Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Антонимы"
Оценка 4.8

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Антонимы"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
СCУЗ, ВУЗ
17.03.2024
Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Антонимы"
Конспект урока "Антонимы" для 5 класса. В конспект включены разные формы работы на уроке с учетом новых ФГОС.
Колмакова Е.Ю. Конспект урока русского языка в 5 классе Антонимы.docx

Тема: Антонимы. 5 класс

Цель урока. Углубить знания и умения в использовании антонимов в устной и письменной речи.

Задачи:

обучающие: познакомить учащихся со словами, противоположными по значению, ввести понятие «антоним», научить различать антонимы с разными оттенками значений; эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью;

развивающие: развивать умение подбирать антонимы к данному слову, использовать антонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся; акцентировать внимание на учёте многозначности слова во время подбора антонимов; раскрыть роль антонимов в речи

воспитательные: воспитывать любовь к слову.

 

Планируемые результаты:

личностные: формировать интерес к русскому языку; осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения;

метапредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в паре, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.

предметные: расширить понятийную базу о лексике русского языка;  с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли антонимов с различными оттенками значения.

Тип урока: изучение нового материала.

Познакомить с содержанием понятия «антонимы», со словарём антонимов, функцией антонимов в речи; научить находить антонимы в предложениях, подбирать их к указанным словам.

 

Цели урока для ученика: Углубить знания и умения в использовании антонимов в устной и письменной речи.

Задачи. Развивать умение подбирать антонимы к словам;

- находить их в тексте;

- оценивать достигнутые результаты.

 

Формы работы: индивидуальная, работа в группах, коллективная

Оборудование урока:

1. На рабочем столе учащихся: учебник, тетради, ручки и карандаш.

2. Материал для самостоятельной работы.

3. Презентация урока.

4. Мяч

5. Оценочный лист.

6. Маршрутный лист.

 

 

I. Организационный момент    СЛ 1

Добрый день, ребята и уважаемые коллеги!

Дети, сейчас я вам задам вопросы, а вы будете отвечать, подняв большой палец вверх, это будет означать «хорошо».

- Какие у вас друзья?

- Какая у вас школа?

- Какой у вас класс?

- Какие учителя?

- Какое у вас настроение?

 

Улыбнитесь друг другу. И постарайтесь сохранить хорошее настроение на весь день.

Присаживайтесь.

Откройте тетради. Запишите дату.

 

 

СЛ 2     II. Орфографическая минутка.

1.Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. Запишите слова в тетрадь. Устно докажите правоту своего мнения.

               Записать в тетрадь

Улыбат....ся, (из)под горы, х...хотать, улы..ка, см...яться.

 

парная согласная в корне  слова (слово, в котором после проверяемой согласной будет стоять гласная или звонкая согласная)

 

III. Актуализация знаний

- Сегодня на уроке будем работать в маршрутных листах, которые лежат у вас на партах.

 

1. Из глаголов, которые обозначают смех, постройте ряд слов в порядке усиления.

                          Записать в таблицу

СЛ 2   Улыбаться, смеяться, хохотать.

 

- Как называется такое явление в русском языке?   Градация

 

- Как можно назвать данный ряд?            Синонимический ряд

 

-Что такое синонимы? (Синонимы – это слова, одной и той же части речи, которые звучат и пишутся по-разному, но близки или одинаковы по лексическому значению).

- Слово «улыбка» можно поставить в этот синонимический ряд? (нет, синонимы - это слова одной части речи).

 

2.Зарядка для глаз (АБВГ)  30 сек.

 

IV. Определение темы урока.  

 

- Ребята, синонимы мы изучали в разделе «Лексика». Знакомство с ними помогает нам увидеть, какой необыкновенный и богатый наш язык.   

 

СЛ 3  Сегодня мы отправимся в путешествие в Лексическое царство  СЛ 3 

и познакомимся еще с одной лексической единицей.

 

1 станция нашего путешествия «Определение темы урока»  СЛ 4

 

-А для определения темы урока, я предлагаю посмотреть мультфильма. 

Мультфильм будем смотреть без звука. Ваша задача по лицам и мимике определить настроение героев.

                                      СЛ 5   Просмотр мультфильма «Ох и Ах»                         

 

СЛ. 6- Охарактеризуйте героев

 

- с точки зрения их настроения?  СЛ 7  (весёлый - грустный);

 

1

2

весёлый

грустный

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Ах

2 Ох

 

весёлый

грустный

 

 

 

 

 

 

 

-А знаком ли вам мультфильм, который мы смотрели?  СЛ 8

 

 

 

 

 

- с точки зрения скорости выполнения действий, как двигаются герои мультфильма? (быстро – медленно);  СЛ 9,  10

1 Ах

2 Ох

 

весёлый

грустный

 

быстро

медленно

 

- Одинаковы ли слова в парах по написанию? (разные).

