Тема урока: «Единственное и множественное число глаголов».
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Цель урока: создание благоприятных условий для ознакомления с единственным и множественным числом глаголов, их отличительными признаками и ролью в речи.
Задачи:
Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по ознакомлению с единственным и множественным числом глаголов, осознанию и осмыслению знаний о единственном и множественном числе глаголах, применению этих знаний в знакомой и новой учебных ситуациях.
Развивающие: способствовать развитию умения применять ранее полученные знания, закреплению изученного материала, речи, мышления, памяти, воображения, орфографической и пунктуационной грамотности, любознательности, расширению кругозора обучающихся, распознавать глаголы среди других частей речи.
Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формирование положительной мотивации к учебной деятельности; интерес к русскому языку, к родному слову, бережное отношение к родному языку, слову; окружающему миру, природе; формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, самостоятельности, работоспособности, внимательности, честности, воли, уважения к другим, способности к сотрудничеству, ответственности за продукты собственной деятельности.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата, применение ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминуток.
Планируемые результаты:
Личностные: проявлять интерес к русскому языку, понимать и принимать правила коммуникации; осознавать значимость личностных качеств для успешности обучения, богатство русского языка, его величие и многогранность.
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение ориентироваться в учебнике, определять понятия и умения, которые будут сформированы на основе повторения данной темы; извлекать информацию, представленную в разных формах, находить закономерности используя ранее приобретенные знания; умение строить логическую цепочку рассуждений, осуществлять анализ, синтез, сравнение, устанавливать причинно - следственные связи, владеть общим приемом решения орфографических задач.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение выполнять учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; умение самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение слушать и понимать других, вступать в диалог; следовать инструкциям, отвечать на вопросы; умение адекватно реагировать на замечания учителя, участвовать в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывать свою точку зрения, выказывать свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Предметные: определять значение глаголов, задавать к ним вопросы, находить глаголы в тексте и выявлять их роль, выделять, применять правила правописания, проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; осознанно выстраивать речевое высказывание в устной форме, соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения; выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения.
Основные образовательные ресурсы: мультимедиа система, презентация, учебник «Русский язык», презентация, карточки для индивидуальной работы.
Ход урока
1.
Организация начала урока.
2.
1. Приветствие.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня урок русского языка проведу у вас я, меня зовут Наталья Александровна.
2. Проверка готовности к уроку
У.: - Посмотрите, все ли у вас готово к уроку: учебник, дневник, пенал.
3. Мотивация к учебной деятельности
У.: - Прозвенел звонок на наш урок.
- Доброе утро, дети!
Мне приятно вас видеть. Пусть это утро несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.
Ребята, постарайтесь настроиться на интересную работу, внимательно слушать, громко и чётко отвечать на вопросы.
1.
Актуализация умений и знаний.
2.
1. Фронтальный опрос
У.: - Какую тему мы изучаем на уроках русского языка в течении нескольких часов?Какие понятия вам уже знакомы на тему глагол?
У.: - А какие затруднения у вас ещё возникают?Давайте вспомним понятия по данной теме, которые нам сегодня будут нужны.
Посмотрим, насколько глубоки ваши познания по теме «Глагол»
Предлагаю поиграть в игру «Да – нет». Если вы согласны с утверждением, то хлопните в ладоши. Если не согласны с утверждением, не хлопайте.
У.: - Итак, положите руки на парту, спины прямые, слушаем внимательно.
У.: - Глагол – это часть речи?
Д.: - Да.
У.: - Глагол отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать?
Д.: - Да.
У.: - Глагол обозначает предмет?
Д.: - Нет.
У.: - А что обозначает глагол?
Д.: - Глагол обозначает действие предмета.
У.: - Молодцы!
3. Анализ и оценка работы обучающихся на данном этапе
У:Молодцы, вы хорошо работали на предыдущем уроке и хорошо усвоили тему.
1.
Каллиграфическая минутка
2.
У.: -Ребята, откройте тетради, запишите 2 апреля, классная работа.
У.: -У вас в тетрадях прописаны образцы написания букв ц и щ. Вспомним, что мы с вами знаем про звук [ц]. К какой группе звуков относится, к гласнымили согласным?
Д.: - К согласным.
У.: -Звук [ц] является твёрдым или мягким, звонким или глухим?
