Решение текстовых задач
Цели деятельности учителя: содействовать развитию умения составлять краткую запись к задаче; способствовать совершенствованию умения выделять в тексте главные слова и читать схемы к задачам; создать условия для развития умения анализировать и рассуждать.
Планируемые результаты образования.
Предметные: умеют решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание, дополнять краткую запись условия числовыми данными, выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100, составлять выражение по условию задачи.
Личностные: оценивают собственные успехи в освоении вычислительных навыков; имеют познавательную мотивацию, демонстрируют интерес к математическим заданиям повышенной трудности.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): регулятивные: проверяют результаты вычислений; планируют собственную вычислительную деятельность; познавательные: используют схемы при решении текстовых задач; выполняют вычисления; сопоставляют условие задачи с числовым выражением; коммуникативные: отвечают на вопросы, задают вопросы, уточняют непонятное.
Ход урока
I. Актуализация знаний. Устный счет.
1. Прочитайте Незнайкины задачи.
• На кочке сидели .
Одна прыгнула в воду. Сколько лягушек прыгнуло в воду?
• Мама купила . две
съели за обедом. Сколько осталось?
• У Коли , а у
Саши
.
• На ветке сидели ,
прилетели еще
. Сколько стало рыб?
• Сколько стоят ?
– Все ли тексты являются задачами? Все ли задачи имеют смысл?
– Исправьте условия задач, где нужно, дополните. Решите их.
2. Выполните действия и запишите ответ. Чем похожи примеры в каждом столбике?
17 – 7 –2 = 14 – 4
– 2 =
8 + 2 + 7 =
13 – 3 –5 = 15 – 5
– 4 =
5 + 5 + 3 =
12 – 2 – 4 = 16 – 6
– 1 =
4 + 6 + 8 =
11 – 1 – 3 = 18 – 8
– 1 =
7 + 3 + 5 =
II. Изучение нового материала.
Работа по учебнику.
– Сегодня на уроке мы будем учиться решать текстовые задачи.
Принцесса Турандот сказала принцу Калафу, что отдаст ему руку и сердце, если принц разгадает загадки.
Задача 1.
– Что известно? Что требуется узнать? Выполните вычисления.
Калаф нарисовал загадочный рисунок и сказал правильный ответ. Назовите его.
(11 + 13 = 24.)
Задача 2.
– Что известно? Что требуется узнать? Выполните вычисления.
Калаф снова нарисовал рисунок. Дополните его.
– Подскажите Калафу правильный ответ.
(28 – 12 = 16.)
Задача 3.
– Что известно? Что требуется узнать?
Помогите Калафу составить краткую запись и решить задачу.
Решение: 1) 7 – 4 = 3 (д.) – у Понга;
2) 7 + 3 = 10 (д.) – у Панга.
Задача 4. Сколько детей у Пинга, Понга и Панга вместе? (7 + 3 + + 10 = 20 д.)
Задача 5.
– Что известно? Что требуется узнать?
– Эта задача с избыточными данными. Выберите вопрос. Найдите и выпишите те данные, которые помогут ответить на него.
Всего – 20 к. Решение:
Огромных – 12 к. 20 – 12 = 8 (к.) – маленьких.
Маленьких – ? к.
Задание 8. Найдите ошибки в рисунке художника.
Задание 9.
– Принц Калаф решил сорвать в саду 100 роз для принцессы Турандот. По какой дорожке ему нужно пройти? Составьте выражение. (47 + + 32 + 21 = 100 р.)
III. Самостоятельная работа по карточкам.
• Красная Шапочка несёт бабушке 10 пирожков с капустой и 6 пирожков с рисом. Сколько всего пирожков несёт Красная Шапочка бабушке?
• Иван-царевич сорвал с одной яблони 8 волшебных яблок, а с другой – 10. Сколько волшебных яблок сорвал Иван-царевич с третьей яблони?
IV. Итог урока.
– Назовите признаки задачи.
