Тема. Р.р. Стили речи: разговорный, научный, художественный стили речи.
Цель: создать условия для знакомства со стилями речи, подробно рассмотреть художественный стиль речи;
Задачи:
образовательная: закрепить понятие «стили речи»; научить работать с текстами разных стилей речи;
развивающая: сформировать умение находить характерные для каждого стиля признаки;
воспитательная: воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, обобщение.
Тип урока: изучение нового материала с элементами практической работы
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Поэтическая минутка.
Послушайте стихотворение и определите, в чём заключается его основная тема?
Нужно ясно
понимать,
Что задача не простая.
Мысль словами выражать -
Суть стилистики такая.
Диссертация, беседа,
Речь, статья или роман?
Заявление на соседа,
Что устроил балаган.
В языке во всём система.
Не к чему же нам гадать,
Чтоб не мучила дилемма, -
Нужно стили речи знать!
Сформулируйте теперь тему урока.
Запишите в тетради дату, тему.
ΙIΙ. Актуализация знаний.
1. Словарная работа.
Ребята, а слово стиль однозначное или многозначное ?
Я просила к этому уроку поработать вас с толковым словарём и этимологическим.
Что вы узнали об истории этого слова?
Слово стиль происходит от греческого stilos и означает «палочка». В древности и в средние века писали стержнем из дерева, кости, металла.
Один конец стержня был заострен, им и писали на сырых глиняных плитках, бересте, на вощеных дощечках; другой - -в виде лопаточки, им , повернув стержень- «стиль»,стирали написанное. Таким образом, автор совершенствовал свое сочинение. Отсюда выражение «часто перевертывай стиль», т.е. исправляй, перерабатывай свое произведение.
Что можете рассказать о лексическом значении слова?
В словаре С.И. Ожегова дается такое толкование слова стиль:
1) Характерный вид, разновидность чего-нибудь, выражающаяся в каких-нибудь особенных признаках, свойствах художественного оформления. Например: русский национальный стиль. Стиль одежды. Архитектурный стиль.
2) Метод, совокупность приемов какой-нибудь работы, деятельности, поведения. Например: стиль в работе. Стиль плавания. Этот поступок совершенно в его стиле(он всегда так поступает).
3) Совокупность приемов использования средств языка для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики. Например: стиль художественной литературы. Научный стиль
IV. Первичное усвоение новых знаний.
Какое определение подходит для нашего урока? |
Стили речи - это приемы и средства языка для выражения мыслей в зависимости от цели высказывания.
А что такое цель высказывания? -разговор друзей
-объяснение нового материала
-ответ на уроке
-пересказ художественного произведения
-написание сочинения или изложения
Вывод: для каждой цели высказывания существуют разные стили речи.
Постановка учебной задачи
В зависимости от устной или письменной речевой ситуации мы можем разделить стили речи на два основных стиля. Каких? (Разговорный и книжный)
Вы видите схему «Стили речи», которую мы будем заполнять на протяжении всего урока.
Название стиля речи |
Где употребляется данный стиль |
С какой целью употребляется данный стиль речи |
Особые слова, которые присущи только этому стилю речи |
Разговорный стиль |
в жизни |
люди делятся своими мыслями и чувствами |
разговорная лексика, эмоциональная речь |
Научный |
В науке, в школе |
научные статьи, тексты в учебниках |
Термины, определения |
Художественный |
Используется в произведениях художественной литературы
|
Воздействие на душу читателя, его мысли, его переживания. |
Слова в прямом и переносном значении. |
Наблюдение (с. 10 учебника).
Чтение текстов, ответы на вопросы:
V. Первичная проверка понимания.
Работа с текстами (читает учитель)
Разговорный стиль |
Поделиться
впечатленьем
Если с другом захочу,
То ему, без промедленья,
По мобиле позвоню:
«Ну, привет!..Я тут скучаю.
Приходи-ка на чаёк!
Поболтать с тобой
мечтаю.
Дивный нынче вечерок!
Нет, не болен,- просто скука!
Если хочешь, то хандра!
Мне молчать - ох, это мука!
Сплетен хватит до утра!»
Определите стиль речи (разговорный стиль).
Где употребляется данный стиль?
С какой целью употребляется данный стиль речи?
Особые слова, которые присущи только этому стилю речи…
Заполняют таблицу.
Учитель: Разговорный стиль используется в повседневной жизни: люди делятся с окружающими своими мыслями и чувствами, обмениваются информацией по бытовым вопросам. Например, это может быть телефонный звонок, дружеская беседа, письма. В непринуждённой обстановке мы используем разговорную и просторечную лексику (чаёк, поболтать, мобила). Для этого стиля характерны эмоциональность, образность («Сплетен хватит до утра!» - это гипербола).
В основном разговорный стиль – это устная речь, но мы можем общаться при помощи писем, в современном мире мы всё чаще посылаем электронные письма, но любое письмо должно быть грамотно написано
Пришло письмишко мне.
Гляжу - из лагеря, от Мишки.
«ЗДЕСЬ ЧЮДНЫЙ ЛУК И Я ЛИЖУ», -
написано в письмишке.
«Лук лижет?! Что за чудеса?
Наверно, шутит, плут…»
Читаю дальше:
«ЗДЕСЬ ЛИСА,
КРАСИВЫЙ ДЛИННЫЙ ПРУТ.
НА ДНЯХ В ЛЕСУ НАШЕЛ Я ГРУСТЬ
И ОЧЕНЬ БЫЛ ДОВОЛЕН…»
Нет, нет, не шутит он! Боюсь,
мой друг серьезно болен.
Вернется — надо полечить:
заставить правила учить.
Почему автор стихотворения Шибаев назвал стихотворение «Грустные вести», а письмо «письмишко». Найдите слова с ошибками, запишите правильно эти слова, объясните
Чудный, луг, лежу, леса, пруд, груздь
2. Научный стиль
Стиль
логичный, объективный,
В нём – прямое слов значенье.
Применять нам эффективно
В описании явленья.
Можем мы всегда узнать
Стиль сухой, немного скучный.
«Термин!» - стоит лишь сказать, -
Перед нами стиль -..
Ученики: Научный!
Заполняют таблицу. Запишите предложение. Стиль – это сложившаяся система речевых средств.
- Может ли это предложение использоваться в научном тексте? (в учебнике по русскому языку)
- Назовите слова, которые относятся к научным терминам.
- Выполните синтаксический разбор предложения.
Физкультминутка. Под руководством учителя учащиеся выполняют небольшой (4-5) комплекс физических упражнений и упражнения для глаз.
VI. Первичное закрепление.
1. Работа с текстами.
(Ответ. Задача автора (точнее, героя) первого текста — рассказать о своей судьбе; задача второго — описать дуб; третьего — передать научные знания. Стиль первого отрывка разговорный, второго — художественный, третьего — научный.)
VII. Итоги урока.
- Почему так важно знать стили речи и уметь их правильно использовать?
Учащиеся: для того, чтобы правильно действовать в любой речевой ситуации, уметь передать информацию, написать сочинение и т.д.
- Что нового вы сегодня узнали?
VIII. Домашнее задание. Упр 17-списать, подчеркнуть слова в переносном значении, упр. 13-устно подготовить рассказ о разговорном, научном, художественном стилях речи по схеме.
IX. Рефлексия. Составление синквейна.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.