Конспект урока по теме
«Деление с остатком» (урок 1)
Автор: Бисева Ольга Сергеевна, учитель математики.
Тема учебного раздела: Натуральные числа.
Продолжительность: 45 минут.
Предмет, класс, в котором используется продукт: математика, 5 класс.
Авторы учебника, учебно-методического комплекта: Н.Я. Виленкин, В.И.Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. Математика 5 класс.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний по теме «Деление с остатком».
Формы организации труда: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, практический.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер.
Пояснительная записка: при подготовке урока в 5 классе я руководствовалась возрастными особенностями учащихся и государственным стандартом по математике.
Цели урока
1. Образовательные:
- повторить деление с остатком;
- учить выполнять деление с остатком, записывать его в виде формулы а= сb + d, где а -делимое, с –неполное частное,b- делитель и d- остаток;
- учить находить неизвестные компоненты данной формулы по известным другим.
2. Воспитательные:
- способствовать воспитанию чувства товарищества, взаимопомощи, взаимопонимания;
- воспитывать уверенности в себе, мотивацию к обучению, чувство ответственности за командный успех.
3. Развивающие:
- формировать умение правильно записывать и выполнять деление с остатком;
- формировать умение решать уравнения и задачи;
- формировать умение учащихся работать в группе;
- способствовать развитию познавательного интереса к изучаемому предмету;
- способствовать развитию воображения, творческой активности учащихся, мышления, внимания.
Здоровье сберегающий аспект урока:
- доброжелательная атмосфера, способствующая положительному эмоциональному настрою;
- создание ситуации успеха на уроке;
- чёткая организация урока;
- подвижная физкультминутка для снятия усталости.
План урока .
1. Организационный момент. (проверка готовности к уроку) ( 1 мин)
2. Актуализация опорных знаний. Устный счёт.( 5 мин)
3. Математический диктант. (5 мин.)
4. Изучение нового материала. ( 6 мин.)
а) Постановка проблемной ситуации
б) Решение проблемной ситуации
5. Первичное закрепление нового материала. ( 5 мин)
6. Решение задач.(10 мин)
7. Физкультминутка. ( 1 мин)
8. Повторение. (7 мин)
9. Итоги урока.(2 мин)
10. Домашнее задание. (2 мин)
11. Рефлексия.( 1 мин)
ХАРАКТЕРИСТИКА УРОКА
Технологии, применяемые на уроке |
Решаемые проблемы |
Виды деятельности (элементы содержания, контроль) |
Планируемые результаты |
||
предметные |
УУД |
личностные |
|||
Здоровьесбережения, развивающего обучения, проблемного обучения. поэтапного формирования умственных действий |
Что нового узнали о деление с остатком? Как называются компоненты деления с остатком? |
Математический диктант, устная работа, работа с текстом учебника, работа у доски, фронтальная работа с классом. |
ПРЕДМЕТНЫЕ Знать: - названия компонентов деления с остатком; - правило нахождения делимого при делении с остатком. Уметь: - выполнять деление с остатком; - находить неизвестные компоненты действий деления и умножения. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ. -выполнять алгоритм деления с остатком в столбик. |
Коммуникативные: уметь точно и грамотно выражать свои мысли; уметь слушать других. Регулятивные: работать по составленному плану, формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
|
Формирование познавательного интереса к изучению нового |
№ стр. |
Этап урока, страницы флипчарта
|
Действия учителя (ДУ) Формы организации работы учителя
|
Действия учащихся,
|
Формы организа-ции их работы |
2 |
1. Организационный этап. (проверка готовности к уроку)
|
- Здравствуйте! Садитесь! Посмотрите, всё в порядке Ручки, книжки и тетрадки. Все готовы вычислять, и делить и умножать? Все готовы? ДУ: обращает внимание на доску. -Найдите закономерность и вставьте пропущенное число? (Учащимся даётся задание на развитие высших психических функций (мышление, внимание), с целью подготовить мыслительную деятельность обучающихся к активной работе на уроке) ДУ: акцентирует внимание учащихся на действие, которым было найдено число. Работа со страницей на ИД: нажимает на знак вопроса, появляется число 9. - На прошлых уроках мы с вами изучали тему «Деление». - Сегодня мы продолжим изучение этой темы. Работа со страницей на ИД: нажимает на синюю стрелку справа (осуществляется переход на другую страницу). |
Ответы детей.(Да)
Думают над заданием.
