Конспект урока по русскому языку во 2 классе.
Тема: Буква ь на конце и в середине слова. Упражнения в переносе слов с ь в середине.
Цель: Формирование умений писать слова с ь знаком в конце и в середине слова.
Задачи:
Образовательные: Познакомить с орфограммой «мягкий знак» Развивать фонематический слух, развивать умения использовать ь знак для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова и правильно переносить слова с ь знаком в середине слова.
Развивающие: Развивать орфографическую зоркость, внимание, память, сообразительность, умения думать, анализировать, обобщать.
Воспитательные: Воспитывать интерес к русскому языку, чувство взаимопомощи, культуру поведения. Формировать умение работать в парах, группах.
Формирование УУД:
Личностные:
Формирование мотивации к учебной деятельности, осознание важности получаемых знаний и приобретаемых умений, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, воспитание самостоятельности, сотрудничества, коллективизма.
Регулятивные:
Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, понимать важность полученных знаний, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; контролировать своё действие и деятельность одноклассников в соответствии с поставленной задачей; выделять и осознавать, что уже усвоено; высказывать свои предположения.
Познавательные:
Общеучебные УУД: построение речевого высказывания в устной форме; умение ориентироваться в системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания.
- Логические УУД: умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, строить логическую цепочку рассуждений, делать выводы; строить осознанное речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные:
Коммуникативные: умение формулировать свои мысли, оформлять их в устной форме; слушать, слышать и понимать речь других; уметь доказывать своё мнение, развивать навыки сотрудничества с учителем и сверстниками, применять их на практике, готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; участвовать в групповом обсуждении.
Ход урока:
I.Орг. момент.
–
Здравствуйте, ребята! (Цель: мотивировать к учебной
деятельности)
Прозвенел для нас звонок -
Начинается урок.
Все ли правильно стоят?
Все ль внимательно глядят?
Все ль меня готовы слушать?
И пятерку получать?
Что ж тогда, друзья, позвольте
Поскорей урок начать!
Наш урок я хочу начать с одной пословицы. На Востоке говорят:
Вселенная освещается солнцем, а человек – знанием.
- А какие знания мы получаем на уроках русского языка?
И сегодня нас ждут новые интересные открытия.
II.Актуализация знаний.
Работа в тетради
- Откроем тетради, запишем число, классная работа.
1.Минутка чистописания. (5 мин.)
Игра «Лишняя буква» (На лепестках ромашках расположены буквы: е, е, я, ю, и, ь)
- Вот ромашка не простая,
А
чудесная какая!
Букву лишнюю найдите.
Всем нам чудо покажите.
- Какая буква лишняя? (ь)
- Почему?
- Какое общее свойство есть у всех остальных букв? (Могут обозначать звуки, являются гласными)
- Для чего они служат, если стоят после согласной? (Для смягчения согласных)
-Написание этой лишней буквы мы сегодня вспомним.
Показ написания буквы ь.
- Мы пропишем Ь нежной капелькой – вот так Ь (Показ на доске)
- Пропишите первую строчку :Ь
- На второй строке: ьв, ья
- Кто написал, возьмите красный карандаш и под самой красивой буквой и самым красиво написанным словом поставьте точку. (Самооценка)
III.Открытие нового знания. (5 мин.).
1. Создание проблемной ситуации.
Словарная работа. Работа в парах.
- У вас на парте карточка для работы в парах. Положите ее перед собой. Вставьте пропущенные буквы и укажите «лишнее» слово.
1 ряд: Маш…на, пруж..на, ш…шка, портфел…
2 ряд: Ч…шка, тетрад…, пощ…да, ч…йник
3 ряд: Ч…гун, щ…ка, учител…, ч…деса
Проверка выполнения задания. Доказательство, объяснение.
-Почему вы считаете это слово «лишним»? Остальные слова с какой орфограммой связаны?
- Запишите в тетради это слово.
( Запись «лишних» слов: портфель, тетрадь, учитель.)
- Поставьте ударение. Назовите безударные гласные. Можно ли проверить написание этих гласных? (Нет).
- Кто такой учитель?
Запишем предложение:
Радость учителя – в успехе учеников.
Задание - выделить орфограммы.
- Что объединяет эти слова? (ь)
- Где стоит буква Ь в этих словах? Для чего он нужен здесь? (Для смягчения)
- Только ли на конце слов может стоят Ь знак?
- А в начале слова может он стоять? Почему?
- Ь знак – хитрый знак.
Не сказать его никак
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
2. Определение темы и цели урока.
- Ребята, кто из вас уже догадался, как будет называться тема нашего урока?
Тема: Буква ь на конце слова и в середине.
С какой целью будем изучать эту тему? ( Научиться писать слова с ь знаком на конце слова и в середине, правильно переносить слова с этой буквой)
ФИЗКУЛЬМИНУТКА(2 мин.)
V. Наблюдение над словами с ь знаком. ( 5 мин.)
Игра «Стань волшебником»
- Помогите превратить слово:
ел – ( в хвойное дерево) ЕЛЬ
мел – ( в мелкое место) МЕЛЬ(Указать количество букв и звуков)
угол – ( в топливо) УГОЛЬ
- Что получилось? Запишите.
- А теперь спрячьте ь знак в середину слова:
Пень - … пеньки
День - … деньки
Конь - … коньки
- Запишите. Подчеркните ь знак. Для чего нужен ь знак в этих словах?
VI.Первичное закрепление. ( 10 мин.)
1. Самостоятельная работа.
-Списать слова, разделив их на две группы. ( Два столбика)
Соль, письмо, сирень, пароль, долька, крыльцо. (Взаимопроверка)
Поставьте «+» на полях, если все верно.
2.Повторение правила переноса.
- Как переносятся слова? (По слогам)
- Как переносить слова с ь знаком в середине?
- Сделайте вывод, как нужно переносить слова с ь?
3. Задание на внимание:
- Ребята, правильно ли перенесены слова, если нет, исправьте:
Уголь-ки, ко-ньки, кол-ьцо, пальч-ик.
- Где ошибки? Кто исправит перенос?
Нужно помнить, что буква ь от предшествующей буквы не отделяется.
VII. Закрепление изученного. ( 5мин.)
1. Работа над правилом .
Сравним свои высказывания с тем, что нам предлагают авторы учебника.
2. Работа у доски:
Жир, Пушок, крыльцо, пень, яма, лить.
– Подчеркните те слова, которые относятся к теме нашего урока.
Ученик выходит, подчёркивает и объясняет.
– Как называется эта орфограмма? (Буква ь для обозначения мягкости согласных.)
Дополнительное задание: восстановите порядок слов так, чтобы получилось предложение.
Подчеркните слова с разделительным мягким знаком.
1. сидит, на, снегирь, рябине
2. птицы, деревьях, на, гнёзда, вьют
3. на, лесную, вышел, полянку, олень
VIII. Итог урока. Рефлексия.( 5 мин.)
1.Самооценка.
- Послушайте высказывания и поставьте знак + или -:
а) я знаю гласные буквы, которые обозначают мягкость согласных звуков;
б) я знаю, когда буквы е, е, ю, я, и обозначают мягкость согласного звука;
в) я умею писать слова с ь на конце и в середине слова;
г) я умею переносить слова с ь в середине.
д) я внимательно слушал учителя, одноклассников;
е) я активно работал(а) на уроке и правильно отвечал(а) на вопросы
ж) оценка
2. – Чему учились на уроке?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
- Какой секрет русского языка вы теперь знаете? (Когда и зачем пишется ь знак)
- Дружная работа.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.