Тема: «Слова с удвоенными согласными»
Цель: дать представление о словах с удвоенными согласными и способах их переноса.
Планируемые результаты:
предметные: правильно переносит слова с удвоенными согласными.
личностные: проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; понимает причины успеха в учебной деятельности;
Универсальные учебные действия:
регулятивные
• определяет цель деятельности на уроке;
• учиться работать по предложенному учителем плану;
познавательные
• делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;
коммуникативные
• слушает и понимает речь других;
• договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками;
Задачи педагога: формировать новые способы действий,
обучать работе по плану; познакомить с правилом написания удвоенных согласных в
словах; упражнять в написании слов с удвоенными согласными; развивать у
учащихся фонематический слух;
формировать умение обозначать на письме долгие согласные звуки буквами;
способствовать развитию орфографической зоркости; совершенствовать умение
звукобуквенного разбора слов;
учить точному употреблению слов и
правильному их написанию в зависимости от их лексического значения;
совершенствовать умения слушать и слышать других, воспитывать взаимопонимание и
взаимопомощь; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать
связь с жизненным опытом ребенка.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
– Ребята на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу открыть для себя ещё один секрет русского языка. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Только с хорошим настроением мы преодолеем все задачи поставленные на уроке.
Порядок на столе,
Порядок в голове
Как всегда мы снова
Начать урок готовы!
2. Пальчиковая гимнастика
Вот помощники мои, их как хочешь поверни: (Смотрим на раскрытые ладони)
И вот эдак, и вот так, не обидятся никак. (Потираем руками)
Раз, два, три, четыре, пять, (Хлопаем в ладоши)
Не сидится им опять. (Встряхиваем кистями)
Постучали, (Поочередное постукивание подушечками пальцев двух рук)
Повертели (Круговые вращения кистью)
И работать захотели.
3.Чистописание.
На экране: лл жж кк бб мм нн сс пп.
- Посмотрите на буквы, давайте правильно их прочитаем.
- Что вы можете сказать о буквах, которые нам предстоит написать?
- Определите закономерность написания букв?
-На доске вы видите печатные буквы-близнецы, а на строке мы будем писать письменные буковки.
-Запишите буквы очень аккуратно на строке в алфавитном порядке. - Проверьте с образцом.
- Сравните с образцом, найдите лучшую пару букв, обведите карандашом.
4. Актуализация знаний.
Словарная работа.
П.суда, с.бака, .дежда, к.рова, м.роз, кла.., ру..кий. (карточки – 3 человека)
-Найдите слова, которые отличаются от других. Чем?
- Давайте вернёмся к минутке чистописания. Как вы думаете, случайно ли я вам подобрала именно эти буквы? ( На чистописании писали удвоенные согласные)
5. Самоопределение к деятельности
- Кто из вас сможет сформулировать тему урока?
- Давайте проверим, верно, ли мы сформулировали тему урока?
- Откройте учебник на стр. 117. - Объясните значение слова «удвоенные».
6. Постановка цели и задач урока.
- Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте цели, опираясь на опорные слова
Познакомиться…со словами с удвоенной согласной
Научиться…правильно, писать эти слова
Повторить…правило перенос слов с удвоенной согласной
7. Физминутка для глаз (указка и бабочка)
8. Работа по теме урока.
Словарная работа
- Отгадайте загадки.
Запишите словарные слова с удвоенной согласной, поставьте ударение и подчеркните орфограмму.
1. Во мне два К, не забывайте!
Таким, как я, всегда бывайте!
Я точный, чистый и опрятный,
Иным же словом ...(аккуратный)
2. День и ночь стоит на крыше
Это чудо постовой:
Всё увидит, всё услышит,
Всем поделится со мной. (Антенна)
3. На большие расстояния
Мчится он без опоздания.
Пишется в конце два С,
Называется ...(экспресс)
4.Где доска и парты есть,
Чтоб всем детям сразу сесть?
Это в школе есть, у нас.
Это наш просторный …(Класс)
5.Он на вокзалах есть всегда,
К нему подходят поезда.
Двойное Р содержит он
И называется ...(перрон)
6.Загадка эта нелегка:
Пишусь всегда через два К.
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я ...(хоккей)
- Как разделить записанные слова для переноса (устно).
- Какое слово нельзя перенести? Почему?
- Подберите однокоренные слова к слову:
Класс (классная, классики, одноклассники, классно)
- Назовите имена людей, в которых есть удвоенная согласная (Вспоминают)
Анна, Эмма, Инна, Жанна, Кирилл, Алла, Геннадий.