Учащиеся замечают, чтобы найти пропущенное число нужно 36:4.
Внимательно слушают учителя.
|
Фронталь-ная работа |
3
4 |
2. Закрепление ранее изученного материала. Устный счёт.
Фронтальная устная работа + математический диктант (8)
|
- Давайте, ребята, учиться считать: Делить, умножать, прибавлять, вычитать. Запомните все, что без устного счёта Не сдвинется с места любая работа. На уроке у нас сегодня в гостях Волк и Заяц из знакомого всем мультфильма «Ну погоди!». - Раскрасьте картинку на доске. - Перед вами примеры и три варианта ответов, из которых один верный, если выберите верный ответ, то часть картинки закрасится, а если нет, то ответ пропадает. ДУ: вызывает детей по очереди к доске.
Работа со страницей на ИД: нажимает на синюю стрелку справа (осуществляется переход на другую страницу).
ДУ: предлагает учащимся устно дать ответы на предложенные на доске вопросы.
- Определите сколько цифр в частном: 7416:36; - Выполните деление: 55: 5 3606: 6 - Сравните числа 28 и 7
9 и 63
- Каким действием определяется во сколько раз одно число больше или меньше другого? - 160 кг картошки разложили в 4 мешка поровну. Сколько кг картошки в одном мешке? Работа со страницей на ИД: С помощью инструмента «Выбор» нажимает по зелёным кнопкам 1, 2, 3, 4,5,6,7,8, в "облачках" появляются задания. После устного разбора проверяем свой ответ, произведя щелчок по соответствующей салатовой кнопке, расположенной вверху кнопок соответственно. - Запишите число, классная работа, математический диктант. Цифра 8 (математический диктант с проверкой) ДУ: читает задания. 1) Определите сколько цифр будет в частном и выполните деление: 808:3 312: 3 7585: 37 2) а) Во сколько раз число 60 больше числа 5? б) Во сколько раз число 4 меньше числа 100? Работа со страницей на ИД: С помощью инструмента «Выбор» нажимает на салатовую кнопку над цифрой 8 , появляется ответы на доске. - нажимает на синюю стрелку справа (осуществляется переход на другую страницу). |
Решают у доски по очереди примеры, остальные внимательно слушают друг друга.
Работа со страницей на ИД: С помощью инструмента «Выбор» нажимают на ответ, если он выбран верно, то часть картинки закрашивается, а если нет , то выбранное число пропадает.
Отвечают устно на вопросы, записанные на доске. - Три. - 11. - 101. - 28 больше 7 в 4 раза. - 9 меньше 63 в 7 раз
- делением.
-40.
Делают необходимые записи в тетради.
Внимательно слушают учителя и пишут математический диктант в тетрадях.
Меняются тетрадями. Осуществляют взаимопроверку. |
Работа у доски.
Фронталь-ная устная работа
Индиви-дуальная работа.
|
5
6 |
3. Изучение нового материала.
а) Постановка проблемной ситуации
б) Решение проблемной ситуации
|
Работа со страницей на ИД: С помощью инструмента «Выбор» нажимает на прямоугольник, появляется условие задачи. - Перед вами проблемная задача: У девочки есть 30 рублей, ей нужно купить булочки. Цена одной булочки 10 рублей. Какое максимальное количество булочек она может купить?
Работа со страницей на ИД: С помощью инструмента «Выбор» нажимает на монеты появляется другое условие задачи.
- На следующий день у девочки также 30 рублей, но булочка стоит уже 12 рублей, сколько булочек теперь может купить девочка? Работа со страницей на ИД: нажимает на синюю стрелку справа (осуществляется переход на другую страницу). - Чтобы ответить на вопрос задачи нужно 30 : 12, но 30 на 12 не делится на цело, а только с остатком. - Запишите тему нашего урока «Деление с остатком» и запишем деление «уголком» 30: 12
- Как называются компоненты при делении с остатком? ДУ: указывает на число 30, затем 12, 6 и 2. Работа со страницей на ИД: С помощью инструмента «Выбор» кликает на число в делении уголком, появляются названия компонентов деления. - Сравните остаток с делителем, что можно про них сказать? - Как можно проверить правильно ли выполнено деление? Объясните. - Проверим правильность наших выводов. Работа со страницей на ИД: С помощью инструмента «Выбор» кликает на изображение «Зайца», появляется задание для учащихся.
