Тема урока: Я выступаю, и я общаюсь.
Цели урока: познакомиться с формами речи монолог и диалог, и их характерными особенностями.
Ход урока
1. Актуализация знаний, обучающихся по теме
- Сейчас я прочитаю вам два текста, а вы мне скажете, чем похожи и чем отличаются эти тексты.
Текст 1 Я хочу стать капитаном корабля, как мой папа. Это интересная профессия, и очень ответственная. Я хорошо учусь, люблю заниматься спортом и обожаю море. Надеюсь, что, когда вырасту, я точно стану капитаном. |
Текст 2 - Ваня, ты кем хочешь стать? - Я хочу стать капитаном корабля, как мой папа. - А почему ты хочешь им стать? - Потому что это интересная и очень ответственная профессия.
|
[Слушают тексты и думают над их сходствами и различиями.]
- Чем похожи эти 2 текста? (Оба текста о профессиях.)
- Чем различны эти 2 текста? (В первом случае рассказывал 1 человек, во втором - разговаривали 2 человека.)
- Как вы думаете, как называется вид речи в первом тексте? (Монолог)
- А во втором тексте? (Диалог)
- Молодцы.
2. Формирование представлений о формах речи: монолог и диалог.
- Приведите примеры, где в жизни приходится встречаться с этими видами речи. (Монолог- художественные произведения, выступление артистов на сцене. Диалог-разговор с кем-то, переговоры, учебный диалог.)
- Давайте попробуем подобрать к словам монолог и диалог синонимы. (Монолог – высказывание, рассказ, объяснение; диалог – общение, разговор, беседа, переговоры, дискуссия.)
- А теперь научимся различать эти виды текста.
- Перед вами на слайде два текста. Давайте посмотрим? Чем они отличаются на письме.
Текст 1 Я хочу стать капитаном корабля, как мой папа. Это интересная профессия, и очень ответственная. Я хорошо учусь, люблю заниматься спортом и обожаю море. Надеюсь, что, когда вырасту, я точно стану капитаном. |
Текст 2 - Ваня, ты кем хочешь стать? - Я хочу стать капитаном корабля, как мой папа. - А почему ты хочешь им стать? - Потому что это интересная и очень ответственная профессия.
|
[Смотрят на тексты и ищут различия.]
- Чем отличаются эти 2 текста? (Во втором тексте перед каждой фразой стоит черточка, а в первом тексте нет черточек нет.)
- Молодцы. Перед каждой новой фразой в диалоге стоит тире? А в монологе его нет.
3. Закрепление умений различать монолог и диалог в письменной речи, по их характерным особенностям
- Для выполнения следующего задания, вам необходимо разделиться на группы. Каждой группе, я раздаю предложения из двух разных текстов. Ваша задача восстановить эти тексты.
1 текст - Селедка, - ответил Незнайка. - Рифма – это когда два слова оканчиваются одинаково, - объяснил Цветик. – Например: утка – шутка, коржик – моржик. Понял? - А у тебя способности есть? – спросил Цветик. Однажды Незнайка пришёл к Цветику и сказал: - Ну, скажи рифму на слово "палка". - Это надо проверить», - сказал Цветик. – Ты знаешь, что такое рифма? - Слушай, Цветик, научи меня сочинять стихи. Я тоже хочу быть поэтом. - Рифма? Нет, не знаю. - Конечно, есть. Я очень способный, - ответил Незнайка. - Понял. |
2 текст Наутро из ямки вырастет небольшое деревце, на нём вместо листьев будут висеть золотые монеты. В Стране Дураков есть волшебное поле, - называется Поле Чудес… -Я тебе сейчас объясню. На этом поле выкопай ямку, скажи три раза: «Крекс, фекс, пекс», положи в ямку золотой, засыпь землёй, сверху посыпь солью, полей хорошенько и иди спать.
|
[Делятся на группы собирают тексты.]
- Давайте проверим правильность ваших текстов на слайде.
1 текст Однажды Незнайка пришёл к Цветику и сказал: - Слушай, Цветик, научи меня сочинять стихи. Я тоже хочу быть поэтом. - А у тебя способности есть? – спросил Цветик. - Конечно, есть. Я очень способный, - ответил Незнайка. - Это надо проверить», - сказал Цветик. – Ты знаешь, что такое рифма? - Рифма? Нет, не знаю. - Рифма – это когда два слова оканчиваются одинаково, - объяснил Цветик. – Например: утка – шутка, коржик – моржик. Понял? - Понял. - Ну, скажи рифму на слово "палка". - Селедка, - ответил Незнайка. |
2 текст -Я тебе сейчас объясню. В Стране Дураков есть волшебное поле, - называется Поле Чудес… На этом поле выкопай ямку, скажи три раза: «Крекс, фекс, пекс», положи в ямку золотой, засыпь землёй, сверху посыпь солью, полей хорошенько и иди спать. Наутро из ямки вырастет небольшое деревце, на нём вместо листьев будут висеть золотые монеты.
|
- Из какого произведения наш первый текст? (Приключения Незнайки и его друзей.)
- Как вы думаете, какой вид речи в этом тексте и почему? (Диалог, потому что разговаривают Незнайка и Цветик, а перед каждой фразой стоит тире.)
- Молодцы. А из какого произведения второй текст? (Золотой ключик, или Приключения Буратино.)
- Какой вид речи в этом тексте? (Монолог, потому что говорит одна лиса Алиса.)
4. Рекомендации к самостоятельной работе
-Дома по желанию самостоятельно составьте монолог или диалог.
[Дома составляют монолог или диалог.]
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.