Конспект урока по русскому языку в 4 классе. Тема: «Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с –тся и –ться.»
Оценка 4.9

Конспект урока по русскому языку в 4 классе. Тема: «Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с –тся и –ться.»

Оценка 4.9
doc
26.12.2022
Конспект урока по русскому языку в 4 классе. Тема: «Знакомство с возвратной формой глагола.              Правописание глаголов с –тся и –ться.»
глагол.doc

                             

МАОУ «Молчановская СОШ №1»

                                              Томская область

 

 

    Конспект урока по русскому языку в 4 классе.

Тема: «Знакомство с возвратной формой глагола.

             Правописание глаголов с –тся и –ться.»

 

 

 

 

 

 

                                                   Подготовила: Петрова Е. Л.,

                                                     учитель начальных классов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели урока: - познакомить детей с возвратной формой глагола, с правописанием –тся и –ться;

- повторить изученное о глаголе;

- развивать орфографическую зоркость и речь учащихся;

- развивать логическое мышление (анализ, синтез, обобщение).

Задачи: 
Образовательные: 

- совершенствовать умение определять глагол как часть речи; 
- актуализировать знания учащихся о глаголе как часть речи (грамматические признаки глагола: число, род, время); 
Развивающие: 
- развивать орфографическую зоркость, мыслительную деятельность; 

- продолжать направлять на постановку собственных целей, рефлексию, на диалогическую речь во время урока. 
Воспитательные: 
- создать условия для формирования коммуникативной компетентности: умение организовывать и поддерживать диалог, способность слушать; 
- социальной компетентности: взаимное сотрудничество; 
- воспитывать духовно-нравственные качества;

Технологии:

-проблемного диалога

-оценивание учебных успехов

1. Организационный момент.

(Мотивация к деятельности и развитие организационных умений: самоорганизация и организация своего рабочего места).

1) – Ребята, начинаем наш урок. Какое у вас сейчас настроение? ( Дети специально принятым в классе знаком «хорошее настроение» демонстрируют своё отношение к предстоящей работе).

- Я рада, что у нас отличное настроение! Надеюсь, что урок пройдёт интересно и увлекательно.

2) Валеологическая минутка. (Психофизиологическая активизация детей).

- Ушки, ушки, слышат всё? (3 раза).

- Просыпайся, третий глаз! (3 раза).

- Я дышу, дышу, дышу! (3 раза).

2. Чистописание .

- Запишите данные буквосочетания: спр, вр, чи, ро, ли, ск.

- По данным буквосочетаниям догадайтесь, какие признаки глагола имеются в виду.

(Спряжение, время, число, род, лицо, сказуемое).

- Расскажите о каждом признаке глагола.

3. Наблюдение и постановка проблемы.

- О чём говорит эта запись?

Не ___ , -ишь – ешь, -ите – ете, -ться – тся.

- Почему не можете объяснить правописание последней записи?

- Какие вопросы у вас возникают? (Что такое –ся? На что указывает –ся? И т.д.)

- Сформулируйте тему урока. (Познакомиться с новой формой глагола; правописанием глаголов с –тся и –ться).                                                                                                                              - Сформулируйте задачи урока:

1. Узнать какие глаголы называются возвратными .

2. Выяснить, когда в глаголе нужно писать – ТЬСЯ, а когда – ТСЯ.

4. Решение проблемы.

1). Наблюдение по учебнику.

А) с.102, упр. 210 – выполняется по «шагам» в задании.

- Сравните глаголы по составу и ответьте на первый вопрос: что такое – ся? (Это суффикс).

- Чем интересен этот суффикс? (Он всегда стоит на конце).

- Раньше суффикс – ся был самостоятельным словом местоимением и писался отдельно. Обозначал «себя», «сам». Проверьте, сохранил ли – ся такое значение в глаголах:

   умыться – умыть себя;

   решаться – решает сам.

- Этот хитрый суффикс не даёт действию переходить на другой предмет. Он как бы возвращает действие к самому предмету или человеку, который это действие выполняет.

 

 

 

 

- Прочитайте вывод в учебнике на с. 102.

- Подготовьте рассказ по схеме. (Работа в группах со схемой. – 2 мин.)

Что делает?                             Что сделает?           - л –  род                            - ть ( -ти)   

                                                                                                      

- ут ( -ют)

- ет или – ит

 

 


                                                   - ся ( -сь )

                                                                        

                                                 Возвратная форма

ВЫВОД: 

- Попробуйте сформулировать правило, какие глаголы называются возвратными.                                                                                                                                        - Так   что же указывает на возвратность глагола? (суффиксы – СЯ, - СЬ)

Глаголы с – СЯ обозначают действие, которое возвращается к себе, направлено на самого человека, на предмет.  (Схема:              СЯ)

Б)  Сравнение транскрипций, постановка проблемного вопроса.