- Откройте учебник на стр. 81. - Прочитайте статью и приготовьтесь отвечать на вопросы. - Может ли остаток быть больше делителя? - Может ли он быть равен делителю? -Как найти делимое по неполному частному, делителю и остатку? |
Внимательно слушают.
Перед учащимися создаётся проблемная ситуация с помощью которой реализуются принципы продуктивной обработки информации и развития мотивации.
Предлагают свои ответы.( 3булочки)
Предлагают решение проблемы.(2 бул.)
Выполняют деление уголком в тетрадях и подписывают компоненты деления
Отвечают на вопрос. -Остаток меньше делителя. - Умножением делителя и неполного частного с добавлением остатка.
- нет. - да, тогда число делится нацело. -Неполное частное умножить на делитель и прибавить остаток.
|
Фронталь-ная работа
Работа в тетрадях.
Работа по учебнику. (индивид.) |
7
|
4. Первичное закрепление нового материала.
|
- Помогите Зайцу найти и исправить ошибки, которые допустил Волк в вычислениях. ДУ: вызывает ученика к доске (или по желанию по очереди несколько учащихся).
Работа со страницей на ИД: нажимает на синюю стрелку справа (осуществляется переход на другую страницу).
|
(остальные записывают все примеры себе в тетрадь)
Работа со страницей на ИД: С помощью инструмента «Перо» ученик исправляет ошибки, если требуется производит вычисления на стикере, на который наложено действие «перетащить копию» |
Индиви-дуальная работа у доски.
|
8 |
|
-Сформулируйте условия деления с остатком, запишите их себе в тетрадь. - Сформулируйте правило нахождения делимого по неполному частному и остатку, запишите правило в тетрадь.
. Работа со страницей на ИД: - кликает по цифрам 1,2., затем щёлкнув на знак восклицания откроется правило, кликая на буквы которого открывается их обозначение внизу страницы; - нажимает на синюю стрелку справа (осуществляется переход на другую страницу).
|
Формулируют условия, затем записывают с доски их себе в тетрадь. - Остаток должен быть меньше делителя. -Если неполное частное умножить на делитель и прибавить остаток, то получится делимое. a=c×b +d, где а- делимое, с- неполное частное, b- делитель и d- остаток. |
Фронталь-ная работа.
Работа в тетрадях.
|
9 |
5. Решение задач.
|
- Откройте учебник на странице 82 № 533 (а,б,е,ж)
а- решаем у доски с объяснениями . б- решаем самостоятельно, затем проверяем вместе. е – решаем у доски с объяснениями ж- решаем самостоятельно, затем проверяем.
Работа со страницей на ИД: произведя щелчок по "Зайцу" - производим проверку решения. После выполнения номера нажимает на синюю стрелку справа (осуществляется переход на другую страницу).
|
а- выполняет 1 ученик у доски, остальные в тетрадях. б- самостоятельно решают, затем 1 человек показывает решение на доске. е- выполняет 1 ученик у доски, остальные в тетрадях. ж- самостоятельно решают, затем 1 человек показывает решение на доске. Работа со страницей на ИД: Ученик записывает решение у доски, используя инструмент «Перо» в нижнем углу прямоугольника. (а класс записывает при этом все в тетради). |
Работа у доски. Самос-тоятельная работа.
|
10 |
|
- № 534. ДУ: даёт инструкцию по выполнению задания.
Работа со страницей на ИД: После выполнения номера нажимает на синюю стрелку справа (осуществляется переход на другую страницу).
|
Выполняют задание. Работа со страницей на ИД: На цифры внизу страницы наложено действие "Перетащить копию". Ученики по очереди ( по желанию или можно использовать двухпользовательский режим) выходят к доске и с помощью инструмента "Выбор" помещают нужные остатки в прямоугольники, остальные выполняют номер в тетрадях. |
|
11 |
|
- Прочитайте задачу. ДУ: обсуждает с классом задачу, задаёт вопросы.