Д.: - Звук [ц] глухой. Звук [ц] всегда твёрдый.
У.: - К какой группе звуков относится звук [щ], к гласным или согласным?
Д.: -К согласным.
У.: -Звук [щ] является твёрдым или мягким, звонким или глухим?
Д.: - Звук [щ] глухой. Звук [щ] всегда мягкий.
У.: - Верно. Прописываем в тетради по образцу строчные буквыц и щ.
1.
Открытие новой темы. Целеполагание.
2.
У.: - Давайте обобщим, что же мы знаем о глаголе. Обозначает действие предмета и отвечает на вопросы – «Что делать? «Что сделать?» и др.
У.: - Посмотрите на доску, ваша задача определить, что общего у данных слов?
Д.: - Это имена существительные.
У.: - А на какие 2 группы мы можем их разделить?
Д.: - Единственное и множественное число.
У.: - Верно. Распределим эти слова в два столбика. В 1 столбик запишем существительные единственного числа, во 2 столбик запишем существительные множественного числа. 1 ученик выйдет к доске, и будет писать слова у доски, а вы запишите слова в тетрадь в два столбика, с маленькой буквы, следите за правильным написанием слов.
Слова на доске: город, трубы, книга, дожди, ягода, столы.
На слайде появляется надпись: «Единственное и множественное число» (Слайд 2)
У.: - Посмотрите на слайд, вы видите две надписи «глагол» и «единственное и множественное число», кто, глядя на них, сможет определить тему нашего урока? (Слайд 3)
Д.: - Тема урока «Единственное и множественное число глаголов».
У.: - Посмотрите на слайд, сколько детей изображено? (Слайд 4-5)
Д.: - Один ребенок.
У.: - Что он делает?
Д.: - Читает.
У.: - Верно. Посмотрите на данный слайд, сколько детей здесь изображено?
Д.: - 3-е детей.
У.: - Что они делают?
Д.: - Читают.
У.: - Имеются различия в данных словах? (Сделаем вывод, что глагол имеет единственное и множественное число. Правило на стр. 74.)
У.: - Распределите глаголы на 2 группы, учитывая тему нашего урока и запишите в тетрадь.
Слова:
читают, летит, решают
играют, стучит, говорит
У.: - На какие 2 группы вы разделили слова?
Д.: - На глаголы в единственном и множественном числе.
(2 ученика выйдут к доске и разделят данные слова на доске).
У.: - Проверьте правильность написания слов. На какой вопрос отвечают слова в первом столбике?
Д.: - «Что делает?»
У.: - На какой вопрос отвечают слова во втором столбике?
Д.: - «Что делают?»
1. Словарная работа. (Работа по учебнику)
У.: - Откройте свои учебники на странице 74, посмотрите на упражнение 128. Кто может прочитать стихотворение? (ученик читает стихотворение)
У.: - Прочитайте первое задание и выполните его. (Открывают толковый словарь и читают лексическое значение слова мокнуть)
У.: - Ребята, а почему в одних предложениях слово мокнут, а в других мокнет Д.: - Одно слово обозначает множественное число, а другое единственное.
У.: - Спишите данное стихотворение, (Каждую строчку записываем с заглавной буквы), а над именами существительными и глаголами укажите число.
У.: - Сделайте вывод: как определить, в каком числе стоит глагол?
Д.: - Определить число существительного, а глагол стоит в том же числе, что и существительное.
VI. Физминутка
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, Сели, встали,
И на месте побежали.
Дружно все остановились
И на место опустились.
1.
Закрепление открытых умений, знаний.
2.
У.: - Теперь мы выполним задание по рядам, посмотрите на слайд. (Слайд 6)
У.: - Каждому ряду я выделила сочетание слов. Ваша задача изменить число глагола и существительного и подписать над ними число. (Слайд 7)
ед.ч. ед.ч. мн.ч. мн.ч.
Например: Читает мальчик - читают мальчики.
1 ряд - Рисует цветок - …, прыгает высоко - …, пишет текст - …,
2 ряд - Бегает кот - …, летает шар - …, слушает голос - ….
3 ряд - Сочиняет стих - …, читает книгу - …, слушает песню - ….
У.: - Проверим задание по рядам.
1.
Итог урока. Рефлексия.
2.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.