Конспект урока по русскому языку в 5 классе "Однозначные и многозначные слова"
Оценка 4.9

Конспект урока по русскому языку в 5 классе "Однозначные и многозначные слова"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл—6 кл
27.04.2021
Конспект урока по русскому языку в 5 классе "Однозначные и многозначные слова"
Данная разработка помогает повторить изученный материал по теме «Лексическое значение слова»; усвоить материал об однозначных и многозначных словах.
однозначн и многозначн слова.docx

Конспект урока по русскому языку в 5 классе

«Однозначные и многозначные слова».

Цели урока:

Образовательные:

повторить изученный материал по теме «Лексическое значение слова»; усвоить материал об однозначных и многозначных словах;

Развивающие:

- закрепить умение определять лексическое значение слова и слово по его лексического значению; сформировать умение определять лексическое значение многозначного слова;

Воспитательная:

способствовать воспитанию  внимательности, усидчивости, любви к русскому языку.

Ход урока

1.Организация учебной деятельности. Психологический  настрой.

Здравствуйте, ребята! Я желаю вам успехов в изучении нового материала. Надеюсь на ваше понимание и сотрудничество.

Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу успеха.

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работать будет старательно,

Слушать будем внимательно.

2. Мотивационный этап.

Послушайте  стихотворение  А. Шибаева (название стихотворения не читает)

Лисичка

Доброй летней порой

Бродили по лесу с сестрой.

Хоть устали от ходьбы –

В кузовах у нас грибы.

Вдруг мне крикнула сестричка:

– Глянь, под елкою лисичка!

Я от елки – без оглядки,

Заблестели только пятки.

Я от страха онемел,

В стороне за пень присел.

Громко сердце бьется,

А сестра смеется:

– Нас не съест она, поверь,

То грибок такой, не зверь.

 

- О чем  говорится в стихотворении?

 - А сколько лексических значений имеет здесь слово лисичка?

 - Какие еще значения этого слова вы знаете? ( При ответе на вопрос можно воспользоваться  толковым словарем).

 - Предположите, какой будет тема урока. (Слова, которые имеют несколько значений.  Вариант: многозначные слова).

-  Чему мы должны сегодня научиться?
3.Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия

Давайте  вспомним, что мы изучали на прошлых  уроках?

- Что такое лексика?( словарный состав языка)

- Что такое лексикология? (раздел науки о языке, который изучает лексику)

- Что выражает лексическое значение слова?(содержание)

- Что выражает грамматическое значение слова? (форма)

Молодцы.

Вопросы:

- Какой кнопкой нельзя приколоть бумагу к стене?

- Какую грушу нельзя съесть?

- Одно или несколько значений имеют выделенные слова?

- Запишем словосочетания с данными словами, показав их многозначность.

(Например, канцелярская прикалывает бумагу к столу или стене. Кнопка звонка служит для того, чтобы на неё нажимать. Тогда раздастся мелодия или гудок. Кнопка на платье или другой одежде служит застёжкой; сладкая груша (фрукт), боксерская груша)).

- При затруднении можно обратиться к толковому словарю.

4.Первичное закрепление.

Игра « Узнай слова» 

1. Подземная часть растения; часть зуба (Корень);

2. Они обычно для шитья;

И у ежа их видел я;

Бывают на сосне, на елке,

А называются  (Иголки)

3.Часть предмета за которую берутся; письменная принадлежность (Ручка)

4. Право, я  прическа – чудо

Заплети меня не худо.

На лугу с шипеньем острым

Управляюсь с сенокосом (Коса)

5.Испорченная продукция; союз между мужчиной и женщиной (брак)

-Какие слова мы записали? Почему?

Рассмотрим рисунки в учебникке.

1.Назвать изображённые на рисунке предметы. Устно составить словосочетания к рисункам.

2.Сравнить предметы: общее (названы одним словом), отличие (разные предметы).

3.Сколько ЛЗ имеет слово кисть в следующих сл/сч: кисть руки, кисть малярная, кисть винограда. Значит, это слово многозначное.

Вывод: многозначное – слово, имеющие несколько ЛЗ, однозначное – одно.

5.Осознание и осмысление материала

Форма организации деятельности обучающихся: по группам .

Игра «Найди пару» 

·         Назови каждый предмет.

·         Соедини линиями предметы, которые назвал одинаковым словом.

·         Вывод: многозначное слово называет разные предметы, в чём-то сходные между собой

Найди пару

                                                 http://userdocs.ru/pars_docs/refs/97/96781/96781_html_3d109b7c.jpghttps://im0-tub-ua.yandex.net/i?id=acbf8b63c09916608d1c2fcf5f2a3ccc&n=13

                                        

 

                                                              http://printonic.ru/uploads/images/2016/03/26/img_56f68f69852b1.jpghttps://storage.googleapis.com/multi-static-content/previews/artage-io-thumb-bca1094089683e397c6c8d05be8a1b53.png

http://uchebilka.ru/pars_docs/refs/56/55394/55394_html_769dab24.png                                                                                     http://demiart.ru/forum/uploads4/post-912017-1259925041.jpg

 

 

 

http://fotoham.ru/img/picture/Aug/11/3ae72bc4a757f52e1e9912a111af013b/mini_1.jpg                                                 https://opt-800960.ssl.1c-bitrix-cdn.ru/upload/iblock/2f6/2f6a9b5299fafb7dcbff1cddc7b10c94.jpg?150794315342197

5.Физкульминутка

- Давайте немного отдохнем.