 

одинаковое ли лексическое значение этих слов по отношению друг друга? (Противоположное).

 

- Знаете ли вы как называются такие слова в русском языке? (Антонимы).

 

СЛ 11   Тема нашего урока “Антонимы”.   Открываю табличку на доске.

 

- Записываем тему урока.

 

СЛ 12     1.Целеполагание.   

 

-Какие цели поставим перед собой?

Цель. Углубить знания и умения в использовании антонимов в устной и письменной речи.

 

Задачи. Развивать умение подбирать антонимы к словам;

               находить их в тексте;

               оценивать достигнутые результаты.

 

Сегодня мы с вами расширим понятие антонимов, поговорим о их роли в нашей речи, будем подбирать антонимы к словам, находить их в тексте, правильно употреблять в речи.

 

СЛ 13     2. Словарная работа  

                онима- по-гречески означает — имя, слово

               анти - противоположный

 

СЛ 14    V. Изучение новой темы. 

Следующая станция № 2  «Открытие нового»  

 

СЛ 15     - Оцените наших героев с точки зрения отношения к жизни

 

СЛ 16  (оптимист – пессимист)

 

1 Ах

2 Ох

 

весёлый

грустный

 

быстро

медленно

 

Шутник  оптимист

ворчун      пессимист

 

 

СЛ 17    Оптимист - в любой ситуации не унывает, а надеется на лучшее.

               Пессимист - во всем находит повод для недовольства.

                                       в    ТЕТРАДЬ                             Таблички на доске

 

3. Станция № 3  «Часть речи»      СЛ 18

 

- На какой вопрос отвечают слова в этих антонимических парах?

- Какой частью речи они являются?        СЛ.  19, 20, 21, 22

 

1 Ах

2 Ох

 

весёлый

грустный

прил.

быстро

медленно

наречие

шутник

ворчун

сущ.

 

 

 

 

 

4. Формулировка правила «Антонимы»

 

- Дайте определение антонимам, используя прием «Пропущенное слово»    

 

СЛ 23

Антонимы – это слова …………одной и той же части речи,

с ……..противоположным… значением.

 

- Прочитайте правило.   

 

5. Работа с учебником  с. 156

Чтение правила

 

- Дополните КЛАСТЕР в маршрутных листах, который мы заполняем на протяжении нескольких уроков.

 

V.   Объяснение нового материала     

 

1.Значение антонимов.                    4 станция «Путешествие»    СЛ 24

  

В маршрутных листах вам дан текст о путешествии Оха и Аха.

 

- Подберите антонимы к выделенным словам. Эти антонимы запишите в каждую группу по темам.

 

Если будете затрудняться, ставьте вопрос.

 

Жили-были Ох и Ах. Рано утром они отправились в путь. Ярко светило солнце. Дул тёплый ветерок.

  Через 2 часа Ох и Ах свернули  с тропинки влево. Расставили палатку, разожгли костёр, вкусно пообедали.

      К вечеру путешественники отправились домой. Впереди показалась крыша родного домика, а позади виднелись далёкие огоньки.

 После похода Ох и Ах были радостными.    

СЛ 25

ВРЕМЯ

ПРОСТРАНСТВО

РАЗЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА, СВОЙСТВА,

ЦВЕТ

ЧУВСТВА,

НАСТРОЕНИЕ  ЧЕЛОВЕКА, 

ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА, ДЕЙСТВИЯ

поздно

вправо

тускло

потушили

вечером

позади

холодный

грустными

 

близкие

невкусно

 

 

- Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга.

- Сверьтесь с ответами на слайде.    СЛ 26

 

- За каждый правильный антоним поставьте 1 балл.

 

- Выполнив данное задание, сделайте вывод,  что могут обозначать антонимы?  (заголовки в таблице, размер и т.д.)

 

- А возникли ли у вас трудности при подборе антонимов?  (с цифрой 2)

Числительные не имеют антонимов!

 

Оказывается не ко всем словам можно подобрать антонимы.

ЯБЛОКО     СЛ. 27

 

Яблоко среднего, следовательно, его надо сравнивать с противоположным фруктом среднего рода.

 

2.  5 станция «Физминутка»      СЛ 28

Я буду произносить фразу и выполнять действие, а вы называете антоним моему действию и совершаете его.

1.Уч.: Руки  опускаю (руки вниз)

Дети: - Руки поднимаю.

2.Уч.: - Руки - вперед.

Дети: - Руки–назад.

Уч.: -Руки- вниз.

