Конспект урока по русскому языку в 4 классе. Неопределенная форма глагола.
Оценка 5

Конспект урока по русскому языку в 4 классе. Неопределенная форма глагола.

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
02.11.2022
Конспект урока по русскому языку в 4 классе. Неопределенная форма глагола.
«Неопределённая форма глагола» Конспект урока по русскому языку в 4 классе
Конспект урока русского языка 4 класс.docx

«Неопределённая форма глагола»

Конспект урока по русскому языку в 4 классе

 

Планируемые образовательные результаты:

Предметные УУД:

формирование представления о глаголах неопределенной формы, 

развитие умения правильно ставить вопросы к глаголам начальной формы, употреблять глаголы в речи; знакомство с суффиксами неопределённой формы глагола.

Метапредметные УУД:

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные: умение работать по образцу; планировать (в сотрудничестве с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей; удерживать цель деятельности до получения её результата; планировать решение учебной задачи; выстраивать последовательность необходимых операций; контролировать результаты своей деятельности.

Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками; участвовать в совместной деятельности, в диалоге, в общей беседе, выполняя правила речевого поведения; составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования; оказывать взаимопомощь; осуществлять взаимоконтроль; проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, привитие навыков здорового образа жизни (утренняя зарядка).

 

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Форма урока: урок-исследование. 3-й урок по теме «Глагол».

Формы организации работы учащихся: фронтальная, парная.

Материалы и оборудование: проектор, ПК, слайдовая презентация, фразеологический словарь, карточки для исследовательской работы, наборы фразеологизмов для работы по группам, карточка «Полезные советы», учебник «Русский язык» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий ,4 кл.

 

 

 

 

 


 

Ход урока:

1.   Организационный момент:

Учитель:       Я рада приветствовать вас и наших гостей на уроке. Надеюсь, что мы сделаем наш урок интересным и познавательным. Успехов вам, ребята! Откройте тетради, запишите число.

2.   Минутка чистописания:

Учитель: Запишите сочетания букв: ть //ти //чь//, соблюдая все правила каллиграфии.  Мы встретимся с ними на нашем уроке и узнаем о них больше.

Учитель: Прочитайте пословицы. Выберите пословицу, которую вы хотите сделать девизом урока и запишите её в тетрадь, соблюдая все законы каллиграфии.

                                  Сделали дело – гуляем смело!

                               Незнайка лежит, а знайка далеко бежит.

                               Золото добывают из земли, а знания – из книги.

                               Учить - ум точить.

Учитель:       Прочитайте свои девизы. Я вижу, вы серьёзно настроены на урок. Приступим. Однажды, у одного прохожего корреспондент взял интервью. Послушайте его и догадайтесь, кто он. (Дети разыгрывают сценку)

                       Кор.: Что вы больше всего любите делать?

                       Часть речи: Люблю действовать!

                       Кор.: Что вы больше всего не любите?

                       Часть речи: Не люблю предлоги и частицу НЕ!

                       Кор.: Какими необыкновенными талантами обладаете?

                       Часть речи: Могу путешествовать во времени!

-Кто же этот прохожий? Верно - это глагол, наш знакомый незнакомец. Почему я его так назвала? (Ученики: Мы не всё знаем о глаголах)

3. Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации

Учитель: Вернемся к пословицам. Какие грамматические признаки глаголов вы знаете? (время, число) Назовите глаголы из пословиц. Укажите грамматические признаки глаголов из пословиц.

Ученики сделали- пр.вр., мн.ч.,

 гуляем- н.вр., мн.ч.,

лежит –н.вр., ед.ч.,

 бежит –н.вр, ед.ч.,

 добываютн.вр. мн.ч.,

учить, точить -)

- Какая проблема возникла перед нами?

- Что сегодня мы будем исследовать? (Глаголы, у которых нельзя определить время и число. Будем исследовать новую форму глагола.)

- А как бы вы назвали форму глагола, у которого нельзя определить время и число?

- Сформулируйте тему нашего урока.

Ваши предположения……
-Кто уже догадался, что мы будем исследовать на уроке?

-Мы будем исследовать неопределённую форму глагола, узнаем, чем она отличаются от других форм глаголов.

