Урок русского языка в 3-в классе
«Предложение. Составление и выделение предложения.»
Подготовила: Сагалакова .О.А.
Предмет: Русский язык.
Класс: 3в.
Тема урока: Предложение. Составление и выделение предложения.
Базовый учебник: Русский язык 3 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида; А.К. Аксёнова, Э.В. Якубовская, 8-е издание – М.; Просвещение, 2016 год.
Оборудование: учебник, компьютер, наглядный материал.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока:
закреплять знания учащихся о правильном составлении предложения.
Задачи:
Обучающие:
· актуализировать знания о предложении как единице речи;
· вырабатывать умения определять грамматическое значение предложений (о ком говорится в предложении, о чём говорится в предложении);
· конструировать предложения из слов и составлять схемы к ним;
· контролировать степень усвоения знания с помощью электронного задания;
Развивающие:
· развивать память, связную речь, мышление, умение сопоставлять, формулировать простейшие выводы;
· совершенствовать навыки выполнения электронных заданий;
· развивать познавательный интерес, творческие способности, уверенность в своих силах, настойчивость;
Воспитательные:
· воспитывать любовь к русскому языку;
· воспитывать самостоятельность.
Формы работы учащихся: повторение изученного, работа с текстом, работа со схемами, работа в парах, беседа, выполнение тренировочных упражнений и заданий с электронными и бумажными носителями.
Формируемые универсальные базовые действия:
Познавательные:
· владеть разными способами чтения (вслух, тихое чтение, объяснительное);
· преобразовывать информацию из одного вида в другой (составлять схему).
Коммуникативные:
· взаимодействовать в группе;
· обосновывать свою точку зрения;
· оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
Регулятивные:
действия контроля;
самопроверка;
взаимопроверка заданий;
Ход урока:
I. Организационный момент.
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
1. Приветствие.
2. Организация внимания обучающихся.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь!
Друзья, я очень рада
Войти в приветливый наш класс
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
-Сегодня на уроке будет много интересных, полезных заданий. Советую вам ничего не пропустить.
Ушки будут слушать? (да)
глазки смотреть? (да)
голова думать? (да)
рука писать? (да)
а рот говорить? (да)
Возьмите друг друга за руки, почувствуйте тепло ладошек соседа, пожелайте друг другу хорошего настроения, улыбнитесь друг другу и мне.
-Я рада видеть ваши добрые, красивые улыбки.
- Проверим готовность к уроку. Вот помощники мои - учебник, и тетрадь,
карандаш, линейка, авторучка. У всех они есть? (слайд )
- Ребята, какой сейчас урок? (русского языка) (слайд)
- Чему мы учимся на уроке русского языка? (правильно и красиво писать, грамотно говорить).
- Для чего нужно уметь писать? (чтобы писать без ошибок, написать письмо, заполнить документы и т.д.)
- Мы продолжим учиться правильно, красиво писать.
- Как вы должны работать на уроке, чтобы получить хорошую оценку? (Выполнять все задания; писать правильно без ошибок; давать полные ответы на вопросы).
- Правильно, чтобы получить хорошую оценку надо активно работать на уроке, отвечать на вопросы, красиво писать.
II.
Минутка чистописания. Словарная работа.
Цель: повторить написание изученных букв и их соединений. Осуществить проверку усвоения темы «Парные звонкие и глухие согласные» средствами словарного диктанта.
1.Раскроем тетрадь и запишем сегодняшнее число, выполним чистописание.
Ведётся запись в рабочих тетрадях.
30 ноября.
Классная работа.
Пальчиковая гимнастика: «Осень»
Осень наступает, листья облетают,
Птицы улетают в тёплые края.
Часто ветер дует, дождик моросит.
Муравей – трудяга в домик свой спешит.
- Ребята, о чём стихотворение? (об осени)
- Ребята, выделите первый звук в слове осень (о).
- Как на письме обозначим звук (о)? (буквой о).
- Какие буквы мы пишем на уроке русского языка? (прописные и строчные)
- На минутке чистописания мы повторим, как пишется прописная и строчная буква «Оо »
- Посмотрите, как правильно пишется эта буква (работа по карточке).
- Возьмите ручку, пропишем эту букву в воздухе.
- На следующей строчке пропишите, чередуя прописную и строчную букву «Оо».
- Что мы сейчас делали? (писали букву Оо)
- Зачем мы выполняем минутку чистописания? (чтобы уметь красиво, правильно писать буквы)
- Молодцы!
2.Для повторения написания парных согласных на конце слова выполним картинный диктант «цепочкой».
«Цепочкой» дети выходят к доске и по заданию учителя записывают слова с пропущенными парными согласными на конце слова, для объяснения написания подбирают проверочные слова, пропущенную букву выделяют зелёным цветом.
Гриб, зуб, сапог, гараж, жираф, хлеб, крот.
Практическое задание. Фронтальная работа.
Картинный диктант на экране. (слайд)
Коммуникативные (сотрудничество с учителем и одноклассниками), владение монологической речью при определении парной согласной в слове.
- Возьмите листы самооценки и оцените себя. Тот, кто написал правильно и красиво возьмите 2 грибочка. У кого не получилось написать все буквы правильно – 1гриб. Итоги задания.