Решение текстовых задач
Цели деятельности учителя: содействовать развитию умения составлять краткую запись к задаче; способствовать совершенствованию умения выделять в тексте главные слова и читать схемы к задачам; создать условия для развития умения анализировать и рассуждать.
Планируемые результаты образования.
Предметные: умеют решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание, дополнять краткую запись условия числовыми данными, выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100, составлять выражение по условию задачи.
Личностные: оценивают собственные успехи в освоении вычислительных навыков; имеют познавательную мотивацию, демонстрируют интерес к математическим заданиям повышенной трудности.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): регулятивные: проверяют результаты вычислений; планируют собственную вычислительную деятельность; познавательные: используют схемы при решении текстовых задач; выполняют вычисления; сопоставляют условие задачи с числовым выражением; коммуникативные: отвечают на вопросы, задают вопросы, уточняют непонятное.
Ход урока
I. Актуализация знаний. Устный счет.
1. Прочитайте Незнайкины задачи.
• На кочке сидели .
Одна прыгнула в воду. Сколько лягушек прыгнуло в воду?
• Мама купила . две
съели за обедом. Сколько осталось?
• У Коли , а у Саши
.
• На ветке сидели ,
прилетели еще
. Сколько стало рыб?
• Сколько стоят ?
– Все ли тексты являются задачами? Все ли задачи имеют смысл?
– Исправьте условия задач, где нужно, дополните. Решите их.
2. Выполните действия и запишите ответ. Чем похожи примеры в каждом столбике?
17 – 7 –2 = 14 – 4
– 2 =
8 + 2 + 7 =
13 – 3 –5 = 15 – 5
– 4 =
5 + 5 + 3 =
12 – 2 – 4 = 16 – 6
– 1 =
4 + 6 + 8 =
11 – 1 – 3 = 18 – 8
– 1 =
7 + 3 + 5 =
II. Изучение нового материала.
Работа по учебнику.
– Сегодня на уроке мы будем учиться решать текстовые задачи.
Принцесса Турандот сказала принцу Калафу, что отдаст ему руку и сердце, если принц разгадает загадки.
Задача 1.
– Что известно? Что требуется узнать? Выполните вычисления.
Калаф нарисовал загадочный рисунок и сказал правильный ответ. Назовите его.
(11 + 13 = 24.)
Задача 2.
– Что известно? Что требуется узнать? Выполните вычисления.
Калаф снова нарисовал рисунок. Дополните его.
– Подскажите Калафу правильный ответ.
(28 – 12 = 16.)
Задача 3.
– Что известно? Что требуется узнать?
Помогите Калафу составить краткую запись и решить задачу.
Решение: 1) 7 – 4 = 3 (д.) – у Понга;
2) 7 + 3 = 10 (д.) – у Панга.
Задача 4. Сколько детей у Пинга, Понга и Панга вместе? (7 + 3 + + 10 = 20 д.)
Задача 5.
– Что известно? Что требуется узнать?
– Эта задача с избыточными данными. Выберите вопрос. Найдите и выпишите те данные, которые помогут ответить на него.
Всего – 20 к. Решение:
Огромных – 12 к. 20 – 12 = 8 (к.) – маленьких.
Маленьких – ? к.
Задание 8. Найдите ошибки в рисунке художника.
Задание 9.
– Принц Калаф решил сорвать в саду 100 роз для принцессы Турандот. По какой дорожке ему нужно пройти? Составьте выражение. (47 + + 32 + 21 = 100 р.)
III. Самостоятельная работа по карточкам.
• Красная Шапочка несёт бабушке 10 пирожков с капустой и 6 пирожков с рисом. Сколько всего пирожков несёт Красная Шапочка бабушке?
• Иван-царевич сорвал с одной яблони 8 волшебных яблок, а с другой – 10. Сколько волшебных яблок сорвал Иван-царевич с третьей яблони?
IV. Итог урока.
– Назовите признаки задачи.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.