-А какое из них нельзя перенести?
-У каких наших одноклассников имена с удвоенными согласными?
- Какое ещё правило мы должны вспомнить при написании этих слов. (Большая буква в именах собственных)
Физкульминутка.
9.Закрепление. Дифференцированная работа.
1)Игра «Поймай слово»
- Учитель называет слова. Если в них встречается двойная согласная, то дети поднимают правую руку, а если одна согласная, то опускают голову.
Шоссе, упражнение, касса, школа, коридор, суббота, класс, малина, масса, Алла, директор, Геннадий, дорога, парта, сумма, рассказ, машина, русский.
2) Работа по учебнику. Упр. 188
- Прочитайте слова. Что обозначает каждое слово?
Аппетит – желание есть.
Ванна – большой, обычно продолговатой формы сосуд для купания, мытья.
Вожжи – часть упряжи, ремни, веревки с 2 сторон прикрепленные к удилам для управления лошадью.
Доллар – денежная единица США.
Касса – аппарат, на котором отпечатываются талоны с указанием полученной суммы, а также место, где находиться этот аппарат.
Килограмм – единица массы равная 1000 грамм.
Перрон – пассажирская платформа на железнодорожной станции.
Профессия – основной род занятий, трудовой деятельности.
Ссора – состояние взаимной вражды.
Тонна – единица массы равна 1000 кг
-Спишите слова, подчеркните удвоенные согласные.
- Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа.
- Можно ли слова с удвоенными согласными тоже назвать словарными? Почему?
3) Работа со словарем
- А как же быть с такими словами, когда они встречаются при письме?
- Прочитайте правило на стр. 117.
-Итак, как поступать со словами?
- Значит, это орфограмма, какая?
- Давайте обратимся к орфографическому словарю в учебнике стр. 136
- Работать будем в парах. Покажите мне свои пары. Возьмите в руки простой карандаш найдите слова с удвоенной согласной и подчеркните их.
- Проверяем, какие слова с этой орфограммой живут у нас в словаре?
- Класс, Россия, русский, суббота.
- С каким из этих слов мы не знакомы?
- Суббота.
- Выпишите это слово.
- Кто знает лексическое значение слова?
- Суббота – шестой день недели, между пятницей и воскресеньем.
- Составим транскрипцию слова
Суб|бо|та [С У БОТА] – 3 слога, 7 букв, 6 звуков.
- Почему в слове суббота букв больше, чем звуков?
- Потому что звук [б] – долгий и тянется. На письме он обозначается двумя согласными буквами.
4)Работа в тетрадях
- Запиши слова в два столбика: в первый - с удвоенной согласной, во второй - без удвоенной согласной.
Пас...ажир, кал...ендарь, Рос…ия, кол...ектив, рус...кий, тел...фон, кол...екция, кос...мос, бас...ейн, дорож...ка, рис...унок.
Самопроверка.
Запишите слова, деля для переноса. (Мас - са, груп - па, кас - са).
5).Замени данные словосочетания одним словом с двойными согласными.
Место, где продают билеты — ________________________________
Спортивная игра с мячом или шайбой — _______________________
Шестой день недели — ______________________________________
Комната для занятий детей в школе — _________________________
Дорожка, обсаженная деревьями — ___________________________
Товарищ по работе — ______________________________________
Обучение животных — _____________________________________
Спортивный бег — ________________________________________
Слова для справок: коллега, кросс, касса, хоккей, дрессировка, аллея, суббота, класс.
6.Вставь подходящие по смыслу слова с двойными согласными.
Ребята делают _______________________ зарядку. Идёт нудный ______________________ дождь. В ______________________ день мы ходили в кино. Учительница вошла в _______________.
Запиши два женских и два мужских имени с двойными согласными.
________________________________________________________________
10. Рефлексия учебной деятельности.
- Вспомним, какую цель мы с вами ставили на уроке.
Поднимите руки ребята, которые научились переносить слова с удвоенной согласной.
-Какую оценку вы поставите себе? Всему классу? Почему?
- Кому было скучно, изобразите вот такого грустного смайлика, а кому было на уроке интересно и комфортно изобразите лучистое солнышко и согрейте всех своими лучиками.
11. Итог. Домашнее задание. Упр.190.
- С какой новой орфограммой мы сегодня познакомились?
- Что делать, чтобы правильно писать слова с удвоенной согласной?
- Как перенести такие слова?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.