Тема: Слово, его лексическое и грамматическое значение.
Тип урока: изучение нового материала
Цели:
v совершенствование умения понимать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств;
v формирование представления о способах определения лексического значения слова; развитие умения работать с толковым словарём;
v воспитание чуткого отношения к родному языку, уважительное отношения к его лексическим запасам.
Ход урока.
I. Организационный этап: Приветствие. Психологический настрой.
- Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Формула удачи: улыбка - настроение - вера в себя - результат. Улыбнитесь друг другу, себе! И мы начнем наш урок!
II. Актуализация знаний
- Ребята, мы с вами уже изучили несколько разделов русского языка, давайте их повторим:
Синтаксис и пунктуация, Фонетика, Орфоэпия, Орфография, Морфемика, Этимология, Лексика, Лексикон, Морфология, фразеология, словообразование, стилистика, Культура речи (раздел языкознания, в котором изучаются нормы литературного языка в его устной и письменной формах)
III. Изучение нового материала: И сегодня мы приступим к изучению нового раздела, а какого именно вам предстоит определить самим…
Записываю на доске:
Посветить - посвятить
Примерять - примирять
Полоскать – поласкать
Случалось ли с вами, что кто-то когда-то вас перепутал с другим человеком? Почему это произошло? Расскажите, как это объяснил тот, кто ошибся?
А в языке может произойти такая путаница? Из-за чего? (Слова тоже разные, но бывают похожи друг на друга. Можно неправильно определить значение слова, если это многозначное слово, неправильно определить часть речи, если не задать вопрос;
Посмотрите на слова, записанные на доске. Чем похожи и чем непохожи они?
Вставьте пропущенные буквы и объясните правописание этих слов. (правописание зависит от лексического значения слова)
Грамматическое значение слова — это характеристика его как элемента определенного грамматического класса (например,стол — существительное мужского рода), как элемента словоизменительного ряда (стол, стола, столу
Давайте сформулируем тему урока «Слово и его лексическое и грамматическое значение»
- Как вы думаете, чему мы должны сегодня научиться?
- Какова главная цель урока? (понять, что такое лексическое значение слова)
- Какова задача урока? (Научиться определять ЛЗ слова, расширить свой словарный запас.
В современном мире, красивая и насыщенная речь говорит о культуре и хорошем образовании. Богатый словарный запас русского языка свидетельствует об уровне интеллектуального развития человека. Общество воспринимает человека с богатым словарным запасом как умную и творческую личность. Люди с богатым словарным запасом быстрее получают работу, успешнее продвигаются вверх по служебной лестнице, к ним вообще чаще и внимательнее прислушиваются. Чем больше словарный запас человека, тем выше вероятность того, что он преуспеет в жизни
— Ребята, а что же такое вообще слово и его лексическое значение?
(обратимся к учебнику)
После чтения текста беседа:
- Какая информация вам была знакома?
- Какие новые сведения вы для себя отметили?
- Все ли понятно? Какие появились вопросы?
- Какие же способы объяснения лексического значения слова существуют?
Итог урока:
- Как называется раздел науки о языке,
в котором изучаются части речи?
- Какие самостоятельные части речи вам известны?
Перечислите.
- Расскажите, что нужно сделать, чтобы
определить часть речи?
Итак. Давайте сделаем вывод. Предлагаю сделать кластер сегодняшнего урока. Синквейн урока.
Рефлексия.
Домашнее задание.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.