А где мы можем узнать о новой форме глагола?

А я предлагаю самим постараться найти ответ. Согласны?

- Посмотрите, как по-другому можно назвать неопределённую форму глагола (начальная форма или инфинитив Инфинитив – от лат. «неопределённый»). Запишите тему урока.

- Какие цели перед собой поставим? (на доске: выясним, определим, узнаем)

·              Выясним, почему неопределённую форму глагола так назвали?

·              Определим, на какие вопросы отвечает?

·              Узнаем особенности неопределённой формы глагола.

- Для этого обратимся к исследовательской карточке, которая у каждого из вас есть.

- Результаты нашего исследования будем записывать в исследовательскую карточку, которая станет для вас памяткой.

- Итак, первое открытие.

 

Неопределённая форма глагола

(начальная форма глагола, инфинитив)

 

1.Почему так называется?

________________

________________

________________

 

2. Глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы:

 

_________________,___________________

 

3.Глаголы неопределённой формы имеют суффиксы:

 

_________________

4.Особенность глаголов в неопределённой форме

______________________

4.Открытие новых знаний. Выполнение первой учебной задачи. Выяснить, почему неопределённую форму глагола так назвали.

1) Упр 148 (комментирование с места)

— Прочитайте.

— Спишите словосочетания с глаголами 1 и 2 группы.

— У каких глаголов можно определить время и число? (У глаголов первой группы.)

— Укажите время и число глаголов. На какие вопросы они отвечают? (читаю – н.в., ед.ч., играл – пр.в., ед.ч., построим – б.вр., мн.ч., слушали – пр.в., мн.ч.)

— Что вы можете сказать о глаголах второй группы? (У них нельзя определить время и число)

— Как называются такие глаголы? (записать в исследовательскую карточку 1 строку)

2)Работа в парах. Выполнение второй учебной задачи – выяснить, на какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы.

- Я предлагаю вам поработать в парах.

Прочитайте глаголы, задавая к ним вопросы. Как называются эти глаголы?

Решать, решить, красить, перекрасить, везти, привезти, бросать, бросить, отвечать, ответить.

- Запишите глаголы в 2 столбика. От чего это будет зависеть? (проверка)

- Что мы выяснили? Запишем это в исследовательскую карточку. Глаголы неопределённой формы, которые отвечают на вопрос что делать? – называются глаголами несовершенного вида, а которые отвечаают на вопрос что сделать – совершенного вида. Об этом вы узнаете на последующих уроках.

2)Выполнение третьей учебной задачи – узнать суффиксы неопределённой формы глагола.

- Разберите глаголы в неопределённой форме по составу. Для того, чтобы правильно разобрать глаголы – обратимся к правилу на с.72.

Запишем результат в исследовательскую карточку.

Физминутка

Учитель: Ребята, согласитесь, приятно чувствовать себя здоровым, бодрым и веселым! А что вы делаете для того, чтобы быть здоровыми?

Упражнение «Полезные советы» (ученик выполняет задание на доске)

Глаголы, данные в скобках, заменить глаголами неопределённой формы. Выписать глаголы. Выделить суффиксы.

                                 Полезные советы.

             Важно (берегу) своё здоровье и (веду) здоровый образ жизни. Утром нужно (делаю) зарядку. Упражнения (выполняю) медленно. Между ними (делаю) небольшие паузы для отдыха. Нельзя (задерживаю) дыхание, надо (дышу) ровно, спокойно. Зарядку нужно (делаю) при открытой форточке.

- В каком глаголе нет изученных суффиксов? (беречь)

Чтение в учебнике «Обратите внимание» (ь в таких словах – это орфограмма)