Работа со страницей на ИД: После решения задачи щелкает по "Зайцу" - производим проверку решения.
|
Самостоятельно записывают решение в тетради и производят вычисления. 400:13=30 (ост.10) 400=30·13+10 |
Работа в тетрадях. |
12 |
6. Физкультминутка
|
Физкультминутка. Работа со страницей на ИД: кликает по левой руке Волка, а затем включает звукозапись.
Закройте глаза и представьте, что ваш нос вырос, как у Буратино. Обмакните его, как в сказке, в чернила и напишите как можно красивее носом воздухе слово делимое, сделайте это с движением головы; зафиксируйте слово перед глазами. |
выполняют движения. |
|
13 |
7. Повторение.
|
- Прежде чем вспомнить материал, который мы изучали на предыдущих уроках, давайте разделимся на две команды: команду Волка, команду Зайца. ДУ: делит класс на команды ( 1 вариант- команда Зайца, 2 вариант – команда Волка)
Работа со страницей на ИД: включает звукозапись, если требуется пока дети рассаживаются по командам. |
Рассаживаются по группам. |
|
14 |
|
- Кто больше поймает мячей? ДУ: инструктаж по выполнению задания.
Работа со страницей на ИД: Производит щелчок по нужной картинке (Волка или Зайца), затем по номеру задания напротив этой картинки при этом появляется задание и два варианта ответов (для того чтоб появились нажимаем на цифры 1 и 2 около открытого задания), один из которых верный.
Работа со страницей на ИД: После выполнения номера нажимает на синюю стрелку справа (осуществляется переход на другую страницу).
|
Внимательно слушают пояснения учителя. Каждой команде предлагается по 3 задания ( напротив картинок Волка и Зайца). По жребию начинает одна из команд. Работа со страницей на ИД: Ученик из команды пишет пером на стикере, затем выбирает ответ и производит по нему щелчок. Если выбран верный ответ, то команде прибавляется мяч, если же выбран неверный ответ, то появляется в ячейке вместо мяча крестик. На кнопку с решенной задачей накладывается "накладка", поэтому команда не может выбрать одну и туже задачу дважды. Побеждает команда набравшая большее количество мячей (максимум три, они собираются в урнах у Волка и Зайца справа).
|
Работа в группах.
|
15 |
|
ДУ: объясняет задание, вызывает по человеку от каждой команды.
ДУ: считает верные ответы и прибавляет мячи командам.
|
По ученику от команд работают у доски, остальные в тетради.
Работа со страницей на ИД: Двухпользовательский режим. На мел у каждой доски наложено дествие "Перо", решают уравнения, затем с помощью инструмента "Лупа" проверяют ответ (прямоугольник в левом нижнем углу каждой доски).
|
|
16 |
8. Итог урока.
|
ДУ: подводит итог урока, выставляет оценки.
Работа со страницей на ИД Учитель выдвигает бегущего "Зайца" вправо и задаёт вопросы классу. |
Отвечают на вопросы, решают задачи на деление с остатком из жизни.
Акцентируется внимание на трудных моментах в теме, связь математики с жизнью. |
|
17 |
9. Домашнее задание.
|
Работа со страницей на ИД Учитель кликает "домик" , открывается домашнее задание.
- пункт 13 стр. 81, № 550 (а,б), № 552, № 556 (а). |
Открывают дневники, записывают домашнее задание.
пункт 13 стр. 81, № 550 (а,б), № 552, № 556 (а). |
|
18 |
10. Рефлексия.
|
- Перед вами на доске три квадрата: Зелёный – обозначает….. Жёлтый - ….. Красный….. (читает на доске) - подойдите по очереди к доске и выберите один из квадратиков.
Работа со страницей на ИД Учитель кликает на квадратики слева по очереди , открывается их обозначение.
-- СПАСИБО ЗА УРОК! |
Внимательно слушают учителя
Работа со страницей на ИД С помощью инструмента «выбор» производят щелчок по выбранному квадратику справа в нижнем углу. ( на каждый квадрат наложено действие «Растяжение вверх») |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.