Дети: - Руки – вверх.

Уч. : - Хлопок влево.

Дети: - Хлопок вправо.

Уч.: - Встать у парты.

Дети: - Сесть за парту.

 

 

3.    6 станция «Секреты антонимов»    

 

- При подборе антонимов необходимо учитывать возможность многозначности слова.

СЛ 29 

Например, слово низкий может быть антонимом не только к слову высокий (низкий дом – высокий дом),

 

СЛ 30, 31   но к слову низкий можно подобрать благородный поступок, возвышенный

низкая цель – возвышенная цель.   СЛ 32

ВЫВОД. Если слово многозначное, то антонимов может быть несколько

     

СЛ 33  Р ЛИСТ   Подберите антонимы к многозначному слову мягкий                                               

Мягкий хлеб – черствый             РАБОТА В ПАРАХ

мягкий диван – жесткий, твердый

мягкий свет – резкий

мягкий климат – суровый

 

4. Исправление ошибок  СЛ 34

- Исправьте лексические недочёты

 

Эта речка не широкая,  а мелкая.   (размер)

Царевна была добрая, а царица плохая.  

 

СЛ 35  ПРОВЕРЬТЕ.   Эта речка не широкая, а узкая.

                                       Царевна была добрая, а царица злая.

4. Однокорневые и разнокорневые антонимы.

Посмотрите на антонимы.

- Чем они похожи?  СЛ 36

 

приехать – уехать

недолет – перелет

 СЛ 37   Различают антонимы однокорневые (приехать – уехать, недолет – перелет) и разнокорневые (теплый – холодный, сильный - слабый).

 

- Для чего нужны антонимы?

 

Антонимы делают речь более точной и выразительной.

- Сколько же препятствий встретили мы на своем пути всместе с Охом и Ахом.

VI. Закрепление нового материала

 

СЛ 36  Эстафета

 

Во время эстафеты будем передавать мячик.

Я называю первое слово и подбираю к нему антонимическую пару.

Передаю мяч следующему.  И называю ему новое слово, он  подбирает антоним.

Долго мяч не задерживаем. Если затрудняетесь, передаете мяч следующему и выбываете из игры.

Побеждает тот, кто ни разу не ошибся.

 

хвалить  (ругать)

большой  (маленький)
длинный (короткий)
широкий (узкий)

4   (числит)

нежный (грубый)
храбрый  (трусливый)
глупый  (умный)
глубокий (мелкий)

прямой (кривой)
левый (правый)
груша ---

смеяться (плакать)

острый (тупой)

скупой (щедрый)

больной (здоровый)

дорогой  (дешевый)

верхний  (нижний)
тяжелый  (легкий)
поднимать (опускать)

холод (жар)

сломать (починить)

горячий (холодный)
светлый  (темный)
белый  (черный)
мокрый  (сухой)
громкий  (тихий)
сладкий  (горький)

 

Итог урока

- Ребята, продолжите предложения:

 

- Антонимы – это…

- В роли антонимов могут выступать части речи…..  разные части речи

- Числительные …не имеют антонимов

- Если у слова несколько значений, то …….  у него будет несколько антонимов

- Антонимы образуют………….. антонимические ряды

 

Домашнее задание. 

Учить правило на с. 155

Упр. 316.

 

Рефлексия:

- Ребята, оцените свое отношение к уроку с помощью смайликов.

Настроение как у оптимиста Аха.

Или как у пессимиста Оха.

Поняли тему или я ничего не понял.

А может быть остались вопросы.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительное задание.

К словам левой колонки подберите антонимы из правой. Соедините их линиями.

близкий

бесчестье

честь

широкий

правдивый

незнакомый

узкий

пассивный

известный

дальний

активный

ложный

 

 


 

Тема: Антонимы. 5 класс Цель урока

Тема: Антонимы. 5 класс Цель урока

СЛ 2 II . Орфографическая минутка

СЛ 2 II . Орфографическая минутка

А знаком ли вам мультфильм, который мы смотрели?

А знаком ли вам мультфильм, который мы смотрели?

ТЕТРАДЬ

ТЕТРАДЬ

За каждый правильный антоним поставьте 1 балл

За каждый правильный антоним поставьте 1 балл

СЛ 37 Различают антонимы однокорневые (приехать – уехать, недолет – перелет) и разнокорневые (теплый – холодный, сильный - слабый)

СЛ 37 Различают антонимы однокорневые (приехать – уехать, недолет – перелет) и разнокорневые (теплый – холодный, сильный - слабый)

Дополнительное задание. К словам левой колонки подберите антонимы из правой

Дополнительное задание. К словам левой колонки подберите антонимы из правой
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.03.2024