- Какую ошибку можно допустить при написании глаголов с суффиксом – ся?

- Как избежать этой ошибки? (Надо знать состав слова.)                                                                              - Сочетание – ТСЯ и – ТЬСЯ на конце глаголов , это опасное место. Орфограмма.                                                                                                         ВЫВОД:

Если возвратный глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать?, то это глагол неопределённой формы и в нём перед суффиксом –ся пишется мягкий знак. Если глагол отвечает на вопрос  что делает? (что сделает?) или что делают? (что сделают?), то глагол стоит в форме 3 – го лица и в нём перед суффиксом – ся мягкий знак не пишется.

- Продолжим свои наблюдения.

В) Наблюдение по учебнику.

- упражнение 211. Сравнение глаголов в 1 и во 2 столбиках.

- В первом столбике к чему присоединился суффикс – ся? (К неопределённой форме глагола).

- Как догадались? (По вопросу что делать? И суффиксу – ть).

- Во 2 столбике к чему присоединился суффикс – ся? ( К глаголам в форме настоящего времени, 3 лица, единственного лица).

- Чем является в слове – ет? (Окончанием).

- Что интересного заметили? (После окончания стоит суффикс – состав слова).

- Чем различаются в написании эти 2 столбика? Почему?

Вывод:

- Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с – тся и –ться? ( Надо определить форму глагола или поставить вопрос к глаголу).

- Прочитайте правило на с. 102.

- Какие 2 способа проверки запомнили?

5. Физминутка.

6. Первичное закрепление.

А) – Если надо мягкий знак – хлопните в ладоши:

Двигаться, смотрится, разговориться, пробежаться, приближается, прогуляться, разболеться, балуется, прислушаться.

Б) - с.103, упр. 213 – у доски с объяснением.

В) – Спишите, вставляя пропущенные буквы. В скобках запишите нужный вопрос. Обозначьте орфограмму. Объясните смысл пословиц.

С умным (                 ) разговорит. ся, что мёду (                 ) напит. ся. На миру и работа (          ) спорит . ся. Всякий человек по делу (              ) узнаёт . ся. Умный любит (                  )

учит . ся.

- Проверка.

Г) с. 102, упр. 212 – по «цепочке» с объяснением.

ВЫВОД:

- Какое открытие сделали?

- От чего же зависит написание – ТСЯ с мягким знаком и без мягкого знака.

- Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с – тся и –ться? ( Надо определить форму глагола или поставить вопрос к глаголу).

- А кто попробует объяснить другим способом? (Задать вопрос если в вопросе есть мягкий знак значит – ТЬСЯ с Ь, и если в вопросе Ь нет то пишем -ТСЯ)

 

7. Итог урока.

- Что узнали нового?

- Где могут пригодиться эти знания?

- Как образуется возвратная форма глагола?

- С какой орфограммой познакомились?

8. Домашнее задание.

9. Рефлексия.

 

 

Используемая литература:

1.      В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык». Учебник для 4 класса, В 2-х частях. Часть 2. – М. : Просвещение, 2013.

2.      Т. Г. Рик « Здравствуй, дядюшка Глагол!» - М.: РИО «Самовар», 1995 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Что делает?                             Что сделает?                    - л –     род                         - ть ( -ти)  

                                                                                                     

- ут ( -ют)

- ет или – ит

 

 


                                                   - ся ( -сь )

                                                                             

                                                 Возвратная форма

 

Что делает?                             Что сделает?                    - л –     род                         - ть ( -ти)  

                                                                                                     

- ут ( -ют)

- ет или – ит

 

 


                                                   - ся ( -сь )

                                                                             

                                                 Возвратная форма

Что делает?                             Что сделает?                    - л –     род                         - ть ( -ти)  

                                                                                                    

- ут ( -ют)

- ет или – ит

 

 


                                                   - ся ( -сь )

                                                                      

                                                 Возвратная форма

 

 


МАОУ «Молчановская СОШ №1»

МАОУ «Молчановская СОШ №1»

Цели урока: - познакомить детей с возвратной формой глагола, с правописанием –тся и –ться; - повторить изученное о глаголе; - развивать орфографическую зоркость и речь…

Цели урока: - познакомить детей с возвратной формой глагола, с правописанием –тся и –ться; - повторить изученное о глаголе; - развивать орфографическую зоркость и речь…

По данным буквосочетаниям догадайтесь, какие признаки глагола имеются в виду

По данным буквосочетаниям догадайтесь, какие признаки глагола имеются в виду

Прочитайте вывод в учебнике на с

Прочитайте вывод в учебнике на с

Чем является в слове – ет? (Окончанием)

Чем является в слове – ет? (Окончанием)

Как образуется возвратная форма глагола? -

Как образуется возвратная форма глагола? -

Приложение 1 Что делает?

Приложение 1 Что делает?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.12.2022