Буратино потянулся,

Встал на ножки, повернулся.

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел,

Видно ключ  он не нашел.

Чтобы ключ ему достать,

Надо на носочки встать.

- Случайно ли мы выбрали такую физминутку?

-Подумайте. Какое отношение она имеет к уроку? (Предположения детей).      -Что искал Буратино?  (Ключ).

- Это слово однозначное или многозначное? Докажите.

6.Самостоятельная работа и проверка по эталону.

1)Определите и разбейте на 2 группы слова с однозначным лексическим значением и многозначным лексическим значением. Для выполнения используйте Толковый словарь учебника  стр.175-184.

Айсберг, число, кабинет, озимь, маяк, поземка, шарада, окончание, проталина, аршин.

Распределите слова в тетрадях.

Однозначные

многозначные

Айсберг

Маяк

Поземка

шарада

Число

Кабинет

Озимь

Окончание

Проталина

Аршин

 

 2.Предлагаю вам тесты  двух уровней: 1-ый тест для тех, кто сомневается; 2-ой тест для тех, кто уверен в себе.

-   В тесте №1 уже имеются вопросы и  есть часть ответа,  вам надо подобрать недостающее слово и найти правильный ответ.

-   В тесте №2 нет ответов, их надо подобрать и записать.

-   Определитесь, с каким тестом вы хотели бы поработать. Удачи!

( Работа в парах, тестовые задания на отдельных карточках).

Тест №1

1)    Подчеркни однозначное слово.

 Пурга, корень, лисичка   ………….

2)    Подчеркни многозначное слово.

Снеговик, земля, буква     ……….

3)    Отметь +,  многозначные слова:

 - имеют одно значение;

            - имеют много значений;

            - имеют одинаковые корни.

 4)  Как называются слова типа «КЛЮЧ». Отметь  + .

 - однокоренные;

 - однозначные;

 - многозначные.

Тест №2

-  Закончите  предложения: 

1.Раздел  науки  о  языке,   в  котором  изучаются  значения  слов, называется…………. (лексика);

2.Любое слово имеет……значение

3.Смысл,  который  подразумевает  говорящий  при произнесении слова,   называется……….. (лексическим  значением);

4.Слова,  которые  имеют  одно  лексическое  значение, называются……….. (однозначными);

5.Слова,  которые  имеют  два  или  более  лексических  значений, называются………… (многозначными).

7. Итог урока

Учитель читает загадку и задает вопрос

Не боится бегемота,
Но боится он лису.
На него идет охота
И в трамвае, и в лесу.
(заяц)

- Какое это слово по значению? Докажите. ( зверек отряда грызунов, безбилетный пассажир, а также зритель, морской заяц- млекопитающее семейства тюленей)

8.Рефлексия.

 Обратимся к цели урока, которую мы поставили. (Научиться различать слова однозначные и многозначные).

- Выполнили ли мы её?

Учитель комментирует и оценивает деятельность учащихся на уроке, благодарит за активную работу.

9.Домашнее задание

Средний уровень: определить значение слова «иголка»,

Достаточный уровень:  составить словосочетания со словом «иголка» во всех его значениях.

Высокий уровень: составить предложения со словом «иголка» во всех его значениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест №1

1)         Подчеркни однозначное слово.

 Пурга, корень, лисичка   ………….

2)         Подчеркни многозначное слово.

Снеговик, земля, буква     ……….

3)         Отметь +,  многозначные слова:

 - имеют одно значение;

            - имеют много значений;

            - имеют одинаковые корни.

 4)  Как называются слова типа «КЛЮЧ». Отметь  + .

 - однокоренные;

 - однозначные;

 - многозначные.

 

Тест №2

-  Закончите  предложения:

1.Раздел  науки  о  языке,   в  котором  изучаются  значения  слов, называется…………. (лексика);

2.Любое слово имеет……значение

3.Смысл,  который  подразумевает  говорящий  при произнесении слова,   называется……….. (лексическим  значением);

4.Слова,  которые  имеют  одно  лексическое  значение, называются……….. (однозначными);

5.Слова,  которые  имеют  два  или  более  лексических  значений, называются………… (многозначными).


 

Скачано с www.znanio.ru

Конспект урока по русскому языку в 5 классе «

Конспект урока по русскому языку в 5 классе «

Какие еще значения этого слова вы знаете? (

Какие еще значения этого слова вы знаете? (

Вывод : многозначное – слово, имеющие несколько

Вывод : многозначное – слово, имеющие несколько

Руки в стороны развел, Видно ключ он не нашел

Руки в стороны развел, Видно ключ он не нашел

Раздел науки о языке, в котором изучаются значения слов, называется…………

Раздел науки о языке, в котором изучаются значения слов, называется…………

Тест №1 1) Подчеркни однозначное слово

Тест №1 1) Подчеркни однозначное слово
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.04.2021