III.
Актуализация знаний.
Цель: определение темы урока, повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».
- Вспомните, что такое предложение, чем оно отличается от слова?
-Сегодня продолжим работу с предложением и тема урока: «Предложение. Составление предложений.
-Составьте предложение из группы слов.(слайд)
-Составить предложение.
- О ком говорится в предложении?
- Что делает девочка?
- Какая девочка?
-Как пишется начало предложения? (слайд)
- Что ставим в конце?
-Составим схему предложения. Сколько слов в предложении?
Вспоминают изученное.
Читают тему урока. ( слайд)
Выполняют интерактивное задание.
По улице идёт весёлая девочка.
-О девочке. Кто? Девочка. Это предмет.
- Что делает девочка? Девочка идёт. Это действие предмета.
- Какая девочка? Весёлая. Это признак предмета.
- Начало предложения пишется с большой буквы.
-В конце предложения ставим точку.
-В предложении 5 слов.
Беседа.
Коммуникативные (сотрудничество с учителем и одноклассниками), владение диалогической речью в беседе с учителем.
IV.
Открытие новых знаний.
Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение обучающимися изучаемого материала, содействовать усвоению обучающимися способов, которые привели к определенному выводу (обобщению).
1. Работа с компьютером.
- Прочитайте задание.
- Составьте предложения из группы слов.
- Какие правила написания нужно вспомнить?
2. Запись предложений в тетрадь.
1. Составление предложений из группы слов (слова уже согласованы).
Наступила поздняя осень.
Птицы улетели в теплые края.
Многие животные готовятся к зиме.(слайд)
2. Запись текста в тетради.
3. Выполняют физминутку.
В понедельник я купался.
(Изображаем плавание)
А во вторник - рисовал.
(Изображаем рисование)
В среду долго умывался,
(Изображаем умывание)
А в четверг в футбол гонял.
(Бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал,
(Прыгаем)
Очень долго танцевал.
(Кружимся на месте)
А в субботу, в воскресенье
(Хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал.
(Дети садятся на корточки, руки под щёку – засыпают)
Работа в парах. Задания по карточкам.
3. Задание по карточкам.
- У вас на партах лежат карточки с заданием. Вы будете работать в группах (дети объединяются в группы). У 1 карточки с заданием №1, у 2 №2, у 3 группы карточки с заданием №3.
- Внимательно прочитайте задание.
- 1 группа, что вы должны сделать? и т.д. (дети самостоятельно выполняют задание)
Карточка №1.
Прочитайте незаконченные предложения, дополните их подходящими по смыслу словами.
После лета наступила …. .
Птицы улетают в тёплые … .
С деревьев облетают …. .
Карточка №2.
Прочитайте незаконченные предложения, вместо картинок вставьте подходящие по смыслу слова.
Наступила ____________
В саду созрели ____________
В огороде выросла ___________
В лесу стало много ___________
Карточка №3.
Прочитайте незаконченные предложения. Выберите слово, подходящее по смыслу и вставьте его вместо точек.
По небу летит ... (корабль, самолёт).
В огороде растут ... (овощи, конфеты).
- А теперь проверим, правильно ли вы выполнили задание.
- С чем работали? (с карточками в группах)
- Какое задание выполняли? (дополняли начатые предложения нужными словами)
- Оцените себя за работу в группах.
Самостоятельная работа, с последующей проверкой.
Познавательные (умение составлять предложения из группы слов, соблюдая правила написания предложения – большая буква в начале предложения, точка – в конце).
Коммуникативные (слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения).
Регулятивные ( действия контроля, самопроверка, взаимопроверка заданий)
Физминутка №2.(слайд)
V.
Применение знаний и способов действий.
Цель: развивать умение применять новые знания. Работа с учебником.
Выполнение упражнения12, страница 202 с последующей выборочной проверкой.
Формирование умений самостоятельно применять знания.
Упражнение 12.
Белка готовит запасы на зиму.
Ежик прячет грибы и ягоды в норку.
Медведь готовится к спячке.
Работа с учебником. Фронтальная работа при построении предложений. Самостоятельная работа в тетрадях.
Познавательные (строить предложение из группы слов). Коммуникативные (договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности).
VI.
Итоги урока.
Цель: совершенствовать умение делать выводы.
- Что нового узнали?
- Как вы думаете, справимся ли мы с подобными заданиями в дальнейшем?
Обобщить изученное на уроке. Сделать вывод. Подвести итог урока.
Развитие диалогической речи.
Познавательные (простейший анализ).
Регулятивные (соотносить цели и результаты своей деятельности).
VII.
Рефлексия.
Цель: способствовать формированию рефлексии.
-Оцените свои знания и умения по теме «Предложение. Составление и выделение предложений».
- Раскрасьте «Пушистика». Если всё удалось, раскрасить «пушистика» с хорошим настроением, если не всё удалось – «пушистика» с грустным настроением, если ещё надо постараться можно раскрасить 2.
Подвести итог урока, соотнести цели, поставленные в начале урока и результаты своей деятельности.
Регулятивные (вырабатывать критерии оценки и определять степень успешной работы).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.