Конспект урока по русскому языку.
Тема: « Роль глаголов в языке и речи»
Цель: расширение представлений о синтаксической роли глагола в речи ; углубление знаний учащихся о глаголе, как о части речи актуализировать знания об обобщенном лексическом значении глаголов, их роли в языке; развивать умения распознавать глаголы ,объяснять их значение. понимать, различать глаголы среди слов других частей речи.
Планируемые результаты. Учить различать глаголы среди других частей речи; называть изученные грамматические признаки глаголов; определять роль глаголов в языке и речи; делать выводы на основе наблюдения сравнения; учитывать разные мнения в совместной деятельности;
Метапредметные: Личностные: развитие доброжелательности , доверия и внимательности к людям, сформированность учебных мотивов, интерес к способу решения и общему способу действий.
Познавательные: структурирование знаний, понимание места «Глагола» в системе частей речи русского языка, понимание общих признаков глагола, синтез целого из частей, выдвижение гипотез и их обоснование
Регулятивные: выделение и осознание учащимися того , что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, планирование работы в группе контролирование затраченного времени на задание, оценивание своей работы на уроке
Коммукативные: эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества, умение слушать собеседника, учет разных мнений и умение обосновать собственное мнение
Тип урока: открытие новых знаний
Методы обучения: проблемный , частично- поисковый.
Формы работы учащихся: работа в парах.
Оборудование: Карточки, презентация.
Ход урока
1.Организационный момент.
- Наступила весна - начало пробуждения природы Радует нас ласковое теплое солнышко. Засияло оно и у нас сегодня в классе. Улыбнитесь друг другу. Ведь добрая улыбка укрепляет здоровье и поднимает настроение, располагает к плодотворному общению
Занимательная минутка(Что в коробочке)
(часы -настенные, ручные, песочные, будильник)
Работа с фразеологизмами.
Упустишь минуту - потеряешь час
(не трать время зря)
- Вспомнить произведение о времени (« Сказкао потеряном времени» Евгений Львович Шварц)
2.Самоопределение к деятельности.
Время- его лексическое значение
1. Владимир Иванович Даль так объясняет это слово: «Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками».
2. Время-понятие физики и философии.
3. Время- сезон, пора.
4. Время- грамматическая категория глагола.
5. Время- информационная телепрограмма России
3.Актуализация знаний.
Послушайте стихотворение. О какой части речи в нем говорится?
А)Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает , расскажет:
Чертит , пишет, иль поет.
Вышивает , или пашет,
Или забивает гол.
Варит , жарит , моет, чистит-
Все расскажет нам ( глагол)
Б) Действие предмета сам. часть речи
сказуемое глагол сущ. + глагол
единст.число множ. число
в) Работа в парах
Задание: Прочитайте стихотворение Владимира Орлова
«Здравствуй ,Родина моя!»
Утром солнышко встаёт,
Нас на улицу зовёт.
Выхожу из дома я:
— Здравствуй, улица моя!
Я пою, и в тишине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
— Ты скорей, дружок, расти!
Отвечаю травам я,
Отвечаю ветру я,
Отвечаю солнцу я:
— Здравствуй, Родина моя!
Задание: Подчеркнуть глаголы, определить число
Работа с функциональной грамотностью.(математическая)
-посчитать глаголы , умножить на 9. Ответ (90)
4. Самоопределение к деятельности
Ученик решал трудную задачу.
Ученик решает трудную задачу.
Ученик решит трудную задачу.
5.Работа по теме урока
До момента речи В момент речи После момента речи
А)
Прошедшее настоящее будущее время
Настоящее время |
Прошедшее время |
Будущее время |
что делаю? что делаешь? что делает? что делаем? что делаете? что делают? |
что делал? что делала? что делало? что делали? что сделал? что сделала? что сделало? что сделали? |
что сделаю? что сделаешь? что сделает? что сделаем? что сделаете? что сделают? что буду делать? что будешь делать? что будет делать? что будем делать? что будете делать? что будут делать? |
в) Работа по учебнику. Выполнение упражнения 146. (с. 71)
-Прочитайте стихотворение. О каком времени года рассказывает автор?
-Найдите в тексте глаголы, по каким признакам вы их нашли?
- Запишите глаголы.
-На какие две группы можно их разделить
Физкультминутка. Что делал? Прыгаем(Писал,.звонил,кидал,мечтал)
Что сделал? Садимся (дивил, выучил,помыл,побелил)
6. Закрепление изученного материала. Работа в парах.
Работа в группах
(Дуть) весенний ветер.
Дерево (оживать).
Весело (бежать) ручей.
(Прилетать) грач.
Он (вить) гнездо.
Задание:
-Исправить текст. 1 группа – в настоящем времени, 2 группа – в прошедшем, 3 – в будущем.
Отчет капитанов групп по заданию.
7.Рефлексия
Игра.(хлопок-если услышали глагол в настоящем времени)
Думал, писать, решаю, заяц, осень, свет, нарисовали, красивый, мыла, мыло, светило.
8. Подведение итогов урока .
- Что мы повторили сегодня на уроке?
-Как распознать глаголы среди других частей речи?
Наш урок мне хочется мне закончить строками известного писателя И. С. Тургенева:
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».
Д/з упр.147. .
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.