уточнения речи)

 - Где в жизни вам может пригодиться умение описывать предмет? (разгадывать   загадки «Круглое, румяное, Я расту на ветке. Любят меня взрослые, И маленькие детки». Ответ (Яблоко)

   - Назовите слова-признаки, а я запишу только первую букву слова:

М – руки в мыле (мыльные)

О – бывает нож (острый)

Л – можно сказать про кошку (ласковая)

О – великан какой (огромный)

Д –хороший человек (добрый)

Ц – радуга какая (цветная)

Ы – эта буква только строчная)

-Прочитайте, какое получилось слово? (молодцы) Это моя оценка вашей работе на уроке.

 

9. Самооценка детьми процесса работы.

     Оцените вы свою работу, поднимите маячок. Красный сигнал маячка - Старался, у     меня все получилось. Зелёный сигнал маячка-Старался, но были ошибки. 

 

10. Домашнее задание.

Задание на дом упр.2 стр.28. Надо выписать названия признаков сосульки, подчеркнуть их волнистой линией.

 

Вы замечательно потрудились. Наш урок завершен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока

По русскому языку

«Слова, обозначающие признак предмета»

В 3 а класссе

 

 

 

 

 

 

                                                                 Учитель: М.В.Благословенная

 

 

 

                                                   Февраль 2024


 

Дата: 19.02.2024 Тема: Слова, обозначающие признак предмета

Дата: 19.02.2024 Тема: Слова, обозначающие признак предмета

В этой букве нет угла, От того она кругла,

В этой букве нет угла, От того она кругла,

Сделаем звукобуквенный разбор этого слова: -Читаю слово

Сделаем звукобуквенный разбор этого слова: -Читаю слово

КАКОЙ жёлтый» ( Название признаков и вопроса на доске)

КАКОЙ жёлтый» ( Название признаков и вопроса на доске)

Проверка правильности посадки, удержания ручки, положение тетради на парте

Проверка правильности посадки, удержания ручки, положение тетради на парте

О – бывает нож (острый) Л – можно сказать про кошку (ласковая)

О – бывает нож (острый) Л – можно сказать про кошку (ласковая)

Конспект урока По русскому языку «Слова, обозначающие признак предмета»

Конспект урока По русскому языку «Слова, обозначающие признак предмета»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2024