Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему "Орфограмма".

  • docx
  • 16.06.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 5 орфограмма.docx

Русский язык. 5 класс.                                     _____________________

Тема. Орфограмма.

Цель:  углубить знания учащихся об орфограмме.

Задачи:

Обучающие: закрепить понятия «орфограмма», «морфема»; закрепить навыки обнаружения орфограмм, дать понятие о слабой и сильной     позиции звука.

Развивающие: формировать основные  компетенции: коммуникативные, языковые, лингвистические.

Воспитательные: воспитывать орфографическую зоркость, культуру речи.

Тип урока: комбинированный.

 

                                                         Ход урока.

I.Организационный этап.

Проверка домашнего задания упр. 24 (прочитать только слова с подчёркнутой безударной гласной)

Минута каллиграфии.

Словарная работа.

Сделать транскрипцию слов

1) яма, ёж, день, юла, семья;

2) якорь, енот, юбка, баян, жюри;

3) дело, ель, обезьяна, книга;

4) яблоко, поезд, ёлка, подъезд.

 

II. Актуализация знаний.

Прокомментируйте ситуацию, описанную А. Милном в книге «Винни­Пух и все­все­все».

Однажды Кролик пришёл в гости к Кристоферу Робину, но того не было дома. Зато Кролик нашёл записку: «УшолЩасвирнусзанитщасвирнус К.Р.» (Текст записки должен быть представлен на слайде или на карточках).

Кролик ничего не понял и отправился за помощью к Сове, которая довольно неплохо умела читать, если только ей не заглядывали через плечо и не спрашивали ежеминутно: «Ну, так что же?»

Конечно, столь образованной особе ничего не стоило прочитать такую записку: «УшолЩасвирнус. Занитщасвирнус»…

– По­моему, дорогой мой Кролик, довольно ясно, что произошло, – сказала она. – Кристофер Робин куда­то ушёл с Щасвирнусом. Он и этот… Щасвирнус сейчас чем­то заняты… Ты за последнеевремя встречал у нас в лесу каких­нибудьЩасвирнусов?

– Ммм, – сказал Кролик, – я как раз хотел у тебя узнать. Как он выглядит?

– Ну, – сказала Сова, – пятнистый или травоядный. Щасвирнус – это просто… По крайней мере, – сказала она, – он больше всего похож на… Но, конечно, – продолжала она, – это сильно зависит от… Ну… – сказала Сова. – Словом, я плохо представляю себе их внешний вид, – закончила она чистосердечно.

 

– А каким вы представляете себе Щасвирнуса?

– Каких орфографических и пунктуационных правил не знал Кристофер Робин?

– «Переведите» на «грамотный» язык слова и фразы героев этой книги:

«Прашупадёргатьэсли не аткрывают. Сава. Миод».

 

– Попробуйте предположить, какую проблему будем решать на уроке. (Как правильно оформлять слова, предложения на письме?)

 

- Ребята, как называются проблемные места в написании слов? (орфограммы) 

- А как называются правила, которым нужно следовать при написании слов? (орфографические)

III. Целеполагание.

- Сформулируйте тему нашего урока.

- Как вы считаете, какие задачи стоят перед нами сегодня на уроке?

- Для чего нам нужно уметь пользоваться орфографическими правилами?

 

Учитель обобщает точку зрения учащихся и предлагает сформулировать тему урока и его цель, организует общее обсуждение, помогает преодолеть проблемную ситуацию.

IV. Первичное усвоение новых знаний.

Беседа.

- Что такое орфограмма?

- Какие орфографические правила вы помните из курса начальной школы? Для чего вы их изучали?

 

 

 

 

V. Первичная проверка понимания.

1)Работа с учебником.

 

Физкультминутка.

Буратино подтянулся,

Раз качнулся, два качнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, верно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

VI. Первичное закрепление.

 

4) Работа в паре.

Выбери нужное проверочное слово. Обозначь орфограмму.
Уд..вительно (диво, дева), м..нять (мина, замена), л..пить (липко, лепка), расч..щать (честь, чисто), л..нивый (лень, линька), скр..пучий (скрепка, скрип), м..стерить (мастер, мост).
Догадайся, какие буквы в слова нужно вставить. Подбери к ним проверочные.
Пос..дел на скамейке - пос..дел от старости.
Сл..зал сливки - сл..зал с дерева.
Св..ла гнездо - св..ла пятно.
Пол..скать белье - пол..скать щенка.
Зак..лю булавкой - зак..лю здоровье.
Прим..рять платье - прим..рять друзей.
Острые м..чи - футбольные м..чи.

 

VII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок.

Задание: исправьте ошибки в тексте (работа на карточках)

 

Тиха было вокрух. Сонце лижало на запущенной клумби и на тровянистой лужайки. Коричневая бабочька сидела на цвитке. Пчёлы с бальшими шерокими палосками вокрух брюшка сновали с цвитка нацвиток и слатка гудели.

 

 

VIII. Итог урока.

- Итак, подошел к концу наш урок, где мы с вами познакомились с орфограммами и орфографическими правилами. 

- что мы делали на нашем уроке? (Мы узнали, что такое орфограммы, для чего нужно знать орфографические правила)

- достигли ли мы цели нашего урока?

- что вам понравилось на уроке, какие задания?

- Что не понравилось? Какие виды работы вы хотели бы выполнить на следующем уроке?

 

IX. Рефлексия.
Продолжите фразу.
Я научился…
Я хотел бы…
Оказывается, что…

X. Домашнее задание.

§ 7-проанализировать теоретический материал, упражнение 28-письменно.