Конспект урока по русскому языку в 5 классе
«Однозначные и многозначные слова».
Цели урока:
Образовательные:
повторить изученный материал по теме «Лексическое значение слова»; усвоить материал об однозначных и многозначных словах;
Развивающие:
- закрепить умение определять лексическое значение слова и слово по его лексического значению; сформировать умение определять лексическое значение многозначного слова;
Воспитательная:
способствовать воспитанию внимательности, усидчивости, любви к русскому языку.
Ход урока
1.Организация учебной деятельности. Психологический настрой.
Здравствуйте, ребята! Я желаю вам успехов в изучении нового материала. Надеюсь на ваше понимание и сотрудничество.
Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу успеха.
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работать будет старательно,
Слушать будем внимательно.
2. Мотивационный этап.
Послушайте стихотворение А. Шибаева (название стихотворения не читает)
Лисичка
Доброй летней порой
Бродили по лесу с сестрой.
Хоть устали от ходьбы –
В кузовах у нас грибы.
Вдруг мне крикнула сестричка:
– Глянь, под елкою лисичка!
Я от елки – без оглядки,
Заблестели только пятки.
Я от страха онемел,
В стороне за пень присел.
Громко сердце бьется,
А сестра смеется:
– Нас не съест она, поверь,
То грибок такой, не зверь.
- О чем говорится в стихотворении?
- А сколько лексических значений имеет здесь слово лисичка?
- Какие еще значения этого слова вы знаете? ( При ответе на вопрос можно воспользоваться толковым словарем).
- Предположите, какой будет тема урока. (Слова, которые имеют несколько значений. Вариант: многозначные слова).
- Чему мы должны сегодня научиться?
3.Этап
актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного
действия
Давайте вспомним, что мы изучали на прошлых уроках?
- Что такое лексика?( словарный состав языка)
- Что такое лексикология? (раздел науки о языке, который изучает лексику)
- Что выражает лексическое значение слова?(содержание)
- Что выражает грамматическое значение слова? (форма)
Молодцы.
Вопросы:
- Какой кнопкой нельзя приколоть бумагу к стене?
- Какую грушу нельзя съесть?
- Одно или несколько значений имеют выделенные слова?
- Запишем словосочетания с данными словами, показав их многозначность.
(Например, канцелярская прикалывает бумагу к столу или стене. Кнопка звонка служит для того, чтобы на неё нажимать. Тогда раздастся мелодия или гудок. Кнопка на платье или другой одежде служит застёжкой; сладкая груша (фрукт), боксерская груша)).
- При затруднении можно обратиться к толковому словарю.
4.Первичное закрепление.
Игра « Узнай слова»
1. Подземная часть растения; часть зуба (Корень);
2. Они обычно для шитья;
И у ежа их видел я;
Бывают на сосне, на елке,
А называются (Иголки)
3.Часть предмета за которую берутся; письменная принадлежность (Ручка)
4. Право, я прическа – чудо
Заплети меня не худо.
На лугу с шипеньем острым
Управляюсь с сенокосом (Коса)
5.Испорченная продукция; союз между мужчиной и женщиной (брак)
-Какие слова мы записали? Почему?
Рассмотрим рисунки в учебникке.
1.Назвать изображённые на рисунке предметы. Устно составить словосочетания к рисункам.
2.Сравнить предметы: общее (названы одним словом), отличие (разные предметы).
3.Сколько ЛЗ имеет слово кисть в следующих сл/сч: кисть руки, кисть малярная, кисть винограда. Значит, это слово многозначное.
Вывод: многозначное – слово, имеющие несколько ЛЗ, однозначное – одно.
5.Осознание и осмысление материала
Форма организации деятельности обучающихся: по группам .
Игра «Найди пару»
· Назови каждый предмет.
· Соедини линиями предметы, которые назвал одинаковым словом.
· Вывод: многозначное слово называет разные предметы, в чём-то сходные между собой
Найди пару
5.Физкульминутка
- Давайте немного отдохнем.
Буратино потянулся,
Встал на ножки, повернулся.
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел,
Видно ключ он не нашел.
Чтобы ключ ему достать,
Надо на носочки встать.
- Случайно ли мы выбрали такую физминутку?
-Подумайте. Какое отношение она имеет к уроку? (Предположения детей). -Что искал Буратино? (Ключ).
- Это слово однозначное или многозначное? Докажите.
6.Самостоятельная работа и проверка по эталону.
Распределите слова в тетрадях.
Однозначные |
многозначные |
Айсберг Маяк Поземка шарада |
Число Кабинет Озимь Окончание Проталина Аршин |
2.Предлагаю вам тесты двух уровней: 1-ый тест для тех, кто сомневается; 2-ой тест для тех, кто уверен в себе.
- В тесте №1 уже имеются вопросы и есть часть ответа, вам надо подобрать недостающее слово и найти правильный ответ.
- В тесте №2 нет ответов, их надо подобрать и записать.
- Определитесь, с каким тестом вы хотели бы поработать. Удачи!
( Работа в парах, тестовые задания на отдельных карточках).
Тест №1
1) Подчеркни однозначное слово.
Пурга, корень, лисичка ………….
2) Подчеркни многозначное слово.
Снеговик, земля, буква ……….
3) Отметь +, многозначные слова:
- имеют одно значение;
- имеют много значений;
- имеют одинаковые корни.
4) Как называются слова типа «КЛЮЧ». Отметь + .
- однокоренные;
- однозначные;
- многозначные.
Тест №2
- Закончите предложения:
1.Раздел науки о языке, в котором изучаются значения слов, называется…………. (лексика);
2.Любое слово имеет……значение
3.Смысл, который подразумевает говорящий при произнесении слова, называется……….. (лексическим значением);
4.Слова, которые имеют одно лексическое значение, называются……….. (однозначными);
5.Слова, которые имеют два или более лексических значений, называются………… (многозначными).
7. Итог урока
Учитель читает загадку и задает вопрос
Не боится бегемота,
Но боится он лису.
На него идет охота
И в трамвае, и в лесу.
(заяц)
- Какое это слово по значению? Докажите. ( зверек отряда грызунов, безбилетный пассажир, а также зритель, морской заяц- млекопитающее семейства тюленей)
8.Рефлексия.
Обратимся к цели урока, которую мы поставили. (Научиться различать слова однозначные и многозначные).
- Выполнили ли мы её?
Учитель комментирует и оценивает деятельность учащихся на уроке, благодарит за активную работу.
9.Домашнее задание
Средний уровень: определить значение слова «иголка»,
Достаточный уровень: составить словосочетания со словом «иголка» во всех его значениях.
Высокий уровень: составить предложения со словом «иголка» во всех его значениях.
Тест №1
1) Подчеркни однозначное слово.
Пурга, корень, лисичка ………….
2) Подчеркни многозначное слово.
Снеговик, земля, буква ……….
3) Отметь +, многозначные слова:
- имеют одно значение;
- имеют много значений;
- имеют одинаковые корни.
4) Как называются слова типа «КЛЮЧ». Отметь + .
- однокоренные;
- однозначные;
- многозначные.
Тест №2
- Закончите предложения:
1.Раздел науки о языке, в котором изучаются значения слов, называется…………. (лексика);
2.Любое слово имеет……значение
3.Смысл, который подразумевает говорящий при произнесении слова, называется……….. (лексическим значением);
4.Слова, которые имеют одно лексическое значение, называются……….. (однозначными);
5.Слова, которые имеют два или более лексических значений, называются………… (многозначными).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.