Русский язык. 5 класс. _____________________
Тема. Орфограмма.
Цель: углубить знания учащихся об орфограмме.
Задачи:
Обучающие: закрепить понятия «орфограмма», «морфема»; закрепить навыки обнаружения орфограмм, дать понятие о слабой и сильной позиции звука.
Развивающие: формировать основные компетенции: коммуникативные, языковые, лингвистические.
Воспитательные: воспитывать орфографическую зоркость, культуру речи.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
I.Организационный этап.
Проверка домашнего задания упр. 24 (прочитать только слова с подчёркнутой безударной гласной)
Минута каллиграфии.
Словарная работа.
Сделать транскрипцию слов
1) яма, ёж, день, юла, семья;
2) якорь, енот, юбка, баян, жюри;
3) дело, ель, обезьяна, книга;
4) яблоко, поезд, ёлка, подъезд.
II. Актуализация знаний.
Прокомментируйте ситуацию, описанную А. Милном в книге «ВинниПух и всевсевсе».
Однажды Кролик пришёл в гости к Кристоферу Робину, но того не было дома. Зато Кролик нашёл записку: «УшолЩасвирнусзанитщасвирнус К.Р.» (Текст записки должен быть представлен на слайде или на карточках).
Кролик ничего не понял и отправился за помощью к Сове, которая довольно неплохо умела читать, если только ей не заглядывали через плечо и не спрашивали ежеминутно: «Ну, так что же?»
Конечно, столь образованной особе ничего не стоило прочитать такую записку: «УшолЩасвирнус. Занитщасвирнус»…
– Помоему, дорогой мой Кролик, довольно ясно, что произошло, – сказала она. – Кристофер Робин кудато ушёл с Щасвирнусом. Он и этот… Щасвирнус сейчас чемто заняты… Ты за последнеевремя встречал у нас в лесу какихнибудьЩасвирнусов?
– Ммм, – сказал Кролик, – я как раз хотел у тебя узнать. Как он выглядит?
– Ну, – сказала Сова, – пятнистый или травоядный. Щасвирнус – это просто… По крайней мере, – сказала она, – он больше всего похож на… Но, конечно, – продолжала она, – это сильно зависит от… Ну… – сказала Сова. – Словом, я плохо представляю себе их внешний вид, – закончила она чистосердечно.
– А каким вы представляете себе Щасвирнуса?
– Каких орфографических и пунктуационных правил не знал Кристофер Робин?
– «Переведите» на «грамотный» язык слова и фразы героев этой книги:
«Прашупадёргатьэсли не аткрывают. Сава. Миод».
– Попробуйте предположить, какую проблему будем решать на уроке. (Как правильно оформлять слова, предложения на письме?)
- Ребята, как называются проблемные места в написании слов? (орфограммы)
- А как называются правила, которым нужно следовать при написании слов? (орфографические)
III. Целеполагание.
- Сформулируйте тему нашего урока.
- Как вы считаете, какие задачи стоят перед нами сегодня на уроке?
- Для чего нам нужно уметь пользоваться орфографическими правилами?
Учитель обобщает точку зрения учащихся и предлагает сформулировать тему урока и его цель, организует общее обсуждение, помогает преодолеть проблемную ситуацию.
IV. Первичное усвоение новых знаний.
Беседа.
- Что такое орфограмма?
- Какие орфографические правила вы помните из курса начальной школы? Для чего вы их изучали?
V. Первичная проверка понимания.
1)Работа с учебником.
Физкультминутка.
Буратино подтянулся,
Раз качнулся, два качнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, верно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
VI. Первичное закрепление.
4) Работа в паре.
Выбери нужное проверочное слово. Обозначь
орфограмму.
Уд..вительно (диво, дева), м..нять (мина,
замена), л..пить (липко, лепка), расч..щать (честь, чисто), л..нивый (лень,
линька), скр..пучий (скрепка, скрип), м..стерить (мастер, мост).
Догадайся, какие буквы в слова нужно вставить.
Подбери к ним проверочные.
Пос..дел на скамейке - пос..дел от старости.
Сл..зал сливки - сл..зал с дерева.
Св..ла гнездо - св..ла пятно.
Пол..скать белье - пол..скать щенка.
Зак..лю булавкой - зак..лю здоровье.
Прим..рять платье - прим..рять друзей.
Острые м..чи - футбольные м..чи.
VII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок.
Задание: исправьте ошибки в тексте (работа на карточках)
Тиха было вокрух. Сонце лижало на запущенной клумби и на тровянистой лужайки. Коричневая бабочька сидела на цвитке. Пчёлы с бальшими шерокими палосками вокрух брюшка сновали с цвитка нацвиток и слатка гудели.
VIII. Итог урока.
- Итак, подошел к концу наш урок, где мы с вами познакомились с орфограммами и орфографическими правилами.
- что мы делали на нашем уроке? (Мы узнали, что такое орфограммы, для чего нужно знать орфографические правила)
- достигли ли мы цели нашего урока?
- что вам понравилось на уроке, какие задания?
- Что не понравилось? Какие виды работы вы хотели бы выполнить на следующем уроке?
IX.
Рефлексия.
Продолжите фразу.
Я научился…
Я хотел бы…
Оказывается, что…
X. Домашнее задание.
§ 7-проанализировать теоретический материал, упражнение 28-письменно.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.