Чь входит в корень не только в глаголе беречь, а в целой (хоть и небольшой) группе глаголов. В нее входят такие глаголы, как жечь, лечь, влечь, печь, беречь, стеречь, сечь, течь, стричь, волочь, толочь, мочь, помочь, пренебречь, обречь, наречь, предречь, застичь, настичь, достичь, постичь, помочь, напрячь, впрячь, выпрячь, подпрячь, перепрячь, припрячь, сопрячь, распрячь, отпрячь, упрячь, спрячь. (А также производные от этих слов: зажечь, поджечь, прижечь, сжечь, прижечь и т. п). Вхождение -чь в корень связано с историческим развитием восточно-славянского диалекта в праславянскую эпоху. Все эти глаголы имели вид пекти, берегти, стерегти, где ti было "стандартным" суффиксом инфинитива. Но в процессе развития языка в этих словах сочетания gt, kt превратились в ч (чИ, с последующим отпадением гласного и), таким образом, чь "попало в корень" В современном языке исторические явления проявляются в виде чередований в этих глаголах согласных в составе корня к/ч, г/ч: пеку - печь, берегу - беречь, влеку - влечь и т.п.

 - Что мы выяснили? Запишем в исследовательскую карточку.

 

 

3) Игра «Кто самый внимательный?»

- Хлопаем, если услышите глагол неопределённой формы:

ходить, ходит, кость, косит, косить, кровать, нести, скатерть, плести, кости, ногти, грусть, вести, лошадь, стеречь, думал, думать, поёт, петь.

Приведите свои примеры глаголов начальной формы.

5.Закрепление изученного

- Мы получили много новых знаний о глаголах в неопределённой форме.

- Прочитайте записи на доске.

Зарубить на носу

Держать язык за зубами

Витать в облаках

Знать на зубок

Дать слово

- Как можно назвать эти устойчивые выражения? (фразеологизмы)

- Где можно найти информацию о фразеологизмах?

-Определите значение фразеологизмов глаголом в неопределённой форме.

(запомнить, молчать, мечтать, выучить, обещать)

На доске картинка к фразеологизму.

-К какому фразеологизму подходит эта картинка?

-В какой жизненной ситуации можно применить этот фразеологизм?

-Такие задания вам встретятся при выполнении ВПР.

6.Рефлексия.   

-Какие открытия мы сделали на уроке?

Сегодня на уроке

                                Было интересно…

                                Я узнал(а)…

                                Теперь я умею…

                                Я повторил(а)…

                                Меня удивило…

                                Было трудно…

 

7. Оценивание работы.

8.Домашнее задание: 

Упр. 153. (Составить несколько правил уличного движения, употребив глаголы в неопределённой форме)

 

 

 


 

 

Неопределённая форма глагола

(начальная форма глагола, инфинитив)

 

1.Почему так называется?

____________________________________________

___________________________________________

_____________________________________________

 

2. Глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы:

 

_________________,

___________________

 

3.Глаголы неопределённой формы имеют суффиксы:

 

_________________

4.Особенность глаголов в неопределённой форме

_______________________________________________

 

Неопределённая форма глагола

(начальная форма глагола, инфинитив)

 

1.Почему так называется?

____________________________________________

___________________________________________

_____________________________________________

 

2. Глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы:

 

_________________,

___________________

 

3.Глаголы неопределённой формы имеют суффиксы:

 

_________________

4.Особенность глаголов в неопределённой форме

_______________________________________________

 

 

 

Работа в парах

 

Задайте вопросы к глаголам.

 

Решать, решить, красить, перекрасить, везти, привезти, бросать, бросить, отвечать, ответить.

 

Запишите глаголы в 2 столбика. От чего это будет зависеть?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

___________________________________________________________

 

                                           Работа в парах

 

Задайте вопросы к глаголам.

 

Решать, решить, красить, перекрасить, везти, привезти, бросать, бросить, отвечать, ответить.

 

Запишите глаголы в 2 столбика. От чего это будет зависеть?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Неопределённая форма глагола»

Неопределённая форма глагола»

Ход урока: 1. Организационный момент:

Ход урока: 1. Организационный момент:

А я предлагаю самим постараться найти ответ

А я предлагаю самим постараться найти ответ

Прочитайте глаголы, задавая к ним вопросы

Прочитайте глаголы, задавая к ним вопросы

Игра «Кто самый внимательный?» -

Игра «Кто самый внимательный?» -

Неопределённая форма глагола (начальная форма глагола, инфинитив) 1

Неопределённая форма глагола (начальная форма глагола, инфинитив) 1

Работа в парах Задайте вопросы к глаголам

Работа в парах Задайте вопросы к глаголам
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.11.2022