Длина, площадь, объем
Цели деятельности учителя: содействовать успешному освоению понятий «длина ломаной», «периметр многоугольника», «площадь фигуры», «объём фигуры»; способствовать развитию умения вычислять длину ломаной, периметр многоугольника, сравнивать площадь и объём фигур.
Планируемые результаты образования.
Предметные: умеют определять площадь прямоугольника (в условных единицах с опорой на иллюстрации), использовать свойства сторон прямоугольника при вычислении его периметра, составлять выражение по условию задачи, определять объем геометрических фигур в единичных кубиках.
Личностные: оценивают собственные успехи в освоении вычислительных навыков; сопоставляют собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): регулятивные: удерживают цель учебной деятельности на уроке (с опорой на ориентиры, данные учителем); познавательные: ориентируются в рисунке-схеме; соотносят длину пути, выраженную в разных единицах (метрах, шагах); вычисляют площадь многоугольной фигуры, разбивая ее на прямоугольники; выполняют вычисления; исследуют зависимость между величинами (длиной стороны прямоугольника и его периметром); коммуникативные: отвечают на вопросы, задают вопросы, уточняют непонятное.
Ход урока
I. Актуализация знаний. Устный счет.
1. Математический диктант.
– Первое слагаемое 6, второе 4. Назовите сумму.
– Каждое из двух слагаемых равно 7. Чему равна сумма?
– Сумма двух чисел 20. Одно из них 4. Назовите другое число.
2. Игра «Геометрия на спичках».
– Переложите три палочки так, чтобы стало 2 квадрата.
– Переложите две палочки так, чтобы стал 1 квадрат.
– Переложите четыре палочки так, чтобы стало 2 квадрата.
– Переложите четыре палочки так, чтобы стало 11 квадратов.
– Переложите четыре палочки так, чтобы стало 12 квадратов.
– Переложите четыре палочки так, чтобы стало 10 квадратов.
3. Задачи.
– Из двух задач составьте одну, которая решается в 2 действия, а лишние слова в приведенном тексте зачеркните. решите полученную задачу.
• На катке было 10 человек. Пришли ещё 3 человека. Сколько человек стало на катке?
• Ha катке было 13 человек. С катка ушли 5 человек. Сколько человек осталось на катке?
4. Заполните таблицу:
Уменьшаемое |
19 |
17 |
16 |
15 |
14 |
13 |
18 |
Вычитаемое |
7 |
5 |
4 |
3 |
4 |
2 |
6 |
Разность |
|
|
|
|
|
|
|
II. Изучение нового материала.
Работа по учебнику.
– Сегодня на уроке будем учиться измерять длину ломаной линии, вычислять периметр, площадь и объём фигур.
Задание 1. Какая фигура изображена? (Ломаная линия.) Из скольких звеньев состоит эта ломаная? (Из 4 звеньев.)
– Как вы думаете, что такое длина ломаной? (Это сумма длин всех её звеньев.)
– Измерять длину каждого звена будем в единичных отрезках. Сколько единичных отрезков содержит каждое звено ломаной? (3, 7, 4, 1.)
– Найдите длину ломаной линии.
3 + 7 + 4 + 1 = 15 (ед. отрезков)
Задание 2. Какие геометрические фигуры изображены? (Треугольник, квадрат, многоугольник, пятиугольник.)
– Каждая геометрическая фигура имеет периметр. Периметр много-угольника – это сумма длин всех его сторон. Найдите периметры изображённых многоугольников.
РΔ = 5 + 4 + 6 = 15 (ед. отрезков)
Р□ = 5 + 5 + 5 + 5 = 20 (ед. отрезков)
Рмногоуг. = 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 20 (ед. отрезков)
Рпятиуг. = 11 + 11 + 13 + 13 + 2 = 50 (ед. отрезков)
Задание 3. Рассмотрите фигуры. Каждая фигура имеет площадь. Площадь фигуры, состоящей из единичных квадратов, – это число таких квадратов.
– Найдите площади нарисованных фигур.
S1 = 6 + 6 = 12 (ед. квадратов)
S2 = 10 + 7 = 17 (ед. квадратов)
S3 = 8 + 8 = 16 (ед. квадратов)
Задание 4. Вычислите площади составленных фигур.
S1 = 14 + 25 = 39 (ед. квадратов)
S2 = 18 + 12 = 30 (ед. квадратов)
S3 = 6 + 8 + 4 = 18 (ед. квадратов)
Задание 5. Рассмотрите геометрические фигуры. Каждая фигура имеет объем. Объем фигуры, состоящей из единичных кубиков, – это число таких кубиков.
– Найдите объем каждой фигуры.
V1 = 6 + 6 = 12 (ед. кубиков) V2 = 7 + 7 = 14 (ед. кубиков)
Задание 6. Вычислите объем фигур в единичных кубиках.
V1 = 12 + 12 = 24 (ед. кубиков) V2 = 6 + 12 = 18 (ед. кубиков)
V3 = 16 + 12 + 2 = 30 (ед. кубиков)
Задание
7. Рассмотрите схему. Дорога из дома в школу отмечена зеленой линией. Сколько
метров проходит Коля
от дома до школы? (11 + 20 + 15 + 13 = 59 (м))
–
По дороге Коля огибает сквер. Если он пройдет по скверу, то его путь будет на
10 метров короче. Какова длина дороги
от дома до школы через сквер? (59 – 10 = 49 (м))
– В другой раз Коля считал свой путь шагами. Два его шага составляют 1 метр. За сколько шагов проходит он дорожку по сторонам сквера? (20 + 20 + 15 + 15 = 70 (шагов))
– За сколько шагов – дорогу от дома до школы через сквер? (49 + +49 = 98 (шагов))
III. Самостоятельная работа по карточкам.
1. Найдите признак отличия всех фигур одной группы от фигур другой:
а)
б)
2. Раскрасьте равные фигуры одним цветом.
IV. Итог урока.
– Назовите геометрические фигуры. Что такое периметр? Как вычислить длину ломаной? Что такое площадь? Объём?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.