Класс: 8 Урок 1
Тема: Человек. Индивид. Личность.
План:
1. Организационный момент (основные требования к изучению курса).
2. Понятие «человек».
3. Понятие «индивид».
4. Понятие «личность».
Ход урока:
1. Организационный момент:
· учитель объясняет основные требования, предъявляемые с его стороны к учащимся при изучении предмета «обществознание»;
· учитель обращает внимание, что в 8-ом классе изучается несколько разделов из курса обществознания «Социальная сфера», «Духовная сфера», «Экономика»;
· учитель обращает внимание ребят на необходимость работы со словарем, помещенным в учебнике на стр. 216-223, дополнительным материалом: фактами, документами, выдержками из официальной информации;
· главные требования: учебник, тетрадь, ручка, «голова», интересные идеи и мысли, стремление получать знания, а не отсиживаться на уроке, работа с дополнительной литературой, исполнение творческих заданий, пятиминутки, понятийные диктанты, устные ответы.
2. Понятие «человек».
Учитель просит ребят определить основные отличительные признаки человека от животного (беседа-обсуждение).
Зап. в тетр. (схема составляется по ходу обсуждения с детьми поставленного вопроса):
ЧЕЛОВЕК |
ЖИВОТНОЕ |
- дыхание - сон - питание (еда, вода) - безопасность - размножение |
|
- разум - речь - мышление - общение - деятельность (труд, игра, учеба) - творчество - целеполагание - инстинкты (рефлексы) |
- инстинкт |
Далее учитель подводит учеников к пониманию человека как существа, в котором сочетается и природное начало (биологическое), и социальное (общественное), через определение основных его потребностей:
Зап. в тетр. (схема составляется по ходу обсуждения вопроса о потребностях человека):
ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Биологические |
Социальные |
- дыхание - сон - еда - вода - безопасность - размножение |
- общение - деятельность (игра, учеба, труд) - общество (социум) |
Вывод: человек – существо и социальное, и биологическое.
3. Понятие «индивид».
Учитель объясняет: в человеке всегда сочетается природное и социальное начала. Ему свойственно задаваться вопросами «Кто я?», «Зачем я живу?», «В чем смысл моей жизни?». Человек как отдельный индивид передает и несет в себе собирательный образ всех людей. Так кто же такой индивид?
Задание: Учитель предлагает ученикам найти в тексте 1-го параграфа на стр. 6-7 определение «индивид», самостоятельно ознакомиться с предлагаемым авторами учебника понятием «индивид» в словаре на стр. 218 и попытаться самостоятельно вывести определение понятия «индивид» для записи в тетрадь (работа с учебником, со словарем).
Зап. в тетр.: «индивид – представитель человеческого рода, человек как один из людей».
4. Понятие «личность».
Учитель объясняет: Если индивидом человек является от природы, так как его отличительные признаки во многом определены генетически (наследственно), то личностью становится постепенно, в результате воспитания через приобретение универсальных, неповторимых качеств – индивидуальности.
Зап. в тетр. (с объяснением учителя и привидением примера про танцора, художника и т.д.):
ЛИЧНОСТЬ = индивид + индивидуальность + деятельность
Учитель объясняет: процесс становления личности проходит всю жизнь и включает в себя три основные фазы. Сам процесс называется социализацией.
Задание: записать в тетрадь опорную схему для заполнения в качестве домашнего задания при использовании параграфа №1 (стр. 6-13).
СОЦИАЛИЗАЦИЯ (процесс становления личности):
1.
2.
3.
Д/З: параграф 1, заполнить схему «Социализация» в тетради
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.