Конспект урока по русскому языку: Я выступаю, и я общаюсь
Оценка 4.8

Конспект урока по русскому языку: Я выступаю, и я общаюсь

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
1 кл—2 кл
26.05.2020
Конспект урока по русскому языку: Я выступаю, и я общаюсь
Конспект урока по русскому языку: Я выступаю, и я общаюсь
Я выступаю, и я общаюсь..docx

Тема урока: Я выступаю, и я общаюсь.

Цели урока: познакомиться с формами речи монолог и диалог, и их характерными особенностями.

Ход урока

1.     Актуализация знаний, обучающихся по теме

- Сейчас я прочитаю вам два текста, а вы мне скажете, чем похожи и чем отличаются эти тексты.

Текст 1

Я хочу стать капитаном корабля, как мой папа. Это интересная профессия, и очень ответственная. Я хорошо учусь, люблю заниматься спортом и обожаю море. Надеюсь, что, когда вырасту, я точно стану капитаном.

Текст 2

- Ваня, ты кем хочешь стать?

- Я хочу стать капитаном корабля, как мой папа.

- А почему ты хочешь им стать?

- Потому что это интересная и очень ответственная профессия.

 

 

[Слушают тексты и думают над их сходствами и различиями.]

- Чем похожи эти 2 текста? (Оба текста о профессиях.)

- Чем различны эти 2 текста? (В первом случае рассказывал 1 человек, во втором - разговаривали 2 человека.)

- Как вы думаете, как называется вид речи в первом тексте? (Монолог)

- А во втором тексте? (Диалог)

- Молодцы.

2.     Формирование представлений о формах речи: монолог и диалог.

- Приведите примеры, где в жизни приходится встречаться с этими видами речи. (Монолог- художественные произведения, выступление артистов на сцене. Диалог-разговор с кем-то, переговоры, учебный диалог.)

- Давайте попробуем подобрать к словам монолог и диалог синонимы. (Монолог – высказывание, рассказ, объяснение; диалог – общение, разговор, беседа, переговоры, дискуссия.)

- А теперь научимся различать эти виды текста.

- Перед вами на слайде два текста. Давайте посмотрим? Чем они отличаются на письме.

Текст 1

Я хочу стать капитаном корабля, как мой папа. Это интересная профессия, и очень ответственная. Я хорошо учусь, люблю заниматься спортом и обожаю море. Надеюсь, что, когда вырасту, я точно стану капитаном.

Текст 2

- Ваня, ты кем хочешь стать?

- Я хочу стать капитаном корабля, как мой папа.

- А почему ты хочешь им стать?

- Потому что это интересная и очень ответственная профессия.

 

 

[Смотрят на тексты и ищут различия.]

- Чем отличаются эти 2 текста? (Во втором тексте перед каждой фразой стоит черточка, а в первом тексте нет черточек нет.)

- Молодцы. Перед каждой новой фразой в диалоге стоит тире? А в монологе его нет.

3.   Закрепление умений различать монолог и диалог в письменной речи, по их характерным особенностям

- Для выполнения следующего задания, вам необходимо разделиться на группы. Каждой группе, я раздаю предложения из двух разных текстов. Ваша задача восстановить эти тексты.

1 текст

- Селедка, - ответил Незнайка.

- Рифма – это когда два слова оканчиваются одинаково, - объяснил Цветик. – Например: утка – шутка, коржик – моржик. Понял?

- А у тебя способности есть? – спросил Цветик.

Однажды Незнайка пришёл к Цветику и сказал:

- Ну, скажи рифму на слово "палка".

- Это надо проверить», - сказал Цветик. – Ты знаешь, что такое рифма?

- Слушай, Цветик, научи меня сочинять стихи. Я тоже хочу быть поэтом.

- Рифма? Нет, не знаю.

- Конечно, есть. Я очень способный, - ответил Незнайка.

- Понял.

2 текст

Наутро из ямки вырастет небольшое деревце, на нём вместо листьев будут висеть золотые монеты.

В Стране Дураков есть волшебное поле, - называется Поле Чудес…

-Я тебе сейчас объясню.

На этом поле выкопай ямку, скажи три раза: «Крекс, фекс, пекс», положи в ямку золотой, засыпь землёй, сверху посыпь солью, полей хорошенько и иди спать.

 

 

[Делятся на группы собирают тексты.]

- Давайте проверим правильность ваших текстов на слайде.

1 текст

Однажды Незнайка пришёл к Цветику и сказал:

- Слушай, Цветик, научи меня сочинять стихи. Я тоже хочу быть поэтом.

- А у тебя способности есть? – спросил Цветик.

- Конечно, есть. Я очень способный, - ответил Незнайка.

- Это надо проверить», - сказал Цветик. – Ты знаешь, что такое рифма?

- Рифма? Нет, не знаю.

- Рифма – это когда два слова оканчиваются одинаково, - объяснил Цветик. – Например: утка – шутка, коржик – моржик. Понял?

- Понял.

- Ну, скажи рифму на слово "палка".

- Селедка, - ответил Незнайка.

2 текст

-Я тебе сейчас объясню. В Стране Дураков есть волшебное поле, - называется Поле Чудес… На этом поле выкопай ямку, скажи три раза: «Крекс, фекс, пекс», положи в ямку золотой, засыпь землёй, сверху посыпь солью, полей хорошенько и иди спать. Наутро из ямки вырастет небольшое деревце, на нём вместо листьев будут висеть золотые монеты.

 

 

- Из какого произведения наш первый текст? (Приключения Незнайки и его друзей.)

- Как вы думаете, какой вид речи в этом тексте и почему? (Диалог, потому что разговаривают Незнайка и Цветик, а перед каждой фразой стоит тире.)

- Молодцы.  А из какого произведения второй текст? (Золотой ключик, или Приключения Буратино.)

- Какой вид речи в этом тексте? (Монолог, потому что говорит одна лиса Алиса.)

4. Рекомендации к самостоятельной работе

-Дома по желанию самостоятельно составьте монолог или диалог.

[Дома составляют монолог или диалог.]


 

Тема урока: Я выступаю, и я общаюсь

Тема урока: Я выступаю, и я общаюсь

А теперь научимся различать эти виды текста

А теперь научимся различать эти виды текста

Однажды Незнайка пришёл к Цветику и сказал: -

Однажды Незнайка пришёл к Цветику и сказал: -

Однажды Незнайка пришёл к Цветику и сказал: -

Однажды Незнайка пришёл к Цветику и сказал: -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.05.2020