Тема урока: Такие разные монологи…
Цель урока: Познакомить учащихся с разными видами монолога (повествование, описание, рассуждение), формировать умение различать виды монологов и составлять свой монолог заданного вида.
Ход урока
1. Актуализация представлений о монологе.
- Как называется вид речи одного человека? (Речь одного человека называется монолог.)
- Приведите примеры, где в жизни приходится встречаться с этим видом речи (Монолог может встретиться в художественных произведениях, выступлениях артистов на сцене.)
- Давайте попробуем подобрать, к слову, монолог синонимы (Высказывание, рассказ.).
2. Формирование знаний о видах монолога.
Монологи бывают различных видов: Монолог – описание. Монолог – рассуждение. Монолог – повествование.
- О чём в нём будет говориться?
[Учащиеся высказывают свои предположения]
- Монолог-описание имеет цель всесторонне охарактеризовать предмет речи через перечисление его признаков.
- Монолог-повествование передает временную последовательность событий, характеризуется изменением обстановки, поведения действующих лиц, логическими переходами от одного действия, состояния к другому
- Монолог-рассуждение представляет собой процесс получения нового знания о предметах, событиях, явлениях и сообщения этого знания в форме вывода.
3. Формирование умений распознавать виды монолога.
- Определите виды следующих монологов:
Однажды хозяйка отлучилась из дома, и вдруг пошел сильный ливень. Она бросилась домой, боясь, что цыплята погибнут. Прибежала и видит: двор залит водой, а цыплят нигде нет. Бегает, ищет, волнуется. Потом видит в будке пес лежит по грудь в воде, а на нем копошатся желтенькие комочки-цыплята. |
Юный друг! Учись с детства осязать и ощущать природу, постигать ее мудрую грамоту. Знание законов природы поможет тебе по закату солнца и по гомону и полету птиц угадать погоду. |
Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки. |
4. Обобщение.
- Соедините пары из разных столбцов. Объясните свой выбор.
Монолог-описание |
Учитель на уроке рассказывает про новую ракету. |
Монолог-повествование |
Обращение писателя в начале книги. |
Монолог-рассуждение |
Рассказ одноклассника о походе в зоопарк. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.